Принципы профессиональной этики в работе психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 6870 раз

Библиографическое описание:

Петракова, Н. В. Принципы профессиональной этики в работе психолога / Н. В. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51097/ (дата обращения: 27.04.2024).



Существует множество профессий, в которых специалистам приходится работать с людьми — продавец, парикмахер, водитель автобуса и т. д. Но существуют также такие сферы деятельности, в которой профессионалам приходится не просто работать с людьми, но и согласно специфики своей работы получать от других людей некую личную информацию. Это такие специалисты, как юристы, врачи, социальные работники, педагоги. В нашей стране, как и в других странах, конечно, существует закон, защищающий личную информацию любого человека, но, помимо этого, профессионалы, работающие с людьми, должны помнить, что для них существует ещё один закон — это профессиональный этический кодекс. Этот закон разработан и принят, каждый по своему роду деятельности, на специальных мероприятиях — съездах, собраниях, пленумах, которые проводят объединенные ассоциации, например врачей, адвокатов и т. д. В случае несоблюдения работником правил этого кодекса коллеги могут поставить вопрос о невозможности работы по профессии, и ходатайствовать руководству об увольнении данного специалиста.

Но нет такой профессии, где проникновение во внутренний мир клиента так глубоко, как в деятельности психолога, поэтому профессиональный этический кодекс психолога — самый главный документ в его деятельности.

Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что клиент доверяет психологу такие тайны, которые он хранит даже от своих близких. И если врач расскажет кому-то о болезни клиента, а нотариус — о совершенной сделке, это не будет иметь такие печальные последствия, какие были бы, если психолог раскрыл кому-нибудь другому внутренние переживания клиента.

Принцип конфиденциальности — важнейший принцип профессиональной этики в работе психолога. Нарушение этого кодекса делает работу психолога не только бесполезной, но и представляющей опасность для психологического здоровья обратившемуся к нему за помощью клиента.

Второй принцип профессиональной этики в работе психолога — это принцип, внутренней ответственности за принимаемые решения. Является фактом, что многие специалисты в области психологии являются высочайшими профессионалами, способных также воздействовать на психику клиента на уровне подсознания. Они должны помнить, что любой неосторожный шаг, любое неосторожное слово может иметь самые тяжелые последствия, особенно для клиентов, находящихся не в самом лучшем психологическом состоянии. Психолог должен полностью нести внутреннюю ответственность за любые последующие действия своего клиента. «Не навреди» — один из главных этических принципов психолога. Если психолог увидит, что его работа представляет какой-либо риск для клиента, то он должен немедленно её прекратить, или сменить подход (методику).

Третьим важным принципом в деятельности профессионального психолога — принцип правомочности. Он означает о полной информированности клиента о задачах, целях, методах работы с ним, а также о возможном результате. Согласно этому принципу следует, что если у клиента что-нибудь вызывает недоверие, то он может отказаться от помощи психолога, на какой бы стадии не была его работа прервана. В свою очередь клиент обязан понимать, что от правдивости его информации зависит успешность работы психолога. Проще говоря, на всех этапах оказания помощи, клиенту лучше или говорить правду, или вообще ничего не говорить и отказаться от услуг психолога. Человек, обратившийся к психологу, должен это делать только по своей воле, абсолютно недопустимо навязывание психологом своей помощи, в том числе и в том случае если клиент решит обратиться к другому специалисту.

Четвертым принципом профессиональной этики является создание позитивного имиджа психолога. Человек, обращаясь к психологу за помощью, надеется увидеть спокойного, чистого, опрятного, адекватно мыслящего, владеющего правильной речью человека. Состоя в штате какого-либо учреждения, психолог выглядит обособленно, приводя впечатление неторопливого, не загруженного делами, очень внимательного, способного грамотно высказать свои мысли, специалиста. Профессиональный психолог ни в коем случае, без надобности, не должен идти на сближение с руководством, членами коллектива или детьми. К сожалению, некоторые начинающие специалисты, ошибочно считают, что таким образом они могут лучше понять проблемы человека. Может это и так, но излишнее «братание» создаёт образ психолога, как обыденного человека, и при возникновении проблем, клиент просто не поверит, что психолог сможет помочь ему. А ведь доверие к психологу — наиважнейшее условие, обеспечивающее положительный результат. Психолог по всем позитивным качествам должен стоять хоть чуточку выше своих потенциальных клиентов. Профессиональный психолог, ведущий консультационную и коррекционную работу, ни в коем случае не должен своим видом показывать наличие каких-либо проблем. Вас не насторожит мастер по ремонту одежды, сидящий в рваном белье? Или фирма по ремонту помещений, в офисе которой зашарканные стены?

Следующим важнейшим принципом профессиональной этики в работе психолога является принцип компетентности. Каким бы профессиональных высот не достиг бы специалист, каким бы большим не был его опыт, психолог должен понимать, что возможности у него не безграничны. Психолог в своей работе должен использовать только те интеллектуальные средства, которые соответствуют уровню его квалификации. Наука психология тесно взаимосвязана с другими науками: биологией, педагогикой, социологией, историей и другими. Естественно, быть одинаково хорошим специалистом во всех сферах психолог не может. Профессиональный психолог ни в коем случае не должен комплексовать по поводу своей некомпетентности, ведь никому в голову не придёт упрекнуть стоматолога, что он не сможет наложить гипс, а учителя физики в том, что он не сможет провести урок литературы.

Принцип профессиональной компетентности в работе психолога, также подразумевает то, что психолог должен использовать только те программы и методики, которыми он в совершенстве владеет. Если по каким-либо причинам тест покажется ему очень сложным, то лучше заменить его на более простой. Психолог не должен стесняться, что уровень его знания низок, лучше применить простую и проверенную методику, чем сложную и не совсем понятную ему или клиенту.

Другим не менее важным принципом профессиональной этики является признак объективности и уважения к клиенту. Он означает, что в своей работе, психолог должен иметь только своё профессиональное мнение, ни в коем случае не зависящее от социального положения клиента, его взглядов, в том числе и на решаемую проблему. Естественно, психолог не должен прислушиваться к советам, в том числе и от руководства организации, в которой он работает. В своём внутреннем психологическом состоянии должны отсутствовать такие понятия как симпатия или антипатия.

Нередко начинающие психологи при работе с клиентами произвольно или непроизвольно превозносят себя, нарочито стараются выглядеть интеллектуально выше, изображают гораздо большего, чем клиент, знатока жизненных проблем. Это неправильно. Клиент, обращаясь к психологу с проблемой, старается увидеть в нём партнёра, а не учителя или наставника.

Психолог обязан уважать клиента, как бы не был мал его житейский опыт или слабый уровень интеллекта. Психолог должен исключить из своей работы те методики, которые могли бы, пусть даже в косвенной форме, унизить достоинство клиента.

Давая советы, психолог должен стараться делать это непринуждённо, в косвенной форме побуждая клиента к позитивным действиям.

Практическая психология очень сложная сфера, затрагивает человеческие судьбы, и психолог, не соблюдая эти принципы профессиональной этики, всегда должен помнить о возможных негативных последствиях.

Основные термины (генерируются автоматически): психолог, клиент, профессиональная этика, работа психолога, кой случай, профессиональный психолог, принцип, специалист, внутренняя ответственность, косвенная форма.


Похожие статьи

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Этический кодекс, психолог, Российское психологическое общество, клиент, Этический кодекс психолога, профессиональная деятельность психолога, индивидуальная ответственность...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе... В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы...

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности...

В работе педагога-психолога важно соблюдать профессиональные принципы, что также

Принцип ответственности. – Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, популяризирует повышение благополучия общества.

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Профессиональная этика педагога-психолога в системе... Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования.

) В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение.

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов...

Ключевые слова: клинический психолог, этические принципы, стремление к статусному росту, здравоохранение. Анализ современной литературы показывает, что проблема этических составляющих профессиональной деятельности к работе специалиста в должности...

Теоретическая и практическая составляющие профессиональной...

Этическая зрелость — это тот уровень этической культуры, который отличается привычными и устойчивыми осознанностью, ответственностью и самостоятельностью в ситуациях выбора разной степени сложности. Не случайно поэтому профессиональная этика занимает прочное...

Роль социально-психологической компетентности...

Профессиональная деятельность специалиста Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР), независимо от разновидности исполняемой им работы, относится к группе профессий с повышенной ответственностью за социальное самочувствие...

Проблема успеха в деятельности психолога | Статья в журнале...

психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, профессиональное здоровье педагогов... Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Психологические факторы формирования синдрома...

Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Основные направления работы психолога по профилактике...

Похожие статьи

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Этический кодекс, психолог, Российское психологическое общество, клиент, Этический кодекс психолога, профессиональная деятельность психолога, индивидуальная ответственность...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе... В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы...

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности...

В работе педагога-психолога важно соблюдать профессиональные принципы, что также

Принцип ответственности. – Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, популяризирует повышение благополучия общества.

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Профессиональная этика педагога-психолога в системе... Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования.

) В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение.

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов...

Ключевые слова: клинический психолог, этические принципы, стремление к статусному росту, здравоохранение. Анализ современной литературы показывает, что проблема этических составляющих профессиональной деятельности к работе специалиста в должности...

Теоретическая и практическая составляющие профессиональной...

Этическая зрелость — это тот уровень этической культуры, который отличается привычными и устойчивыми осознанностью, ответственностью и самостоятельностью в ситуациях выбора разной степени сложности. Не случайно поэтому профессиональная этика занимает прочное...

Роль социально-психологической компетентности...

Профессиональная деятельность специалиста Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР), независимо от разновидности исполняемой им работы, относится к группе профессий с повышенной ответственностью за социальное самочувствие...

Проблема успеха в деятельности психолога | Статья в журнале...

психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, профессиональное здоровье педагогов... Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Психологические факторы формирования синдрома...

Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Основные направления работы психолога по профилактике...

Задать вопрос