Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 3130 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. А. Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52149/ (дата обращения: 08.10.2024).



В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу методик для её оценки.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, методики определения уровня адаптации.

В современных условиях постоянных общественных, экономических, политических изменений представляется важным изучение динамики адаптационного процесса, механизмов и факторов адаптации личности и социальных групп. Реакцией общества на негативную обстановку является попытка самоорганизации общества в субкультуры, осмысление закономерностей социально-психологической адаптации которых требует особого внимания как возможного фактора социальной нестабильности, а, следовательно, и понимания механизмов взаимодействия с ними. Так по итогам последних исследований всемирной организации здравоохранения, было принято решение, в 2018 году включить игровую зависимость в международную классификацию болезней [1]. Постановление относится не только к лицам, имеющим зависимость от азартных или компьютерных игр, а представляет более широкий спектр лиц, вовлеченных в игровую деятельность, который будет известен полностью после публикации нового пересмотра классификации болезней, и может охватить представителей иных игровых субкультур, способных к большей социализации. К таким субкультурам, в частности, относится сообщество ролевиков, представленное многообразием сеттингов, полилокализацией (интернет, живое действие, настольные игры, текстовые ролёвки), среди которых игры живого действия составляют объект изучения нашей научно-исследовательской работы. Субъектные и адаптивные характеристики представителей субкультуры ролевых игр живого действия в научно-исследовательской литературе освещены пока очень мало. Кроме этого, факты из жизни свидетельствуют о социальной вовлечённости представителей данной субкультуры, примерами которых служат исторические реконструкции, участие в муниципальных мероприятиях в качестве актёров и приглашённых экспертов.

В обществе, заинтересованном в сохранении психологического и физического благополучия, формируется запрос на изучение адаптивных характеристик личности — факторов, причин, которые обусловливают эффективность адаптации, но существует проблема объективной оценки и отнесения конкретной личности к уровню и типу адаптации [2, 7]. Для получения инструмента объективной оценки процесса социально-психологической адаптации, существуют требования выделения критериев. В зарубежной и отечественной социально-психологической литературе традиционно используется количественный подход, представленный диагностическими и экспериментальными инструментами измерения, учитывающими объективные и субъективные критерии.

Американскими психологами К. Роджерсом и Р. Даймондом создан тест для измерения социально-психологической адаптации, который учитывает следующие субъективные критерии оценки: принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, уровень стремления к лидерству [6]. Показателями неадаптированности являются непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, эскапизм, ведомость. Методика направлена на диагностику «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», что позволяет её использовать для оценивания взаимодействия с социумом и удовлетворённость жизненными обстоятельствами во всех сферах жизнедеятельности.

Помимо теста измерения социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда есть и другие методологически успешные способы диагностики.

В соответствии с моделью А. А. Реана в социально-психологической адаптации должны быть учтены критерии как внутренний (психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствием проявлений дистресса), так и внешний (соответствие поведения нормам общества) [5]. Н. Н. Мельниковой были предложены две методики, которые в комплексе позволяют определить тип адаптации в соответствии с указанной моделью [4].

Опросник «Удовлетворённость жизнью» дополняет перечень критериями, относящихся к сфере субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств. Опросник предназначен для оценки чувства удовлетворённости жизнью, которое понимается как субъективно переживаемое состояние, как реакция на при взаимодействии индивида с субъективно воспринимаемой окружающей реальностью. Признаками удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью считаются: эмоциональное состояние; активность или пассивность поведения; чувство насыщенности или пустоты жизни; удовлетворение от реализации планов; чувство стабильности или дестабилизации окружающей обстановки. В структуре опросника представлены четыре фактора: один определяет положительную сторону удовлетворённости, три остальных — различные компоненты неудовлетворённости жизненными обстоятельствами. Фактор «Жизненная включённость» состоит из утверждений, которые выражают полноту жизни, тягу к изменениям жизненных обстоятельств, наличие позитивных эмоциональных ощущений. Фактор «Разочарование в жизни» содержит высказывания, описывающие переживание негативных чувств и эмоций, выражается неудовлетворённость результатами деятельности и отсутствие перспектив. Фактор «Усталость от жизни» включает оценку состояния пассивности, слабости, истощения и отсутствия амбиций или желаний. Фактор «Беспокойство о будущем» сообщает о чувстве неопределённости предстоящих событий, неуверенности в ближайшем или далёком будущем, тревожных ожиданиях.

Отметим, что методика удовлетворенности жизнью заостряет внимание только на одном факторе удовлетворённости, а их может быть больше. В частности, удовлетворённость собой, здоровьем, деятельностью. Кроме этого, при анализе субъективного восприятия состояния субъектом жизненных обстоятельств не выявляются и не учитываются определённые объективные и субъективные риски, которые могут привести к радикальному изменению удовлетворённости жизнью. Опросник не ставит целью работу с вероятными проблемами.

В предложенной анкете для оценки социального благополучия показателями внешнего объективного критерия выступили: профессиональный статус, уровень дохода, условия труда, семейное положение, бытовая устроенность, формы проведения досуга.

Автор даёт инструкцию по определению типа социально-психологической адаптации, учитывая обе методики: опросник «Удовлетворённость жизнью» и анкета «Социальное благополучие».

Для выявления индивидуальных особенностей адаптации и оценки адаптивного потенциала личности Н. Н. Мельниковой предложена методика «Адаптивные стратегии поведения» (АСП). Данная методика направлена на изучение таких аспектов социально-психологической адаптации, как приспособление в рабочем или учебном коллективе, семье, узком круге лиц. По форме она представляет описание конфликтных ситуаций, выраженных в социальном плане. Для их разрешения предлагается выбрать одно из нескольких заранее подготовленных вариантов поведения, каждое из которых, соответствует изучаемой стратегии. Такая форма подачи материала позволяет эмоционально вовлечь испытуемого в исследование, а также, не требует углубленной саморефлексии, которая возникает в ситуациях, требующих самооценки личных характеристик. Но высокая вариативность при выборе действия напрямую зависит от личных установок и диспозиции испытуемого. Вопросы составлены специализированным образом, исходя из окружений испытуемых, оказывающих повышенный эмоциональный эффект на субъект. Например, опросник для подростков содержит описание ситуаций взаимодействия с друзьями, членами семьи и учебного коллектива, а опросник для взрослых — с коллегами по работе, начальником [3].

Минусом данной методики является фактор возможной искажённости восприятия субъектом предлагаемой ситуации. При прохождении теста, субъект в меньшей мере подвержен стрессу, чем в реальных жизненных ситуациях, которые приведены в опроснике, что создаёт определённую погрешность в ответах испытуемых, при отсутствии злого умысла со стороны самих испытуемых.

В 1993 году учёными Л. С. Свердловым и А. И. Скорики была создана методика диагностики социально-психологической дезадаптации, которая предназначена для предварительной диагностики дезадаптации личности человека [6]. Она имеет скрининговый характер и позволяет получить общее представление о наличии или отсутствии выраженных признаков, указывающих на дезадаптацию субъекта, и особенностях этих признаков. Опросник имеет шесть шкал, каждая из которых соответствует определённым факторам адаптации или дезадаптации: «Переживание общего физического и психического комфорта», «Степень фиксации на соматическом неблагополучии», «Ощущение комфорта, ведущего к потере способности объективной оценки реальности»; «Уровень депрессивного состояния»; «Уровень невротизации»; «Нарушения социальных отношений». Субъективные критерии, которые данный тест привносит в разработку темы, относятся к оценке психических, психофизиологических состояний, переживаний, социальных отношений.

Методики, анализируемые в данной статье, прошли проверку на валидность. Зарубежные методики были адаптированы в России в разные годы. Позволяют охватить аудиторию и старших подростковых групп, и взрослых.

Также существуют экспериментальные пробы, на которые стоит обратить внимание. Исследование Н. Е. Шустовой «Социальная адаптация личности» подтверждает гипотезу о том, что адаптация является не только ответной реакцией на изменение окружающей среды, а также внутренне мотивационным процессом [8]. В рамках данной методики, под адаптацией понимается социальный процесс, в котором реализуются актуальные потребности личности. Критерии, представленные в методике, относятся к соотношению актуальных и реализованных потребностей в сферах: материальной, социально-правовой, здоровья, семьи, образования, общения, самореализации. Оценивается степень удовлетворённости потребности в настоящий момент и сравнивается со степенью ее актуальности. При выявлении значительных расхождений между реальным и актуальным, обозначаются проблемные зоны.

Проанализированные методики позволяют изучить тему социально психологической адаптации личности с позиций «приспособленности человека к взаимодействию в системе межличностных отношений», «субъективного восприятия личностью жизненных обстоятельств», нормативности поведения индивида в обществе, характеристики состояний и социальных отношений, реализации актуальных потребностей личности. По отдельности методики направлены на исследование определённых аспектов социально-психологической адаптации, но в совокупности, являются взаимодополнительными. Отмечается множественность критериев, которые относятся к двум основным группам. Первая группа критериев учитывает особенности личности, выражающие внутренние восприятие и переживание окружающей действительности. Это наиболее сложная тема, поскольку связана с проблемой субъективного восприятия реальности и интерпретации действительности. Их исследование позволяет нам определить в некоторой степени мотивацию индивида и причинно-следственные связи поведения. Вторая группа критериев направлена на внешние проявления реакции субъекта на изменение обстановки, в которой он пребывает, что позволяет нам зафиксировать его положение относительно социально-принятых норм поведения, и перейти к более углублённому изучению внутренних особенностей личности. Использование полученных результатов методик в изучении адаптационных характеристик представителей субкультур в целом, и представителей субкультуры ролевых игр в частности, позволит наиболее полно и комплексно подойти к решению поднимаемых данным исследованием проблем. В нашем исследовании мы будем исходить из понимания социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков как способности индивида или социальной группы к взаимодействию в системе межличностных отношений, способности выстраивать стратегию поведения согласно общепринятым нормам общества и реализовывать актуальные потребности. На наш взгляд, это наиболее важные аспекты адаптации, которые помогут нам в изучении адаптивных характеристик представителей сообщества ролевиков. Поэтому в нашей научно-исследовательской работе мы будем применять пакет методик для измерения социально-психологической адаптации: Тест измерения социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), комплект методик Н. Н. Мельниковой, «Социальная адаптация личности» (Н. Е. Шустова).

Литература:

  1. Горинов В. В., Корзун Д. Н., Васюков С. А. Классификация и диагностика расстройств личности в свете положений пересмотра Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 50.
  2. Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. 322 с.
  3. Мельникова Н. Н. Классификация стратегий адаптивного поведения // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. трудов. Т. 3 / Под ред. Н. А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. 375 с.
  4. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 57 с.
  5. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. 1995. Вып. 3. № 20. 74 с.
  6. Смирнов А.А, Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
  7. Терещенко Н. Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 3046–3050.
  8. Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, методика, актуальная потребность личности, группа критериев, жизнь, научно-исследовательская работа, субъективное восприятие, Тест измерения, тип адаптации, учебный коллектив.


Ключевые слова

личность, социально-психологическая адаптация, методики определения уровня адаптации

Похожие статьи

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Интегративный подход в психологической коррекции зависимой личности

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования зависимой личности и зависимого поведения. Особое внимание уделено рассмотрению методов и основных направлений психологической коррекции зависимой личности и зави...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Сущность и особенности социально-психологической адаптации

В данной статье представлен анализ социально-психологических аспектов процесса адаптации. Проведен обзор трудов зарубежных и отечественных исследователей в области социально-психологической адаптации, рассмотрены сущность и особенности понятия.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Похожие статьи

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Интегративный подход в психологической коррекции зависимой личности

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования зависимой личности и зависимого поведения. Особое внимание уделено рассмотрению методов и основных направлений психологической коррекции зависимой личности и зави...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Сущность и особенности социально-психологической адаптации

В данной статье представлен анализ социально-психологических аспектов процесса адаптации. Проведен обзор трудов зарубежных и отечественных исследователей в области социально-психологической адаптации, рассмотрены сущность и особенности понятия.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров

В данной статье рассмотрены цель, объект, предмет, этапы и методы исследования взаимосвязи креативности и эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Проверена выдвинутая гипотеза об их взаимосвязи, а также с целью развития эмоционального интел...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта

В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Задать вопрос