Современное состояние российского рынка профессионального спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 5663 раза

Библиографическое описание:

Овчаров, Д. О. Современное состояние российского рынка профессионального спорта / Д. О. Овчаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 435-438. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50943/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается рынок профессионального спорта в России. Выявляются основные проблемы профессиональных спортивных клубов, обсуждаются нюансы в сравнении с развитыми рынками. Предлагаются варианты решения кризисных явлений.

Ключевые слова: профессиональный спорт, российский рынок, спортивные клубы, посещаемость матчей.

Российский рынок профессионального спорта относится к развивающимся рынкам. Сейчас на нем только происходит осознание необходимости эффективного и спланированного управления деятельностью профессиональных спортивных клубов, для которых это становится залогом успешного функционирования не только в плане спортивных достижений, но и в плане получения прибыли от своей деятельности, роста популярности и узнаваемости их бренда в спортивной среде, среди болельщиков и населения в целом.

Большинство российских профессиональных спортивных клубов пока еще не вышли на самоокупаемость, достаточно зависимы от бюджетного финансирования, но при этом начинают свое становление и частные профессиональные клубы, некоторые клубы достигают положительных результатов получения прибыли.

Как отмечает М. Бутов, генеральный секретарь Всероссийской федерации легкой атлетики, «У нас рынок только зарождается, он еще молодой и не сформированный. У представителей бизнеса пока нет понимания, что им может дать спорт и как работать с этими инструментами. Конечно, ни по объему, ни по качеству проектов наш рынок нельзя сопоставлять с американским или европейским». Также и С. Пантелеев, генеральный директор Sport Media Group, считает, что российский рынок профессиональных клубов еще «совсем молодой рынок, но он активно развивается и у него большой потенциал» [1].

Таким образом, эксперты российского рынка профессионального спорта говорят о том, что он еще только зарождается, именно с рыночной, а не спортивной точки зрения, а также при этом имеет большой потенциал дальнейшего развития.

Одной из наиболее проблемных точек развития российского рынка профессионального спорта являются проблемы его финансирования. Сейчас большинство профессиональных спортивных клубов так или иначе связаны с государственным бюджетным финансированием: либо они содержатся на балансе федерального или регионального бюджетов, либо часто их спонсорами выступают государственные или полугосударственные организации. К примеру, корпорация «Газпром» является спонсором футбольного клуба «Зенит» и хоккейного клуба «СКА».

Так, в 2016 году Министерству спорта было выделено 74,96 миллиардов рублей (для сравнения Министерство здравоохранения получает 274,78 млрд, а Министерство культуры — 96,49 млрд). Распределение бюджета Министерством спорта в 2016 году на различные статьи расходов представлено на Рисунке 1.

http://s-bc.ru/media/aa/bc/fb83053acab0b63ba0aa86135d01.jpg

Рис. 1. Статьи расходов бюджета Министерством спорта в 2016 году

Из Рисунка видно, что 6,56 миллиардов рублей Министерство спорта тратит на образование в сфере физкультуры и спорта, большая часть которого (5,19 млрд руб.) — на вузовское и послевузовское образование, 138 млн — на культуру и кинематографию.

Непосредственно на физкультуру и спорт отводится 68,17 миллиардов рублей, из которых 7,11 миллиардов рублей предназначается массовому спорту, половина из которых идет на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», а 2,2 миллиардов рублей — на совершенствование инфраструктуры массового спорта.

Спорт высших достижений получает 60,20 миллиардов рублей, то есть в восемь с лишним раз больше, чем массовый. Однако половина из этой суммы направляется на расходы на программу «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу — 2018 и Кубка конфедераций — 2017», строительство объектов и проведение зимней Универсиады 2019 года, антидопинговое обеспечение сборных команд. Почти 30 миллиардов рублей, около 40 % от бюджета, расходуется непосредственно на профессиональный спорт, преимущественно на содержание профессиональных спортивных клубов [3, c. 25–33].

Большие объемы расходов государственного бюджета на рынок профессионального спорта привели к тому, что сейчас обсуждаются решения, связанные с тем, чтобы ограничить профессиональным спортивным клубам возможности тратить по своему усмотрению средства, получаемые от государства и государственных компаний. В первую очередь, это ограничение будет распространяться на расходы на спортивных агентов и трансферы игроков.

Президент России В. В. Путин по этому поводу заявил, что «финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт. О том, что профессионалы могут и должны зарабатывать сами, мы уже не раз говорили» [4].

Это означает, что, с одной стороны, государственный бюджет будет в большей степени расходоваться на развитие массового спорта, а также создание и поддержание детских спортивных школ, развитие инфраструктуры спортивных клубов. С другой стороны, клуб теперь не сможет тратить их на многие статьи расхода, включая расходы на трансфер игроков [2].

Таким образом, проблема финансирования обостряется для профессиональных спортивных клубов. Однако при правильном подходе данная проблема сможет стать важным толчком для развития российского рынка профессионального спорта, так как профессиональные клубы будут вынуждены искать новые пути развития и финансирования, не надеясь на поддержку государства, применять инновационные методы спортивного маркетинга и продвижения бренда. То, что такой путь развития возможен, доказывает мировой опыт профессиональных спортивных рынков.

Еще одной проблемой российского рынка профессионального спорта является относительно невысокий интерес зрителей к профессиональному спорту, в частности, по сравнению с Европой, что ведет к низкой посещаемости матчей и невысоким рейтингам телесмотрения спортивных соревнований. Однако продажа билетов на стадионы и прав на телетрансляции во всем мире является важным фактором финансирования для спортивных профессиональных клубов.

Наиболее популярным видом спорта у российских зрителей является футбол — в месяц о нем задают от 5 до 10 миллионов запросов, второе место занимает хоккей — во время проведения крупных соревнований количество запросов доходит до 6–8 миллионов в месяц [5].

Однако посещаемость матчей спортивных клубов даже для самых популярных видов спорта в России остается невысокой. Так, посещаемость футбольных матчей в России находится на невысоком уровне, посещаемость матчей в рамках регулярного чемпионата РФПЛ находится на 15 месте в мире, с заполняемостью стадионов чуть более 50 %, для примера заполняемость аналогичного чемпионата в Германии составляет почти 90 %.

Причины низкой посещаемости матчей профессиональных спортивных клубов обусловлены неподходящими климатическими условиями во время многих матчей, низкой зрелищностью матчей слабых команд и высокой стоимостью билетов на стадионы.

Посещаемость хоккейных матчей несколько выше, так, посещаемость матчей КХЛ находится на четвертом месте в мире с заполняемостью на уровне 70–75 %. Однако, необходимо отметить, что хоккейные арены по вместительности меньше, чем футбольные стадионы.

Для принятия мер по росту посещаемости представителям российского рынка профессионального спорта стоит обратить внимание на зарубежный успешный опыт. Так, в сфере хоккея несомненным лидером является Национальная хоккейная лига (НХЛ), которую можно считать мировым брендом. НХЛ считается законодателем новых тенденций в хоккее.

В сложившейся довольно сложной для только развивающегося российского рынка профессионального спорта ситуации у него есть два основных пути наращивания финансирования, увеличения своей популярности среди населения и дальнейшего положительного развития.

Первый путь связан с тем, что в мире рост популярности профессионального спорта повлиял на появление нового способа получения спортивным профессиональным клубом дополнительных финансовых средств для повышения рентабельности своей деятельности и ухода от спонсорства как неэффективного источника финансирования: выход на первичный рынок капитала, то есть выпуск спортивным профессиональным клубом своих акций на бирже.

Однако большинство российских профессиональных спортивных клубов пока не готово к выходу на первичный рынок капитала. Это обусловлено тем, что большая часть российских спортивных клубов являются несовременными с точки зрения организации и убыточными, что было обусловлено низкой мотивацией менеджмента клубов из-за наличия государственного финансирования. Таким образом, снижение государственного финансирования сможет стать толчком на пути российских спортивных профессиональных клубов к самоокупаемости и выходу на первичный рынок капитала.

Важным для этого является не только развитие материальных активов клуба и его спортивных достижений, но также и нематериальных активов в виде бренда спортивного клуба, так как его наличие поднимает ценность клуба, его деловую репутацию и имидж, что выражается в повышении дохода. Для развития бренда российских спортивных профессиональных клубов требуется второй подход, заключающийся в развитии спортивного менеджмента и маркетинга на российском рынке профессионального спорта.

Таким образом, российские профессиональные спортивные клубы должны реализовывать спортивный маркетинг и менеджмент в независимости от проведения чемпионатов и соревнований, так как требуется постоянный контакт с внешней спортивной средой, учитывая при этом непредсказуемость спорта, которая, с одной стороны, делает его таким привлекательным для болельщиков, с другой стороны, эта непредсказуемость затрудняет процессы планирования и управления продвижением клуба в спортивной среде.

Литература:

  1. Коренева Н. И. Перспективы развития спортивного маркетинга в России // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2836/27159
  2. Нетреба П. Госкомпаниям запретят финансировать из бюджетов покупку спортивных звезд / П. Нетреба URL: http://www.rbc.ru/economics/30/06/2015/5592701f9a79472ec714bc2a
  3. Папенков Ф. Спортивный бюджет // Спорт.Бизнес.Консалтинг. — 2016. — № 27
  4. Путин: профессиональный спорт должен зарабатывать на свои нужды сам. URL: http://tass.ru/sport/3695816
  5. «Яндекс» назвал самые популярные у россиян виды спорта. URL: http://www.interfax.ru/sport/318844
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный спорт, российский рынок, клуб, посещаемость матчей, массовый спорт, Министерство спорта, первичный рынок капитала, Россия, государственное финансирование, государственный бюджет.


Ключевые слова

российский рынок, профессиональный спорт, спортивные клубы, посещаемость матчей

Похожие статьи

Проблемы и перспективы финансирования спортивных клубов...

Современное состояние российского рынка профессионального... К примеру, корпорация «Газпром» является спонсором футбольного клуба «Зенит» и. Президент России В. В. Путин по этому поводу заявил, что «финансирование физкультуры и.

Приоритеты государственной политики в финансировании...

Финансовое обеспечение физической культуры и спорта из федерального бюджета преимущественно направлено на финансирование спорта высших достижений, массовый спорт, к сожалению, финансируется в недостаточном объеме.

Моделирование финансирования спортивных клубов в России

Российский профессиональный спорт полон проблем, решение которых найти крайне трудно. При этом отчетливо видна главная проблема — бюджетное финансирование спортивных клубов. Государственное вмешательство усложняет работу рыночного механизма в сфере...

Результативность бюджетирования в сфере физической...

Организация массового спорта и спорта высших достижений... физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый спорт, военная служба, физическая подготовка, вид спорта, Центральный спортивный клуб, весомый вклад...

Тенденции развития современного футбола в России

Современное состояние российского рынка профессионального...

Однако посещаемость матчей спортивных клубов даже для самых популярных видов спорта в России остается невысокой.

Экономика в области спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: экономика спорта, здоровая нация, профессиональный спорт, маркетинговая деятельность, рынок труда в спорте, спортивное спонсорство. В современных условиях, развивая сферу физической культуры и спорта...

Переход клубов российской футбольной системы...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Главным фактором является форма собственности клубов, они могут финансироваться за счет государственных бюджетов или же за счет собственной прибыли.

Российский профессиональный спорт полон проблем, решение...

Министерство Спорта Российской Федерации http

физическая культура, спорт, массовый спорт, Развитие спорта, сфера физкультуры, достижение, местный орган власти, Российская Федерация, профессиональный спорт, спортивный резерв.

Инвестиции в спорт — это инвестиции в здоровую нацию

1. Основным методом государственного финансирования развития спорта является разработка

4. Противопоставление спорта высших достижений и массового спорта — это путь в тупик — Кузнецов.

6. Государственные инвестиции в физическую культуру и спорт.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы финансирования спортивных клубов...

Современное состояние российского рынка профессионального... К примеру, корпорация «Газпром» является спонсором футбольного клуба «Зенит» и. Президент России В. В. Путин по этому поводу заявил, что «финансирование физкультуры и.

Приоритеты государственной политики в финансировании...

Финансовое обеспечение физической культуры и спорта из федерального бюджета преимущественно направлено на финансирование спорта высших достижений, массовый спорт, к сожалению, финансируется в недостаточном объеме.

Моделирование финансирования спортивных клубов в России

Российский профессиональный спорт полон проблем, решение которых найти крайне трудно. При этом отчетливо видна главная проблема — бюджетное финансирование спортивных клубов. Государственное вмешательство усложняет работу рыночного механизма в сфере...

Результативность бюджетирования в сфере физической...

Организация массового спорта и спорта высших достижений... физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый спорт, военная служба, физическая подготовка, вид спорта, Центральный спортивный клуб, весомый вклад...

Тенденции развития современного футбола в России

Современное состояние российского рынка профессионального...

Однако посещаемость матчей спортивных клубов даже для самых популярных видов спорта в России остается невысокой.

Экономика в области спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: экономика спорта, здоровая нация, профессиональный спорт, маркетинговая деятельность, рынок труда в спорте, спортивное спонсорство. В современных условиях, развивая сферу физической культуры и спорта...

Переход клубов российской футбольной системы...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Главным фактором является форма собственности клубов, они могут финансироваться за счет государственных бюджетов или же за счет собственной прибыли.

Российский профессиональный спорт полон проблем, решение...

Министерство Спорта Российской Федерации http

физическая культура, спорт, массовый спорт, Развитие спорта, сфера физкультуры, достижение, местный орган власти, Российская Федерация, профессиональный спорт, спортивный резерв.

Инвестиции в спорт — это инвестиции в здоровую нацию

1. Основным методом государственного финансирования развития спорта является разработка

4. Противопоставление спорта высших достижений и массового спорта — это путь в тупик — Кузнецов.

6. Государственные инвестиции в физическую культуру и спорт.

Задать вопрос