Мини-пабликс как практики делиберативной демократии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 03.06.2018

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Тараев, А. К. Мини-пабликс как практики делиберативной демократии / А. К. Тараев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 267-270. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50832/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: гражданские ассамблеи, группы по планированию, делиберативная демократия, делиберативные опросы общественного мнения, делиберация, жюри граждан, консенсусные конференции, мини-пабликс, политическое участие, репрезентативная демократия

В последние десятилетия в политической науке многими исследователями отмечается кризис современной представительной системы демократических режимов. В своих работах о нем говорят Крозье, Хантингтон и Ватануки [8], Крауч [6], Дзоло [4] и другие именитые ученые. В общих чертах данный кризис обуславливают тем, что классическая представительная демократия уже не обеспечивает связь между общественностью и политической элитой.

Одним из результатов поиска выхода из данной ситуации стало возрождение во второй половине XX века рядом исследователей (Бессет, Хабермас, Бенхабиб, Коэн, Драйцзек и др.) концепции, общие контуры которой были очерчены еще в 1910-х годах в США мыслителем Джоном Дьюи и политиком Вудро Вильсоном, а именно, концепции делиберативной демократии.

Делиберация в английском языке понимается как тщательное, взвешенное обсуждение, конструктивная дискуссия [10]. В целом делиберация подразумевает собой размышления, всестороннее рассмотрение проблемы, взвешенные обсуждения и экспертизу. Любая делиберация предполагает дискурс, но не любой политический дискурс может считаться делиберацией. Те дискурсы, где не существует субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества между участниками, например, дискурсы монологического характера или же манипулятивные диалогические дискурсы с субъект-объектным воздействием на адресат не могут считаться делиберативными.

Итак, концепция делиберативной демократии предполагает, что демократический процесс следует рассматривать как процесс формирования общественного мнения и общественной воли в ходе публичного, свободного и аргументированного обсуждения.

В последние годы в политической науке исследователи в качестве яркого и характерного образца практик делиберативной демократии все чаще указывают так называемые «mini-publics». Сам англоязычный термин не имеет адекватного аналога в отечественной политической науке, к тому же многообразие форм «mini-publics» создает серьезные сложности для формулирования однозначного и всеобъемлющего определения феномена. Идея мини-пабликс впервые была предложена американским политическим исследователем Робертом Далем в 1989 году, который сформулировал идею «minipopulus»: ассамблеи граждан, которая демографически репрезентует все население, в рамках которой собранные вместе граждане изучают и обсуждают ту или иную тему, чтобы в конце проинформировать общественность и лица, принимающие решения о результатах своей работы над данной темой, ее тщательного рассмотрения и обсуждения [1].

Для начала отметим общие черты, которые имеют различные формы мини-пабликс. Во-первых, как следует из названия, они относительно малы по своему масштабу, численности. Во-вторых, они репрезентативны, то есть небольшое количество людей представляет более широкую аудиторию, которую непосредственно касаются вопросы, обсуждаемые в ходе делибераций.

В общих чертах, почти все мини-пабликс в процессе проведения проходят пять фаз: фаза планирования и набора участников, фаза изучения (обучения), делиберативная фаза, фаза принятия решений, фаза информирования и последующего контроля.

То есть сначала их собирают из выбранных случайным образом граждан. Выбираются граждане по жребию, например, из списка избирателей или любого другого источника, если он содержит необходимые для проведения делиберации группы населения. Принцип выбора таков, что каждый, кого касается обсуждаемый вопрос, в равной степени имеет шанс быть избранным, что, в свою очередь, должно обеспечивать легитимность процесса. Обычно процесс отбора представляет собой стратифицированную выборку, чтобы таким образом обеспечивалась репрезентативность демографических характеристик представляемой участниками части общества (возраст, пол, национальность, доход, география проживания, уровень образования, религия и т. д.). Когда этап отбора пройден, выбранных участников собирают в определенном месте в определенное время для проведения делибераций. Поскольку на участие в деятельности мини-пабликс граждане тратят относительно продолжительное время, то обычной практикой здесь является, во-первых, денежная компенсация и другие формы вознаграждения за участие, а также обеспечение комфортных условий не только для осуществления обсуждений по проблеме, но также для жизнедеятельности участников (обеспечение проживания, питания и других нужд).

Все дискуссии фасилитируются организаторами, в ходе делибераций эксперты предоставляют всеобъемлющую информацию по указанном проблеме, а также любую другую информацию, если она понадобится в ходе делиберации. В свою очередь, участники изучают все необходимую информацию и обсуждают ее в ходе делибераций. Результатом деятельности мини-пабликс обычно становится некий набор рекомендаций, который будет обязательно принят во внимание в процессе принятия решения по указанном проблеме властными структурами.

Наиболее широко распространенными формами мини-пабликс являются жюри граждан (citizens' juries), консенсусные конференции (consensus conferences), группы по планированию (planning cells), делиберативные опросы общественного мнения (deliberative polls), гражданские ассамблеи (citizens’ assemblies) [12].

Жюри граждан появились в США в 1970-е годы, впоследствии получив широкое распространение в других странах, например, в Австралии, Великобритании, Голландии, Франции, и т. д. Отличаются относительной дешевизной организации, малочисленностью (обычно от 12 до 25 участников), кратковременностью (процесс делиберации занимает от 2 до 5 дней). Нередко членам жюри дают частичный контроль за процессом проведения, например, возможность выбора экспертов и характера взаимодействия с ними.

Консенсусные конференции возникли в конце 1980-х годов в Дании и были призваны предоставлять рекомендации и советы парламентариям по вопросам науки и развития технологий. Со временем практику консенсусных конференций начали широко использовать в Австралии, Аргентине, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, США, Японии и других странах. Более затратные, чем жюри граждан, консенсусные конференции обычно включают в себя 10–25 человек, отобранных посредством стратификационной выборки. Изначально консенсусные конференции включали в себя две стадии. В процессе первой подготовительной стадии участники знакомятся друг с другом, с информацией по проблеме, а также с процессом проведения делибераций. Также здесь из заранее подготовленного списка происходит отбор экспертов и групп интересов, которые будут представлены в ходе проведения второй стадии консенсусной конференции. Вторая стадия длится около 4 дней, здесь граждане заслушивают доклады и презентации от избранных ими представителей и экспертов, после чего задают им вопросы. В конце участниками составляется некий коллективный доклад, в котором излагается их общее решение по проблеме. Нередко отбором граждан, составлением рекомендательных списков экспертов, сборников необходимой информации, выбором фасилитаторов занимается специально созданный комитет. В него входят представители академической среды, практики, эксперты по обсуждаемой проблеме, представители групп интересов. Данный комитет является гарантией беспристрастности и высокого качества делиберации как в ходе подготовки и конструирования самого процесса, так и в процессе надзора за его проведением.

Группы по планированию впервые были организованы в Германии в 1970-х годах. Основной сферой использования такого формата в то время было городское планирование. В таком качестве группы по планированию использовались в Германии, Австрии, Испании, США и Швейцарии. Их организация еще более дорогостоящая, чем у консенсусных конференций, так как такой формат проведения требует параллельной работы над поставленной проблемой нескольких групп (от 6 до 20 групп), в каждой из которых участвуют порядка 25 граждан. Длительность проведения обычно составляет около 4 дней. В конце руководители групп по планированию собирают все предпочтения участников в один общий отчет, который затем одобряется или отклоняется комиссией из представителей всех групп, после чего отчет или отправляется на доработку, или публикуется и его представляют лицам, принимающим решения по указанной проблеме.

Первые делиберативные опросы общественного мнения были проведены в конце 1980-х годов в США. Подобные опросы имеют довольно большую выборку по сравнению с другими формами мини-пабликс (от 100 до 500 участников). В ходе данных опросов исследователи выясняют что бы могли думать граждане о той или иной проблеме, имей они достаточное количество времени для ее тщательного изучения, а также возможность для учета всех возможных перспектив. Из-за большого количества участников данная форма мини-пабликс является одной из самых дорогостоящих. В ходе проведения делиберативных опросов общественного мнения сначала отбирается случайная выборка участников голосования, изучается их текущее мнение по вопросу или проблеме, после чего участники проводят обсуждение проблемы как в малых группах, так и в ходе пленарных заседаний с экспертами. По окончании обсуждений мнения участников по проблеме снова изучаются и агрегируются. В отличие от остальных форм мини-пабликс здесь от участников не требуется прийти к какому-либо коллективному решению по проблеме, важен характер тех изменений в их мнении о проблеме, что произошли в ходе делиберации.

Гражданские ассамблеи появились совсем недавно, в начале 2000-х годов, и пока не получили широкого распространения. Пока к подобному типу мини-пабликс прибегали в нескольких случаях в Голландии, Ирландии и Канаде. Типичный процесс проведения гражданской ассамблеи начинается со случайного отбора граждан из списков избирателей, после чего происходит последующий случайный отбор уже из числа тех, кто проявил интерес к участию в ассамблее. И хотя в данном случае этот отбор сложно назвать действительно случайным, все равно считается, что конечный список участников будет представлять более широкие слои населения, по крайней мере, с точки зрения возрастного и гендерного состава, а также географии проживания. Далее следуют три фазы: фаза обучения, фаза консультаций и делиберативная фаза. Первая фаза позволяет участникам справиться со сложностями обсуждаемого вопроса, узнать о нем подробнее. В ходе второй фазы случайно выбранные из числа участников граждане проводят на территории своих избирательных округов публичные слушания с целью собрать информацию и мнения от других представителей общества. Во время третьей фазы участники обсуждают имеющиеся данные, а также формулируют и согласовывают конечное решение. Вслед за делиберацией нередко проводится голосование среди участников, посредством которого они определяют итоговый результат ассамблеи, которым обычно выступают детальные рекомендации лицам, принимающим решения. Данная форма мини-пабликс является одной из самых длительных, процесс проведения гражданской ассамблеи может занять от 20 до 30 дней.

Итак, в качестве ответа на вопрос какие полезные изменения могут привнести мини-пабликс в репрезентативную демократию и каким образом они могут помочь преодолеть ее кризис, можно назвать следующий ряд положительных черт и функций мини-пабликс. Во-первых, они служат неким мостом между гражданами, экспертным сообществом и властной элитой, принимающей политические решения. С одной стороны, мини-пабликс выполняют роль консультативного органа для органов выборных, который артикулирует мнение общественности, ее рекомендации, основанные на продуманном делиберативном процессе, опирающимся на различные точки зрения, знания и опыт. С другой же стороны, мини-пабликс мотивируют граждан и их сообщества вовлекаться в процесс принятия политических решений. В процессе проведения мини-пабликс участникам нередко предлагают выступить в роли фасилитаторов публичных форумов и обсуждений в их локальных сообществах. Подобным образом делиберативный процесс расширяется далеко за пределы группы людей, участвующих в мини-пабликс, а мини-пабликс в данном контексте становятся катализатором вовлечения широкой общественности как в процесс обсуждений по проблеме, так в процесс принятия политических решений. Также мини-пабликс кристаллизуют общественное мнение, взвешивает все «за» и против» по тому или иному вопросу, структурирует эту информацию, придает ей законченный вид. Так ее становится проще донести до членов локальных сообществ.

Все вышеперечисленное может помочь в итоге преодолеть все расширяющуюся пропасть между общественностью и властной элитой, которая избирается этой общественностью в условиях репрезентативной демократии. В конечном счете практика постоянного проведения мини-пабликс может повысить легитимность принимаемых политических решений, а также повысить степень удовлетворения граждан от того или иного принятого решения. Кроме того, чувство сопричастности благотворно может повлиять на снижение политического абсентеизма, возросшего в последние десятилетия.

Литература:

  1. Даль Р. Демократия и ее критики. — М.: РОССПЭН, 2003. — 576 с.
  2. Даль Р. О демократии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 208 с.
  3. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. — М.: Идея-пресс, 2002. — 160 с.
  4. Дзоло Д. Демократия и сложность: реалистический подход. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 314 с.
  5. Зайцев А. В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // NB: Проблемы политики и общества. — 2013. — № 5. — С.29–44.
  6. Крауч К. Постдемократия. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 192 с.
  7. Тараев А. К. Политический краудсорсинг в делиберативной демократии // VI Всероссийский фестиваль науки: сборник докладов в 2 т. Т 2.. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. — С. 260–264.
  8. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. — СПб: Наука, 2001. — 417 с.
  9. Crozier M., Huntington S., Watanuki J. The Crisis of Democracy: report on the governability of democracies to the Trilateral Commission. — New York: New York University Press, 1975. — 220 p.
  10. Deliberation // Wiktionary, the free dictionary. URL: http://en.wiktionary.org/wiki/deliberation (дата обращения: 11.05.2018).
  11. Elstub S., McLaverty P. (Eds.). Deliberative democracy: Issues and Cases. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. — 227 p.
  12. Elstub S., Escobar O. Forms of mini-publics: An introduction to deliberative innovations in democratic practice // newDemocracy Foundation. — 2017. URL: http://en.wiktionary.org/wiki/deliberation (дата обращения: 11.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, процесс проведения, жюри граждан, проблема, США, участник, гражданин, репрезентативная демократия, властная элита, гражданская ассамблея.


Ключевые слова

политическое участие, гражданские ассамблеи, группы по планированию, делиберативная демократия, делиберативные опросы общественного мнения, делиберация, жюри граждан, консенсусные конференции, мини-пабликс, репрезентативная демократия

Похожие статьи

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Если говорить о непосредственном участии граждан в процессах управления

гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия, помощь выборов, процесс управления.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ как института представительной демократии.

Это обусловливает существование разрозненного, иногда противоречивого общественного мнения на те или иные вопросы и явления общественного...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль — это осуществляемый гражданами, институтами гражданского общества — средствами

− научно-исследовательские, журналистские и художественные произведения, формирующие общественное мнение и воздействующие на правящую элиту

Эволюция взглядов на общественно-политическую...

Политическая элита России в 1990-е годы приняла непростое решение создавать принципиально новые государственные институты, задавая новые роли и функции основным участникам общественно-политического процесса.

Гражданские жюри как форма совещательной демократии...

Гражданские жюри состоят из группы граждан, выбранные репрезентативно из числа, заявивших о желании участвовать, то есть представляющая различные слои общества и группы населения. Данные общественные советы, по существу...

Формирование партийной системы как важнейший аспект развития...

Значит и проблема формирования массовой социальной базы демократии, требует

В то же время, партии проводят мобилизацию общественного мнения в поддержку

Конечно, такую поддержку трудно ожидать от граждан с низкой гражданской и политической активностью.

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.

При демократическом режиме, по мнению Хоппе, руководители государством не владеют

демократия, власть народа, аргументы, разработанность, государство, проблема.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Однако проведение такой политики зависит от политической элиты, от ее способности соответствовать

А для этого соответствия необходим контроль Граждан и Гражданского общества за

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд...

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия... общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Похожие статьи

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Если говорить о непосредственном участии граждан в процессах управления

гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия, помощь выборов, процесс управления.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ как института представительной демократии.

Это обусловливает существование разрозненного, иногда противоречивого общественного мнения на те или иные вопросы и явления общественного...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль — это осуществляемый гражданами, институтами гражданского общества — средствами

− научно-исследовательские, журналистские и художественные произведения, формирующие общественное мнение и воздействующие на правящую элиту

Эволюция взглядов на общественно-политическую...

Политическая элита России в 1990-е годы приняла непростое решение создавать принципиально новые государственные институты, задавая новые роли и функции основным участникам общественно-политического процесса.

Гражданские жюри как форма совещательной демократии...

Гражданские жюри состоят из группы граждан, выбранные репрезентативно из числа, заявивших о желании участвовать, то есть представляющая различные слои общества и группы населения. Данные общественные советы, по существу...

Формирование партийной системы как важнейший аспект развития...

Значит и проблема формирования массовой социальной базы демократии, требует

В то же время, партии проводят мобилизацию общественного мнения в поддержку

Конечно, такую поддержку трудно ожидать от граждан с низкой гражданской и политической активностью.

Идеальна ли демократия? Аргументы за и против

Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.

При демократическом режиме, по мнению Хоппе, руководители государством не владеют

демократия, власть народа, аргументы, разработанность, государство, проблема.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Однако проведение такой политики зависит от политической элиты, от ее способности соответствовать

А для этого соответствия необходим контроль Граждан и Гражданского общества за

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд...

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия... общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Задать вопрос