Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 20.05.2018

Статья просмотрена: 2788 раз

Библиографическое описание:

Мамбетова, Р. Р. Основы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Р. Р. Мамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50416/ (дата обращения: 06.05.2024).



С помощью познавательного интереса мы познаем окружающий мир, стремимся проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательный интерес обеспечивает глубокое изучение предметов и явлений, постоянное и самостоятельное добывание знаний в интересующей нас области, активное и деятельное приобретение необходимых для этого способов, настойчивое преодоление трудностей.

Субъективно познавательный интерес обнаруживается у школьника в положительной эмоциональной окраске познавательного процесса «Мне интересно» и во внимании к объекту интереса. Подобная учебная мотивация крайне важна для осуществления учебной деятельности детей в младшем школьном возрасте, которая с первого класса носит характер напряженного труда. Именно наличие познавательного интереса снимает трудности учебной деятельности, и последняя начинает приносить удовольствие. Однако многие стороны учебной деятельности не вызывают непосредственного интереса у школьников.

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном возрасте является полимотивированной, и часто доминирующими мотивами в ней становятся мотивы, порождаемые не самой учебной деятельностью, а позицией школьника в социуме (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова). В этом случае главным для школьника является не процесс познания и овладения знаниями, а стремление завоевать в обществе, в классном коллективе благоприятную позицию. Вот почему возникновение познавательного интереса, процесс и стадии развития устойчивых познавательных интересов являются актуальными проблемами педагогики и психологии. [1]

Можно выделить ряд стадий в развитии познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес и теоретический интерес. Все они определяют разные степени направленности и отношения ученика к предмету, а также влияния познавательного интереса на его личность.

Любопытство — первая и самая простая стадия познавательного интереса. Это интерес, возникший от каких-либо внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека. На этой стадии нет стремления к познанию, но любопытство может стать начальным толчком к нему. Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, так как на данном этапе жизни им интересно все.

Вторая стадия развития познавательного интереса — любознательность. Это стремление к более глубокому изучению какого-либо явления, закономерности. Такой интерес не пропадает с окончанием ситуации, а заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность, которая становится привлекательной для ребенка. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие самостоятельной работы ученика, и он становится субъектом деятельности.

Благодаря этому познавательный интерес переходит на следующую стадию — от любознательности к собственно познавательному интересу. Теоретический интерес — последняя и самая сложная стадия развития познавательного интереса. Под ним понимается такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. В основном это узкий интерес к определенной отрасли знаний. Заслуга в определении механизма формирования познавательной мотивации, в том числе познавательного интереса, принадлежит А. Н. Леонтьеву. Данный механизм он назвал «сдвигом мотива на цель». [2]

В процессе формирования учебной деятельности, которая всегда начинается с целеполагания, вначале учащийся осуществляет учебные действия на основе «внешней» мотивации. При последовательном и добросовестном выполнении учебных заданий прежняя «внешняя» мотивация вытесняется и на смену ей приходит мотивация внутренняя, познавательная, исходящая из самой цели учебной деятельности — познания. Происходит «сдвиг мотива на цель» при условии, что учащийся получает для себя более значимый результат, чем исходная мотивация. В этом случае происходит также превращение отдельных учебных действий в полноценную учебную деятельность, в которой имеет место совпадение мотивов и целей.

Так, ученик может выполнять задания своевременно, чтобы поскорее отдохнуть. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу у него появляется интерес к различным предметам в школе, и теперь он выполняет уроки, чтобы лучше разобраться в неизвестном ему материале. При этом то, что являлось целью, становится самостоятельным мотивом. Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, регулировать их. Сложившийся устойчивый познавательный интерес учащегося влияет и на успешность обучения, и на всю личность школьника в целом. Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для построения учебного процесса. Учитель должен «привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор».

Можно выделить несколько условий возникновения и проявления познавательного интереса младших школьников в обучении:

  1. Грамотное соотношение нового материала и уже известного является основным условием возникновения познавательного интереса у учеников.
  2. Также интерес к работе может повыситься благодаря возможности использовать свою инициативу и активность для творческого преобразованияпредмета.
  3. Необходимо обращать внимание на успехи детей, поощрять их за верное выполнение заданий. Это способствует укреплению интереса.
  4. Если учитель сам заинтересован в изложенном материале, излагает его красочно и полно, то интерес детей будет лишь возрастать.
  5. Также формированию учебных и познавательных интересов в огромной мере способствует вся внеучебная и внешкольнаяработа.

Таким образом, можно выделить следующие общие закономерности, действующие в сфере интересов:

1) зависимость интересов учеников от уровня и качества знаний, сформированности способов умственной деятельности. Чем больше знаний у ученика по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету, и наоборот;

2) зависимость интересов школьников от отношения к учителям. Ученики учатся с интересом у тех педагогов, которых они любят и уважают. Учитель может по-разному мотивировать детей для развития их познавательного интереса.

На уроке можно обсуждать с учениками разные варианты поиска путей решения задач, поставленных учителем. Зачастую дети активно включаются в эту деятельность, предлагают всевозможные подходы, ищут доводы, защищают свое мнение. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие — неуспешными, ошибочными. Помимо желания получить успешный результат появляются и познавательный интерес, и стремление обнаружить причины получения такого результата.

Возникновение познавательного интереса у младшего школьника является важным фактором для развития его личности, а его устойчивость — гарантией положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основой успешного и полного усвоения знаний. Закончить хотелось бы словами Л. С. Выготского: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты захочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [2]

Литература:

  1. Сабанин П. В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников. — М.: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. — 96 с.
  2. Сабанин П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления. — М.: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учебная деятельность, интерес, младший школьный возраст, деятельность, развитие, ребенок, сдвиг мотива, стадий развития, теоретический интерес.


Похожие статьи

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Ключевые слова: познавательный интерес, текстовые задачи, диагностика, активизация, младшие школьники, развитие. В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Формирование интереса к учебной деятельности

учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Теоретические основы исследования учебной мотивации... учебная деятельность, мотив, учебная мотивация, содержание мотива...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий

Формирование учебной мотивации младших школьников... учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Ключевые слова:интерес, познавательный интерес, личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, познавательная активность, информационно-коммуникационные технологии.

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Похожие статьи

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Актуальность проблемы развития познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Ключевые слова: познавательный интерес, текстовые задачи, диагностика, активизация, младшие школьники, развитие. В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

Формирование интереса к учебной деятельности

учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы

Теоретические основы исследования учебной мотивации... учебная деятельность, мотив, учебная мотивация, содержание мотива...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий

Формирование учебной мотивации младших школьников... учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Ключевые слова:интерес, познавательный интерес, личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, познавательная активность, информационно-коммуникационные технологии.

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Основные этапы развития познавательного интереса при...

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Задать вопрос