Статья демонстрирует тенденции развития гостиничного бизнеса последних нескольких лет, подробно объясняя, что стало определяющим фактором в изменении индустрии
Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничный сектор, туристический поток, точки роста
Актуальность данной статьи состоит в том, что мы смотрим на отечественный гостиничный бизнес через призму автономного предмета исследования, так как это сфера экономической деятельности, обладающая некоторыми, свойственными только ей уникальными чертами.
Российский гостиничный бизнес — один из немногих областей гостиничной сферы, которому свойственен высокий уровень интернационализации капитала, а также международным характером своих операций, при условии, что гостиничная компания работает на глобальном рынке.
На сегодняшний день, бизнес в сфере гостиничного обслуживания являет собой крайне мощную систему хозяйства отдельно взятого географического объекта или туристского центра и существенную часть экономики туризма. Одними из составляющих гостиничной отрасли являются элементы индивидуального и коллективного размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостелы, апартаменты, туристские приюты, в том числе частный сектор, принимающий участие в размещении туристического потока.
Гостиничный сектор, в сопоставлении с любой отраслью хозяйства, является более сложно организованной средой, уровень развития которой напрямую связан с уровнем развития экономики государства. Отталкиваясь от этого факта, руководители высшего звена и владельцы гостиничных секторов встречаются с разного рода трудностями, корень которых растёт от сегмента, в котором расположен отель.
Сформулируем перечень некоторых проблем гостиничного бизнеса в России [1]:
- Крайне низкий уровень производительности труда сотрудников гостиниц среднего уровня, не входящих в сетевые компании. Отсутствие регламентов, поддерживающих стандарты осуществления обслуживания и повышения квалификации (образовательные курсы, семинары)
- Единичные туристические гостиницы высокого уровня сервиса, которые может себе позволить представитель среднего класса, приехавший на путешествие или отдых в Россию
- Подавляющее множество гостиниц не имеют легально подтверждённой лицензии и категории
- Одной из крайне важных проблем развития гостиничного сектора является дефицит профессиональных кадров, что во многом является первопричиной низкой эффективности организации труда.
Действительно, трудности в гостиничном бизнесе в России — это следствие интенсивного роста. Одновременно с этим, эти же индикаторы, транслируемые рынком гостиничного сектора, позволяют нам сделать вывод о том, что прогресс присутствует.
К примеру, отельеры международного уровня размещаются в городах, увеличивается число частных гостиниц среднего уровня, гостиницы старого советского формата реконструируются [2].
Однако, интенсивный рост отнюдь не всегда прогрессирует параллельно с улучшением качества обслуживания и сервиса.
Говоря о термине индикатор в секторе гостиничного бизнеса, мы будем подразумевать процессы, которые происходят именно в разделе гостиничных услуг, показывающих динамику и положение рынка и его элементов, а также уровень их развития.
Рассмотрим, для анализа, часть индикаторов рынка гостиничных услуг в РФ [3]:
- Размещение иностранных гостиничных сетей («Холидэй Инн», «Мариотт», «Шератон» и т. д.);
- Размещение национальных гостиничных сетей («Азимут», «Алрос» и т. д.) [4];
- Появление маркетинговых акций, уникальных предложений и т. д. (внедрение рекламных западных техник);
- Внедрение последних новинок техники, которые становятся атрибутом повседневной жизни, и должны присутствовать в составе услуг любой современной сети (interactive tv systems, wi-fi, energy management system, connectivity panel);
- Появление инновационных платформ, объединение бизнеса (международные системы бронирования — «Booking.com», «Amadeus» и т. д.);
- «Глубокая» сегментация трафика туристов (проработка туристического рынка по критериям образа жизни даёт возможность определить основную группу потребителей − «Синие воротнички» и т. д.);
- Размещение туристического потока с крупных международных событий (спортивная отрасль — «XXII зимние Олимпийские игры» в г. Сочи в 2014 году, «21-й чемпионат мира по футболу ФИФА» в городах России в 2018 году и т. д.);
Таким образом, с помощью индикаторов и маркетинговых приёмов, которые мы указали выше, гостиничный бизнес продолжает своё активное развитие и ежегодно увеличивает обороты.
Всё это в совокупности позволяет увеличивать спрос на предоставление услуг размещения и формировать новые предложения для продуктов гостиничной сферы [5].
Появление такого рода индикаторов развития бизнеса гостиничного сектора в России наглядны. Это можно объяснить следующими критериями [6]:
усиливается процесс вовлечения России в международное мировое сообщество, что делает отношение к нашей стране среди туристов более лояльным и увеличивает туристический поток;
улучшение и повышение экономической стабильности в стране ведёт к повышению доходов граждан, соответственно, люди начинают активнее путешествовать
стабилизация экономики страны приводит к повышению доходов населения, люди больше путешествуют, включая так же регионы России (Федеральная Целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011–2018гг».);
система классификации средств размещения, позволяющая определять категорию гостиничных предприятий (Приказ от 25 января 2011 г.№ 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи») [1];
материальная помощь гостиницам в городах, которые выступают площадками для проведения международных мероприятий («XXII зимние Олимпийские игры», «21-й чемпионат мира по футболу ФИФА»).
Проанализировав текущие обстоятельства и индикаторы развития российского рынка гостиничных услуг, мы можем прийти к выводу о том, что бизнес в гостиничном секторе на сегодняшний день является масштабным и неосвоенным рынком, имеющим огромные перспективы развития в нашей стране. Данная отрасль представляет собой системообразующую цепь, формирующую взаимосвязанный комплекс финансовых и хозяйственных активностей между элементами разных рынков.
Рассматривая гостиничный сектор, в качестве одного из элементов туристического бизнеса, он является мощным стимулом для развития туристической отрасли. По этой причине управляющим органам власти стоит обратить особое внимание на формирование особого внимания к процессам финансовой поддержки индустрии гостиничного рынка и развития туристического направления в стране.
Литература:
- Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства: Учебное пособие / А. Д. Чудновский, Ю. М. Белозерова — М.: –Высшее образование., «Гриф», 2012. — 336 с.
- Организация и управление гостиничным бизнесом. А. П. Лесник, А. В. Чернышев, — М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2001.- 497 с.
- Оказание гостиничных услуг по российскому гражданскому праву. А. В. Тихомирова, — М.: «Гриф», 2011. -192 с.
- Организация гостиничного хозяйства: Учебное пособие / Т. А. Джум, Н. И. Денисова., — М.: «Гриф», 2011. — 400 с.
- Маркетинг в индустрии гостеприимства. Е. А. Джанджугазова. Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия» 2010. — 224 с.
- Гостиничный и туристический бизнес / Под редакцией Чудновского А. Д.- М.: ЭКМОС, 2010. — 473 с.