Формирование исследовательских компетенций у обучающихся СПО на основе представлений о гипотетико-дедуктивной организации знаний и содержательной структуре физических теорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Половникова, Л. Б. Формирование исследовательских компетенций у обучающихся СПО на основе представлений о гипотетико-дедуктивной организации знаний и содержательной структуре физических теорий / Л. Б. Половникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51434/ (дата обращения: 29.04.2024).



Тобольский индустриальный институт, являясь филиалом Тюменского индустриального университета, развивается как многоуровневый, интегрированный ВУЗ. В его состав кроме кафедр входит отделение среднего профессионального образования (СПО). Обучающиеся отделения получают рабочие профессии на базе 9 и 11 классов.

Поступающие на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 15.01.20 — Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике и 18.01.27 — Машинист технологических насосов и компрессоров изучают дисциплину «Физика» на базе основного образования и осваивают дисциплину за 10–11 класс общеобразовательной школы. Большая часть обучающихся продолжает свое образование, обучаясь по программам высшего образования. В этих условиях особенно актуальным является формирование готовности у обучающихся СПО к продолжению образования в ВУЗе.

Одна из возможностей преемственности между уровнями образования — вовлечение обучающихся в исследовательскую работу, обеспечивающею в дальнейшем научно-исследовательскую подготовку студентов [5].

Педагогической целью исследовательской работы по физике является формирование знаний структуры и этапов реальной научно-исследовательской работы, научных методов эмпирического познания. Эту цель мы реализуем на учебных занятиях и в рамках элективного курса «Пропедевтический курс физики» [3, с. 122–126].

Исследовательская деятельность обучающихся СПО отлична от исследовательской деятельности ученого. Исследуя, учащийся в первую очередь, осознает недостатки собственных знаний и способов действий в конкретной научной области, которые он восполняет и при этом получает возможность продвигаться самостоятельно в исследовании. Таким образом, через исследовательскую деятельность формируется новые интегративные качества личности школьника, включающие научно-предметные знания, метапредметные и исследовательские умения. Из них и складывается исследовательская компетентность обучающегося, включающая такие качества личности как целеустремленность, самостоятельность и инициативность, умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, гибкость мышления, способность совершенствовать знания и опыт. Эти качества — залог социальной успешности, конкурентоспособности на рынке труда.

В связи с этим цель обучения — не столько вооружение обучающегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела — компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применяет к решению каких-то реальных задач. В этом состоит смысл деятельностного подхода в обучении, основоположники которого Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Они рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач,определяющих его существование и развитие. Без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний.

Для организации такой деятельности применяются проектный и исследовательский методы. Их применение особенно эффективно в ходе формирования понятий, законов и теории, когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное. В этом случае на базе изученного обучающиеся могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей обучающихся.

Исследовательская деятельность предполагает решение исследовательской задачи. Которая представлена основными этапами, характерными для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

В частности, мы рассматриваем исследовательскую деятельность по физике как движение в познании от чувственно-конкретного к эмпирически-абстрактному (реализуемое в экспериментальном этапе познания), далее переход к теоретически-абстрактному (реализуемый фундаментальными содержательными обобщениями) и далее восхождения от теоретически-абстрактного ктеоретически-конкретному (реализуемое при дедуктивном анализе конкретных физических систем фрагмента физического мира).

Основы исследовательских компетенций, обучающихся формируются в ходе знакомства с гипотетико-дедуктивной организацией знания и содержательной структурой физических теорий. Физические теории, будучи усвоены сами, приобретают функции метода получения новых знаний. В содержательную структуру физической теории как концептуальной системы входят диалектически взаимосвязанные элементы: эмпирическое основание теории; концептуальное теоретическое ядро теории; дедуктивные теоретические следствия. Физическая теория образует целостную систему знаний о фрагменте природы. Ее элементы гносеологически взаимосвязаны и упорядочены. Каждая из физических теорий исследует свой фрагмент природы, содержательная структура всех физических теорий одинакова [1].

В. Н. Мощанский отмечает гносеологическиефункции и значение физической теории: «Физическая теория, во-первых, позволяет единообразно объяснить широкий круг фактов и законов, а во-вторых, она позволяет сделать ряд новых предсказанийивыводов, и в этом ее функция и значение» [2, с. 18)].

Большое внимание в работе с обучающимися уделяется решению физических задач. Тематика практикума по решению задач определяется целями формирования убежденности о деятельностной природе научного знания, формированием знаний познавательных действий. Отдельное внимание уделяется задачам с элементами исследовательского характера.

В любой отрасли современного производства именно эксперимент помогает решать инженерные задачи, если нет достаточного количества теоретических данных для проектирования. С экспериментальных проверок начинается внедрение решений, полученных путем конструкторских расчетов. Эксперимент предшествует внесению изменений в технологический процесс, позволяет проверить и оценить изобретения, открывает пути для использования в практике достижений науки. Знания об эксперименте, как о научном методе исследования, умения и навыки его проведения важны будущему инженеру.

Выполняемые обучающимися лабораторные работы позволяют формировать начальные представления об организации эксперимента и решаются следующие задачи: предметное ознакомление с эмпирическим основанием физической теории и экспериментальное воспроизведение физических явлений; знакомство с методами экспериментального исследования; формирование умений и навыков эксплуатации измерительных приборов и обработки результатов измерений; формирование навыков индуктивного обобщения экспериментальных данных с целью выявления эмпирических закономерностей. Лабораторные работы сопровождаются обработкой и обобщением экспериментальных результатов под руководством преподавателя с обсуждением логического различия теоретического и эмпирического обобщения.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Особое значение при работе с учащимися старших классов мы придем работе над учебным проектом. Перед ними определяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Также следует рассмотреть особенности работы над проектом. При формулировке цели работы, необходимо создать мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы — разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость провести определенные изменения взадачи отдельных этапов и в способы работы. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы и самопрезентацией компетентности автора проект.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время автору необходимо рассказать о большом массиве информации, о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев. Две основные проблемы презентации — это регламент и речь. Очень важно научить ребят выбирать самое главное, ясно и коротко излагать свои мысли. Следует текст презентации написать в виде тезисов. Это позволит не читать с листа, а ничего не упуская сверяться с основными мыслями. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает. Любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность. Презентацию желательно заранее отрепетировать.

Подбирая определенный тип проекта, преподаватель имеет возможность управлять активностью обучающегося, формируя у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности. [6, с. 44].

Обучающиеся представляют результаты своей работы на научно-практических конференциях разного уровня. В частности, в 2017 году свои учебные проекты: «Свет и цвет», «Иллюзия и мираж» ребята представили на Международной научно-практической конференции «Наука без границ» на секции «Юный исследователь».

С целью осмысления учащимися собственного опыта, выявления причин успеха или неудачи, осознания собственных проблем и поиска внутренних ресурсов, было проведено анкетирование по результатам работы над исследовательскими проектами. В исследовании приняли участие 50 обучающихся СПО. Оказалось, что 82 % ребят хотели бы продолжить работу, 80 % хотят знать больше, чем даётся на занятиях, 70 % предпочитают работать в группе, а 10 % — выполнять индивидуальные проекты.

На вопрос «Что приобрели в ходе выполнения исследований?» респонденты ответили: 60 % — рассматривать проблему с разных точек зрения, 70 % — доделывать всё до конца, и достигать поставленной цели; 30 % — анализировать собственные действия, 10 % — распределять правильно время, 45 % — презентовать результаты своего труда. Результатами работы по проектно-исследовательской деятельности в ходе рефлексии обучающиеся отметили: удалось провести эксперименты по выбранной теме; подробно изучить полученный материал; стали более ответственны, организованны; повысилась сообразительность, улучшилась смекалка, улучшилась учёба по физике и информатике; научились терпению, умению сосредотачиваться [4].

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений обучающихся дает возможность приобщить учащихся к научному поиску, учить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А значит сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.

Литература:

  1. Казаков Р. Х. Методическая система обучения общей физике в педагогическом вузе. -М.: МГОУ, 2003. -84 с
  2. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1989. -190 с
  3. Половникова Л. Б. Факторы формирования системного пропедевтического курса классической механики в техническом вузе//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. -2008. -№ 4. -С. 122–126.
  4. Половникова Л. Б. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия «школа-вуз-производство» // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–4. — С. 723–727; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35360 (дата обращения: 12.06.2018).
  5. Потапова М. В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования: дис.... канд. пед, наук. -Челябинск, 2001. -234 с.
  6. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? -М.: Первое сентября, 2010. -44 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая теория, знание, исследовательская деятельность, обучающийся, проект, работа, содержательная структура, умение, исследовательская работа, результат работы.


Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Основные компоненты структуры исследовательских...

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Исследовательская деятельность школьников в процессе...

В ходе работы мною было разработано содержание компонентов структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности обучающихся (табл. 1).

Исследовательская деятельность как средство развития...

Cтруктурно-содержательная модель организации исследовательской деятельности обучающихся. Внеучебная деятельность: организация в рамках научно-практических конференций, дискуссий, при защите результатов исследований...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках...

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию

Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам; о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность. Формирование исследовательских умений школьников.

Проектная исследовательская деятельность как один из...

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся

Формирование исследовательских умений обучающихся как... Развитие навыков исследовательской работы необходимо базировать на следующих принципах [5, 18].

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. Учебно-исследовательская деятельность учащихся...

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа...

Основные компоненты структуры исследовательских...

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Исследовательская деятельность школьников в процессе...

В ходе работы мною было разработано содержание компонентов структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности обучающихся (табл. 1).

Исследовательская деятельность как средство развития...

Cтруктурно-содержательная модель организации исследовательской деятельности обучающихся. Внеучебная деятельность: организация в рамках научно-практических конференций, дискуссий, при защите результатов исследований...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках...

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию

Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам; о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность. Формирование исследовательских умений школьников.

Проектная исследовательская деятельность как один из...

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся

Формирование исследовательских умений обучающихся как... Развитие навыков исследовательской работы необходимо базировать на следующих принципах [5, 18].

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. Учебно-исследовательская деятельность учащихся...

Задать вопрос