Научный и технологический потенциал Булунского района в рамках создания Арктического кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Научный и технологический потенциал Булунского района в рамках создания Арктического кластера / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51676/ (дата обращения: 29.04.2024).



Булунский район как административно-хозяйственная единица образован 10 декабря 1930 года, относится к северо-западной группе районов Республики Саха (Якутия), расположен между 1290 и 1330 восточной долготы и 690 и 740 северной широты в низовьях рек Лена, Оленёк и Омолой, занимает территорию площадью в 223,6 тыс.кв.км. В улусе 1 городское и 6 сельских поселений. Через территорию района протекают реки: Лена, Оленёк, Омолой, Хара Улах. Этот фактор сильно влияет на природно-климатические условия района, создавая многочисленные микроклиматические регионы. Река Лена является крупным водным транспортным путём, связывающим материковую часть Якутии с Северным морским путём. Вскрытие реки на территории района начинается с конца мая и в первой декаде июня. Ледостав начинается с конца сентября, и устойчивый ледяной покров образуется в последней декаде октября. Среднегодовая температура района — 13,4 С [4]. Расположение района по берегу Северного Ледовитого океана в значительной степени влияет на его климатическую особенность. Снежный покров держится в среднем по всему району 220–250 дней. Характерны ветры, в основном, северного и южного направлений. Зимой преобладают ветры с суши на море, а летом — в обратном направлении. Максимальная скорость ветра зимой достигает до 35 м/сек., и до 20 м./сек. — летом, а в 100 километрах к югу скорость ветра слабеет вдвое. Поселок Тикси является административным центром Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Российской Федерации, занимает территорию площадью в 225 тыс.кв.км. Создан как один из пунктов Северного морского пути в 1933 году. Статус посёлка городского типа с 1939 года. Расположение района по берегу Северного Ледовитого океана в значительной степени влияет на его климатическую особенность. Развитие поселка Тикси Республики Саха (Якутия) Российской Федерации как значимого элемента арктической зоны Республики Саха (Якутия), в силу его географического положения, имеет в средне- и долгосрочной перспективе стратегическое значение. Проживание и освоение, обусловленными экстремальным сочетанием природных факторов и неразвитостью инфраструктуры.

В целом, на освоение и заселение района существенно влияют следующие природно-климатические факторы Арктики [1]:

– суровость природно-климатических условий существенно затрудняет хозяйственную деятельность и проживание населения; повышает затраты общественного труда и расходы населения на покупку продуктов и других товаров по сравнению со среднеширотными и южными районами страны и республики; требует сглаживания дискомфортности проживания в суровых условиях за счет повышенной оплаты труда и повышенных норм социально-культурного обслуживания;

– географическая удаленность от экономически развитой центральной части республики обуславливает удорожание строительства и повышенные транспортные затраты на завоз грузов;

– режим смены дня и ночи требуют подбора правильных условий труда и быта, апробированных профилактических мероприятий, различных мер по ускорению адаптации и биологической акклиматизации для приезжего населения [3]. С точки зрения необходимости изучения адаптационных механизмов человека в условиях Крайнего Севера и Арктики представляется необходимым также и развитие исследований в области общественно-гуманитарных наук и медицины.

Особенностью транспортного комплекса Булунского района является отсутствие наземных круглогодичных путей сообщения. Доминирующую роль в грузо- и пассажироперевозках занимают внутренний водный и воздушный, которые обеспечивают практически весь завоз грузов. Связь райцентра с населенными пунктами осуществляется через автозимники зимой, реки и побережье моря — летом и посредством авиасообщений с наиболее удаленными поселениями. Расстояние от районного центра п. Тикси до столицы Республики Саха (Якутия) Российской Федерации г. Якутска составляет 1210 км. воздушным путём, 1698 км. водным путём. Среднее расстояние от улусного центра до других населенных пунктов составляет 208,4 км. Основными показателями транспорта являются объем перевозок грузов речным, автомобильным и воздушным транспортом и грузооборот речного и воздушного транспорта. ОАО «Морской порт «Тикси» в заливе Булункан моря Лаптевых — один из двух в республике морских портов. Период летней навигации проходит с августа по сентябрь. После создания Управления Главсевморпути в связи с освоением Северного морского пути порт в устье Лены должен был стать основной перевалочной базой Якутии, что положило начало созданию Тиксинского арктического морского порта. С 1989 года пароходство осваивало заграничные перевозки. Северный морской путь и внутренние водные пути — это единый транспортный организм [4] определяющий как стратегическое развитие региона, так и России в целом. Однако в целом по России с 1990-х годов не проводятся дноуглубительные работы на подходах к морским портам и в устьевых участках рек. Навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение не отвечает современным требованиям. ГУП «Аэропорт Тикси» — аэропорт федерального значения. Перевозки самолетами осуществляются в направлениях на Якутск и обслуживает полеты вертолетов МИ-8 на авиационных сообщениях внутри Булунского района. В последние годы из-за дороговизны авиаперевозок наблюдается тенденция увеличения грузоперевозок автомобильным транспортом. Большая часть грузоперевозок приходится на межрайонные и внутрирайонные перевозки по бездорожью. Завоз товаров производственно-технического назначения, продуктов питания, нефтепродуктов, строительных материалов и т. д. в отдаленные поселения района осуществляется только в зимний период.

На территории поселка и в прилегающей к нему территории функционируют предприятия связи — филиал ОАО «Ростелеком», отделение почтовой связи УФПС РС(Я) филиал «Почта России», ОАО «Мегафон», ОАО «Билайн» и ОАО «МТС», ООО «Люник». Через механизмы муниципального — частного партнерства рассматривается возможность подключения населения к скоростному спутниковую интернету для решения проблемы цифрового неравенства, обеспечение равного доступа к государственным и муниципальным услугам и другим необходимым услугам, предоставляемым через интернет: повышение квалификации, переквалификация, дистанционное обучение и др., что в целом скажется на повышении качества жизни населения.

Бухта Тикси и залив Булункан засорены затонувшей древесиной. С 1995 года портом Тикси ежегодно производится сбор молевой древесины — от 200 до 2100 кубометров. Учитывая 5 %-ную загруженность погрузочных мощностей, малых портовых сборах (до 100 тысяч рублей), в связи с отсутствием финансовых средств очистка бухты не производится. На данный момент есть насущная проблема по сохранению экосистем морских островов, комплексному осмотру оставленных объектов и проведения соответствующих рекультивационных работ на территории всего Булунского района.

Таким образом, наиболее острые проблемы поселка Тикси и прилегающей к нему территории: отсутствие развитой транспортной инфраструктуры; сокращение объемов производства по отраслям экономики и занятости населения, уменьшение числа рабочих мест, экологическая обстановка.

Во многом такое положение — результат отсутствия комплексного подхода к стратегическому планированию развития арктических территорий [2]. Прогнозируемые огромные минерально-сырьевые и имеющиеся природные ресурсы дают основание утверждать, что Арктическая зона Республики Саха (Якутия) имеет огромный потенциал для устойчивого развития, который должен быть востребован. Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Арктическая зона является резервом ресурсов для будущих поколений [6]. Необходимо учитывать и то, что практически вся Восточная Арктика обладает высоким прогнозным углеводородным потенциалом. Геологические аналогии с наиболее изученным шельфом в районе Аляски, где имеются крупнейшие нефтяные месторождения, в целом сохраняется далеко к западу вплоть до шельфа моря Лаптевых. Имеются разведанные запасы каменного угля Зырянского угольного бассейна, олова, золота и других полезных ископаемых. Залив Буорхая является частью крупной Усть-Ленской рифтогенной структуры. Специалисты отмечают ее сопоставимость с Персидским заливом на Ближнем Востоке, имеющим уникальную высокую степень нефтегазоносности. Вместе с тем, разведанность ряда важнейших минеральных и энергетических ресурсов, в частности углеводородов, на территории шельфа крайне низкая [7].

На сегодня в рамках российско-американского сотрудничества модернизирована метеостанция «Полярка», действующая в поселке Тикси с 1932 года. В ее работе будут принимать участие организации Росгидромета, Российской Академии наук, университетов США, Скандинавии и научных организаций других стран. Обсерватория в Тикси становится важным компонентом сети действующих арктических атмосферных обсерваторий, включающей обсерватории в Барроу (Аляска, США), Еурика и Алерт (Канада), Саммит (Гренландия). Нью-Олесунд (Норвегия), Паллас (Финляндия) и Абиско (Швеция), которая обеспечит циркумполярность наблюдений [8, 9].

Таким образом, Тикси становится местом нахождения международной комплексной исследовательской обсерватории в одном из наиболее важных и слабо освещенном данными регионов Арктики. Действительно, Тикси в силу своего географического положения, находясь на «кухне погоды», является уникальным местом для проведения наблюдений за изменением климата.

Вместе с тем, гидрометеорологическая наблюдательная сеть в Арктике сократилась: к концу 80-х годов закрыты 7 станций (15 % от общего количества), в 90-е — 18 станций (54 %), в 2000-х законсервированы (временно закрыты) 3 станции. В настоящее время функционируют 18 арктических станций (всего 39 % от максимального количества), из них 8 труднодоступных.

Исходя из вышеизложенного, Булунский район может рассматриваться как база фундаментального научного изучения Арктической зоны Российской Федерации и её изменение, и стратегический центр тестирования новых технологий, в том числе двойного назначения.

В настоящее время в районе на постоянной основе действуют:

– Полярная геокосмофизическая обсерватория Института космофизических исследований и аэрономии Сибирского отделения РАН

– Международная сейсмическая станция «Тикси», методическое руководство которой осуществляется Геофизической службой Сибирского отделения РАН.

– Государственный природный заповедник федерального значения «Усть-Ленский»,

– Государственный природный заповедник федерального значения «Усть-Ленский», включающий Ресурсный резерват республиканского значения, на территории которого располагаются памятник природы республиканского значения «остров Большой Ляховский», международная биологическая станция «Лена-Норденшельд»,

– территориальное управление гидрометеослужбы,

– гидрографическое предприятие в Тикси — филиал ФГУ «Гидрографическое предприятие».

Имеется опыт работы Булунского оленеводческого пункта Института полярного земледелия (с 1936 года), Полярной геокосмофизической обсерватории «Тикси» (с 1957 года).

В целях обеспечения достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств решения задач обороны и безопасности и надежного функционирования систем жизнеообеспечения и производственной деятельности в Арктике целесообразно рассмотреть вопрос создания на базе поселка Тикси Булунского района — комплексного научного центра федерального значения — Федерального арктического научного центра. Однако создание центра осталось лишь на уровне обсуждений [10]. Формой реализации и взаимодействия между всеми участниками может выступать кластерная модель взаимодействия, а также формирования стратегических направлений по включению местного населения в активное формирование благоприятного качества жизни.

В рамках данной постоянно действующей структуры предполагается системное фундаментальное научное изучение арктического шельфа и прибрежных территорий, в т. ч. проведение исследований по перспективным сферам изучения: — эволюции прибрежной и подводной мерзлоты Восточной Арктики в условиях меняющегося климата, — прибрежно-шельфовых многолетнемерзлых пород Восточной Арктики как вместилища углеводородных ресурсов, — динамики мерзлых берегов Восточной Арктики, потока наносов и органического материала с континента на шельф, — изучения космической погоды и ее влияния на формирование климата и биосферу, — разработки методов и средств ликвидации аварийных разливов нефти в арктической зоне России, — влияния морского арктического климата на прочностные свойства материалов и изделий, — современной сейсмичности/сейсмотектоники арктических регионов Республики Саха (Якутия), — геобиохимического состояния вод акваторий морей Лаптевых и Восточно-Сибирского, потоков метана и углекислого газа в водной среде и атмосфере в пределах шельфа Восточной Сибири.

С точки зрения стимулирования инноваций, поселок Тикси возможно использовать также для создания испытательного полигона (технопарка) в области альтернативных источников энергии, энергоресурсосбережения, в т. ч. для исследования совместной работы ветровых установок, солнечных электростанций и мини-ГЭС для тепло- и электроснабжения отдаленных потребителей Крайнего Севера. Также перспективным направлением является тестирование двойных технологий, в том числе для отраслей роботостроения и освоения космоса. Арктические территории обладают большим потенциалом нетрадиционных возобновляемых источников энергии, прежде всего гидроресурсов малых рек, ветра, геотермального тепла, биомассы, применение которых позволило бы сократить расход дорогостоящего и дефицитного органического топлива.

В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами, является одной из основных задач политики в области климата [11]. Представляется важным изучение, помимо вопросов энергоэффективности и энергоресурсосбережения, и исследования в области биоразнообразия дельт и низовий крупных рек Якутии (Лена, Индигирка, Колыма), взаимного проникновения и взаимодействия леса и тундры, влияния глобального изменения климата на изменение среды обитания редких и хозяйственно важных видов птиц и млекопитающих приарктических районов Якутии.

Объемы перевозок по Северному морскому пути сократились за последние два десятилетия в три раза, по восточному сектору в 30 раз. Экономическое возрождение морских портов Арктики — Нарьян-Мара, Игарки, Дудинки, Диксона, Тикси, Певека, бухты Провидения — сегодня самых слабых звеньев транспортной системы — будет напрямую связано с наращиванием грузопотока по трассе Северного морского пути. С точки зрения перспектив развития Северного морского пути, необходимости создания единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, следует рассматривать Тикси как один из пунктов передового базирования аварийно-спасательных служб в Арктической зоне.

Для этого требуется провести работы по следующим направлениям:

а) укомплектование аварийно-спасательным центром с передачей функции по координации поиска и спасения людей, терпящих бедствие в восточном секторе (море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и Чукотское море);

б) укрепление службы аварийного наблюдения для оперативного определения координат и государственной принадлежности терпящих бедствие судов и самолетов. Кроме того, строительства гидрографических судов ледового класса, специальных арктических промерных гидрографических катеров, модернизации гидрографических судов ледового класса и др.;

в) модернизация флота Ленского, Янского и Колымского пароходств, морского порта Тикси и восстановление береговой сервисной инфраструктуры;

г) модернизация навигационно-гидрографического обеспечения: создание электронного банка данных электронных карт рельефа дна на маршрутах транспортировки углеводородного сырья, строительство береговых контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС, замена радиозотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) на альтернативные источники питания на навигационных объектах, проведение организационных и технических мероприятий по передаче навигационных предупреждений по сети безопасности ИНМАРСАТ-С, создание ГИС арктических территорий, интегрированных с зарубежными аналогами.

Кроме того, необходимо учитывать значение малой авиации в обеспечении потребностей населения и экономики Крайнего Севера в авиационных перевозках. В связи с этим, необходимо решение следующих вопросов:

а) государственная поддержка производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок в Арктике.

б) создание эффективной системы авиационного обслуживания на базе глубокой модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации

С учетом перспектив развития средств управления воздушным движением в Арктическом секторе, сфера кросс-полярных полетов, обеспечивающая существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, может быть значительно расширена, с включением пассажирских перевозок. Поэтому, в системе обеспечения безопасности и управления международным воздушным движением также рассматривается создание магистрального аэропорта Тикси.

Кроме того, необходимо обратить внимание на такое перспективное направление, работа по которому начата в районе Тикси, как увеличение численности овцебыка. Коренные популяции овцебыка к началу века сохранились только в Канаде и Гренландии. Реинтродукция овцебыка в северном полушарии (Европе, Северной Америке, Азии) позволила за 100 лет увеличить ареал обитания и численность овцебыка с 4–5 тысяч особей до более 200 тысяч. В 2017 году произведен выпуск 20 особей овцебыков в Тикси [12].

В целях минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранения уникального биоразнообразия Арктики необходимо решение следующих задач:

а) разработка и внедрение практических мероприятий в рамках федеральных целевых программ для реализации системных природоохранных мероприятий в российской Арктике по:

– получению и задействованию эффективных средств борьбы с аварийными экологическими ситуациями, связанными с перевозками нефтепродуктов судами речного флота и началом освоения нефтегазовых ресурсов в бассейнах рек, впадающих в Северный Ледовитый океан;

– обеспечению своевременного и адекватного реагирования на нефтяные разливы в водоемы Арктической зоны РФ;

– созданию необходимых условий для реализации мер по предотвращению, сокращению последствий антропогенного загрязнения рек Лена, Яна, Индигирка Колыма в арктической зоне Якутии;

б) разработка проекта федерального закона по охране животного мира и окружающей среды Арктики.

в) государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на очистку природной среды от загрязнения, на внедрение безопасных способов утилизации бытовых и промышленных отходов, технологий рационального природопользования;

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) реализовывать сложные долгосрочные стратегии будет возможно, когда совпадет потребности со стороны государства в качественном освоение Арктики и экономическая рациональность; 2) несмотря на необходимость большого объема финансирования всего комплекса мер по освоению и развитию Арктики, такие меры является не прихотью, а необходимостью отстаивать и защищать интересы по ряду экономических, военных, геополитических вопросов Россией в Арктике, не только на данный момент и на отдаленную перспективу, что возможно сделать через инфраструктуру созданную в советский период; 3) развитие новых технологий будет уменьшать накопленный разрыв в освоении Арктики между традиционно арктическими государствами и государствами, отдаленными от региона что требует разрабатывать, тестировать и тиражировать технологии на всю территорию российской Арктики; 4) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России.

Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, в частности и Булунского района Республики Саха (Якутия). Качественное развитие Арктики, будет способствовать не только развитию самих арктических территорий, но и способно привести к обновлению экономику России.

Литература:

  1. Михеев В. А. Классификация климатов // Климатология и метеорология. — Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2009. — С. 66. — 114 с.
  2. Милославский В. Г. Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — С. 157–161. — URL https://moluch.ru/archive/152/43047/ (дата обращения: 18.06.2018).
  3. Официальный сайт: Медицинская энциклопедия — справочник http://www.medical-enc.ru/ [Электронный ресурс].
  4. Официальный сайт: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://www.hse.ru/ [Электронный ресурс].
  5. Официальный сайт: «Свободная энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/ [Электронный ресурс].
  6. Официальный сайт: Информационное агентство «Россия сегодня» https://russian.rt.com/ [Электронный ресурс].
  7. Официальный сайт: Информационное агентство Федеральная экспертная сеть «Клуб регионов» http://club-rf.ru/ [Электронный ресурс].
  8. Официальный сайт: National oceanic and atmospheric administration U. S. Departmen http://www.noaa.gov/ [Электронный ресурс].
  9. Официальный сайт: Некоммерческая организация фонд полярных исследований «Полярный фонд» http://www.polarf.ru/ [Электронный ресурс].
  10. Официальный сайт: электронное периодическое издание «Научная Россия» https://scientificrussia.ru/articles/yakut-arctic-center [Электронный ресурс].
  11. Официальный сайт: Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru [Электронный ресурс].
  12. Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение Республике Саха (Якутия) Национальная вещательная компания «САХА» — http://nvk-online.ru/v-tiksi-pribyli-ovtsebyki-iz-yamala/
Основные термины (генерируются автоматически): Тикси, Якутия, Арктика, Булунский район, Северный морской путь, Лена, Российская Федерация, федеральное значение, Арктическая зона, Крайний Север.


Похожие статьи

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Оценка туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны...

Булунский. Тикси.

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность, государство, Канада.

Перспективы развития Северного морского пути...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность, инновационное развитие, Арктический Совет, млрд. Меры по обеспечению интересов России в Арктике. Северный Морской Путь, Россия, архангельск...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе Арктической зоны. Через Арктику проходят кратчайшие пути между рынками северо-западной Европы и странами...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона...

Похожие статьи

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Оценка туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны...

Булунский. Тикси.

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность, государство, Канада.

Перспективы развития Северного морского пути...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

Арктическая зона, Российская Федерация, Арктика, условное топливо, россия, газ, национальная безопасность, инновационное развитие, Арктический Совет, млрд. Меры по обеспечению интересов России в Арктике. Северный Морской Путь, Россия, архангельск...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе Арктической зоны. Через Арктику проходят кратчайшие пути между рынками северо-западной Европы и странами...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Арктика, Россия, арктический регион, освоение Арктики, территория, развитие, регион, Крайний Север, арктическая зона...

Задать вопрос