Образ ребенка в прозе и поэзии И. А. Бунина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 07.07.2018

Статья просмотрена: 2394 раза

Библиографическое описание:

Баранова, Н. А. Образ ребенка в прозе и поэзии И. А. Бунина / Н. А. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51982/ (дата обращения: 04.05.2024).



Детство как универсальная смысловая и поэтическая категория работы Бунина неоднократно привлекало внимание исследователей, но многие ее стороны по-прежнему нуждаются в дальнейшем изучении. Чтобы проникнуть в мир искусства Бунина, важно понять, что для него детство — это не просто жизненный этап, который имеет свое начало и конец, а духовная и моральная основа личности, которая позволяет человеку существовать в мире, понимая его прошлое и настоящее, людей и природу, культуру и родину.

Расширение художественного времени и пространства, высокий эмоциональный накал авторских переживаний, влияющий и на читательское восприятие, обусловлен такой особенностью поэтики Бунина, как «сгущение времени» [Михайлов 1995: 134]. Еще, будучи совсем молодым человеком, Бунин остро переживал ход времени, ушедшие детство и юность. Обращение к теме детства в творчестве Бунина всегда автопсихологично, ностальгически и элегически окрашено.

Явление детства воплощено в творческом наследии И. А. Бунина в художественно-интегральном образе детства. На сюжете, «героическом», образно-символическом, философском уровнях он входил в разные стороны в художественный мир писателя в целом. Он влиял на его «сквозные» темы и основные направления творческих поисков (вера, люди, природа, прошлое и настоящее человека, страны и человечества и т. д.).

Понятие «детство» можно трактовать широко: в бытийно-космическом, культурно-историческом, социально-гражданском, нравственном и семейно-педагогическом смыслах. Образ детства как художественная целостность в творчестве Бунина включает в себя: мир детей-героев; образы отцов и матерей, изображение семьи; воспоминания о детстве, «детскость» всего человечества, исконные и патриархальные черты национального характера; детские грани в характерах героев, художественное воспроизведение «детского мировидения» [Мальцев 1994: 54].

Детство (или «детскость») как синоним любых личностных качеств и поведения, значимых для работы данного писателя, является дополнительным аспектом изучаемой темы. Творческое видение детства в целом как культурного и психологического феномена связано с личным восприятием мира самим Буниным, с воспоминаниями писателя о его собственном детстве и ранней юности. Вся поэзия и проза Бунина отличаются личным лирическим, автобиографическим принципом. Собственный жизненный опыт Бунина, многократно отраженный в его творчестве, — это воспоминания ребенка, юноши, взрослого человека, сына, брата, ученика [Бочаева 1993: 23].

Анализируя образ детства в художественном мире И. Бунина, исследователи говорят о его присутствии во всех жанрах произведения писателя. Идеологическая и художественная оригинальность и наполнение образа детства различными аспектами зависит от жанровой специфики произведения. В лирике этот образ имеет духовный и конфессиональный фокус и поглощает такие грани, как образ Девы и Иисуса, младенца, образ матери, мотив сиротства. В маленькой прозе писателя этот образ, сохраняя те же грани, наполнен новым контентом (мир героев, детей, дома и семьи, взрослых и детей), приобретает социальную окраску. Объединяет все грани образа детства, выявленные в поэзии и прозе Бунина, роман «Жизнь Арсеньева» [Благасова 2001: 34].

Детство в работе Бунина — символ самого ценного и важного в мире и души человека. Для писателя это период жизни, который не только запоминается на всю жизнь, но также отражает мировоззрение и характер человека, потому что в детстве (в «источнике дней») человек формируется как персона.

Ребенок в художественном мире писателя — это семантический центр философских, нравственных, эстетических и педагогических проблем, которые отражены в работах Бунина по детству: в стихах, рассказах и романе «Жизнь Арсеньева». С детства автор пытается понять динамику формирования личности и перспективы ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания и окружающей «живой жизни». Несмотря на живую память и много раз воссоздавали детские воспоминания, для Бунина жизнь и чувства ребенка были во многом загадкой.

Для Бунина-поэта ребенок, дитя — прекрасная часть целостного гармоничного мира Божьего. Все поэтическое мировидение Бунина в значительной степени обусловлено «памятью детства» («Детская», «При свече», «Детство» и др.). Образ детства в стихах Бунина устойчиво связан с мотивом дома, в его бытовой, временной и бытийной модификациях (дом — колыбель, дом — Россия и дом — Вселенная) [Пращерук 2012: 99].

Память о детстве в поэзии Бунина также связана с мотивом сна, образами звезд, звездного неба, тишиной («На глазки синие, прелестные»., «Звезда над темными далекими лесами»., «Летняя ночь», «Матери», «Зеленый цвет морской воды»., «Земной, чужой душе закат». и т. д.). Объектно-материальные детали и мотивы сочетаются с обобщенным видением всей вселенной как мира Бога. Таким образом, в поэтическом мире Бунина ребенок (и мир счастливого детства) является тем фокусом, в котором отражается красота и гармония всего мироздания [Пращерук 2012: 101].

Бунин, раскрывая образ детства во многих работах, связан или даже сталкивается с миром детей и мира взрослых, демонстрируя их близость, но в то же время раскрывает фундаментальные различия этих миров (например, в рассказе «Цифры»»). Он показывает проникновение и зависимость этих миров друг от друга.

Образ детства в художественном мире И. Бунина стабильно связан с мотивом дома в его различных модификациях — повседневной, географической, исторической. Мы рассматривали образы матери и отца как один из аспектов раскрытия образа детства. Особенно поэтичным в работе Бунина был образ матери, восходящий к воспоминаниям о его собственном детстве и связанный с образом Богоматери.

Обращаясь к тем или иным аспектам образа детства в поэзии и прозе, Бунин часто сочетает в себе ортодоксальные и фольклорные элементы. Восприятие фольклора в единстве с религиозной мифологией как отражение «древнего детства» всего человечества, свойственное Бунину, стало основой того, что каждый образно воссозданный момент и опыт «вписаны» Буниным в движение бесповоротного время прохождения.

Мир, где живет ребенок, богат, разнообразен и таинственен. («Зеркало», «У истока дней», «Восемь лет»). Бунин ценит своих персонажей для детей и подростков, описывая их персонажи, поведение, с большим чувством и вниманием, внимательно глядя на каждую деталь. Можно предположить, что, несмотря на живую память и неоднократно воссоздавали детские воспоминания, для Бунина жизнь и чувства ребенка были во многом загадкой. Часто на страницах рассказов Бунина дети начинают раннюю взрослую жизнь, страдают лишениями, а некоторые не знают, какое детство связано с такими причинами, как бедность, сиротство («Танька», «Клаша», «Аглая», «Ночной разговор», «Красавица»).

Детскость (или «ребячество») как синоним любых личностных качеств и поведения, значимых для данной работы писателя, является дополнительным аспектом исследуемой темы, которая в нашей работе только предвидится, но в целом требует дальнейшего изучения. «Детскость», обозначенное поведением или характером человека, для И. A. Бунин — не столько художественная идиома, сколько категория оценки, сочетающая как положительные, так и отрицательные характеристики. «Детскость» как искренность, простота, наивность и деликатность, которая производит трогательное впечатление, неоднократно отмечалась Буниным как особенность очень хороших людей.

Но в целом «детскость» во взрослом человеке для Бунина — амбивалентная категория. Так, например, охарактеризован им Бальмонт в тех же «Автобиографических заметках», правда, слово «детскость» Бунин взял в кавычки: «Человек, иногда многих восхищавший своей «детскостью», неожиданным наивным смехом, который, однако, всегда был с некоторой бесовской хитрецой» (Бунин 1999: 46). «Детскость» может быть рассмотрена и как первозданное, в чем-то «животное», неразвитое, начало в человеческой личности. Так, например, в 1917 г. Бунин писал П. А. Нилусу: «Жить в деревне и теперь уже противно. Мужики вполне дети, и премерзкие. «Анархия» у нас в уезде полная, своеволие, бестолочь и чисто идиотское непонимание не то что «лозунгов», но и простых человеческих слов — изумительные» (Бунин 2000: 154).

По всему наследию Бунина существуют устойчивые тенденции в развитии образа детства: православная традиция, воспоминания, отношения между «отцами и детьми», проблема семьи. Образ детства в прозе и поэзии Бунина имеет много общего (воплощение мысли о красоте, гармонии и единстве Божьего мира, актуализации ценностных центров художественного мира: дом-мать-родина, доминирующих воспоминаний, повторяющихся мотивы сна, тишины, звездное небо, использование фольклорных элементов). В рассказах Бунина детство как целостная концепция отличается, во-первых, связью с социально-политическими проблемами, с национальной проблемой; во-вторых, это касается вопросов воспитания, взаимоотношений между родителями и детьми.

Высший навык раскрытия образа детства Бунина достигли в его лирико-философском, феноменологическом романе «Жизнь Арсеньева». Образ детства в романе «Жизнь Арсеньева» сочетает в себе черты, характерные для прозы и поэзии писателя.

Тема памяти и образ детства, на наш взгляд, наиболее тесно связаны с работой Бунина. Ребенок для писателя — это семантический центр не только философских, моральных, эстетических, но и педагогических проблем. Таким образом, образ детства, очерченный нами, имеет еще одну грань, которую условно можно назвать педагогической. Художественная работа Бунина, его дневники и письма отражают взгляды писателя на процесс формирования и воспитания личности: стихотворения «Мать», «И снилось мне» и др., рассказы «У истока дней», «Далекое», «Восемь лет», «В деревне», «Танька», «Цифры», «Снежный бык», «Веселый двор», «Худая трава», «Красавица», «Дурочка», «Подснежник» и др., а также роман «Жизнь Арсеньева», значительная часть которого посвящена «истокам дней». С детства автор пытается понять динамику формирования личности и перспективы ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания и окружающей «живой жизни».

Образ детства в творчестве Бунина обусловлен тем, что писателя волновали вечные, «первородные» проблемы, касающиеся социального и нравственного уклада, взаимоотношений между людьми, отцов и детей, таинственной красоты природы и др. Бунина тянет заглянуть за горизонт жизни (подобно тому, как мальчиком он безуспешно стремился «заглянуть» за зеркало). Однако еще, будучи ребенком, он делает вывод, что жизнь — это тайна, которою невозможно разгадать: «Всюду она, эта всепроникающая власть тайны, власть, чаще всего злая, враждебная нам. И от попыток моих разгадать жизнь останется один след: царапина на стекле, намазанном ртутью» (Бунин 2000: 115).

Будучи концептуальным центром основных тем, образов и мотивов, многогранный образ детства дает творчеству писателя внутреннее единство, обусловленное неизменностью ценностной картины мира. Детство для Бунина связано с пониманием и пониманием духовного происхождения существования современного человечества, т. е. с «истоком дней» всех людей.

И. А. Бунин не принадлежал к тем писателям, в чьих работах изображения детей и раскрытие детской психологии определялись бы в специальной отдельной теме, хотя у него достаточно работ, главными героями которых являются дети. Однако в работе Ивана Алексеевича Бунина была создана такая художественная целостность, как образ детства, который позволяет нам понять многие особенности его творчества.

Литература:

  1. Бочаева, Н. Г. Образ ребенка в творчестве И. Бунина [Текст] / Н. Г. Бочаева // Бунин и русская культура. — Елец, 1993. — С. 43–41.
  2. Благасова, Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Г. М. Благасова. — Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 232 с.
  3. Мальцев, Ю. Иван Бунин 1870–1953 [Текст] / Ю. Мальцев. — М.: Посев, 1994. — 432 с.
  4. Михайлов, О. Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870–1953 [Текст] / О. Н. Михайлов // Литература русского Зарубежья. — М., 1995. — 180 с.
  5. Пращерук, Н. В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен [Текст] / Н. В. Пращерук. — Екатеринбург, 2012. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ детства, детство, ребенок, образ матери, работа, художественный мир, взрослый человек, дальнейшее духовное развитие, дальнейшее изучение, дополнительный аспект.


Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

ребенок, новелла, образ ребенка, мир детства, детство, взрослый человек, Огромный-огромный мир, смертельная опасность, тонкий психолог, детская комната.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно

Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются человеком на всю жизнь.

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека.

Это обуславливает необходимость дальнейшего изучения и раз разработки данной проблемы.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Он рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка.

Таким образом, итоговым мероприятием проекта стало создание уникальной фотовыставки «Детский сад моего детства», из экспонатов которой был сформирован альбом «История...

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие... Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи. Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как

Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка дошкольного возраста.

Чаще всего взрослый человек является чтецом, а дошкольник — слушателем.

Ребенок должен воссоздать в своем воображении образы...

Проблема исследования раннего развития детей

Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и

Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми.

Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

ребенок, новелла, образ ребенка, мир детства, детство, взрослый человек, Огромный-огромный мир, смертельная опасность, тонкий психолог, детская комната.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно

Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются человеком на всю жизнь.

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека.

Это обуславливает необходимость дальнейшего изучения и раз разработки данной проблемы.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Он рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка.

Таким образом, итоговым мероприятием проекта стало создание уникальной фотовыставки «Детский сад моего детства», из экспонатов которой был сформирован альбом «История...

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие... Художественный ручной труд в системе дополнительного...

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи. Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как

Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка дошкольного возраста.

Чаще всего взрослый человек является чтецом, а дошкольник — слушателем.

Ребенок должен воссоздать в своем воображении образы...

Проблема исследования раннего развития детей

Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и

Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми.

Задать вопрос