Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 961 раз

Библиографическое описание:

Поваляева, Г. А. Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Г. А. Поваляева, Е. С. Хуторева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 409-410. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50353/ (дата обращения: 06.05.2024).



Речь как средство общения возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности, оказывая на психическое развитие, формирование всех структур самосознания личности (А. В. Запорожец, М,И. Лисина, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.). Она непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребёнка в этот период осуществляется в большинстве случаев совместно со взрослыми и сверстниками [1].

Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Немаловажную роль играет при этом и «техника общения» — приёмы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог. Для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми нужна развитая диалогическая речь. Если ребёнок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то не будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Ознакомление детей с общим недоразвитием речи с художественной литературой, позволяет не только сформировать представления о правильной связной речи, но и развить у них следующие речевые умения, обеспечивающие успешное общение со сверстниками на уровне диалогической речи: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение и правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; контролировать нормативность своей речи, вносить соответствующие изменения в ходе общения.

У детей с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности редко. Предпочтительным видом коммуникации является совместное чтение и обсуждение книг. Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей с общим недоразвитием речи обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. [2]

Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Нами было проведено исследование, направленное на оценку эффективности использования художественной литературы как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.

Для изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, мы использовали комплекс диагностических заданий, разработанных В. И. Логиновой, О. Н. Сомковой, организация которых предполагает беседу между взрослым двумя детьми [3].

Анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня охотно вступают в контакт со взрослым используя речевые обороты, отвечая на вопросы. Однако они испытывали затруднения при речевом взаимодействии со сверстником: часто перебивали, не дослушивали вопрос или высказывание до конца.

Высокого уровня развития диалогической речи мы не выявили, показатели среднего уровня составили 40 % (6 детей), низкого — 60 % (9 детей).

Качественный анализ результатов показал, что дети со средним уровнем развития диалогической речи использовали речевые обороты для установления контакта со взрослым; легко контактируют со сверстниками и взрослыми; не испытывают затруднений будучи респондентом, но им достаточно сложно было быть инициатором диалога; не всегда могли выслушать собеседника-сверстника до конца — стремились высказать свою информацию, несвоевременно вступали в разговор; тон общения был доброжелательный, спокойный.

Сопоставление полученных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы данных показало, что в обследуемой группе детей преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Наглядно средние показатели уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представлены на

В целом, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня преобладают показатели низкого уровня развития диалогической речи. Мы выявили, что в ходе диалогической речи устанавливая контакт, они часто используют реплики-сообщения, вопросы, реже — побуждения к действию, обоснования; при этом реплики-реакции детей представляли собой краткие, однословные предложения; отмечалось ограниченное количество вопросов, причем они были однообразны; часто вопросы сверстника оставались без внимания.

Литература:

  1. Мастюкова, Е.М., Филичева, Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т. Филичева. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Идеи теории и методики развития речи дошкольников в педагогическом наследии В. И. Логиновой О. Н. Сомкова / «В. И. Логинова. Наследие педагога и ученого». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): III, диалогическая речь, старший дошкольный возраст, ребенок, художественная литература, взрослый, общее недоразвитие речи, сверстник, уровень развития, эмоциональное общение.


Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Особенности диалогической речи у детей старшего... диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный

речевое общение, игра, речевое общение дошкольников, ребенок, развитие, педагогическая технология, общее недоразвитие речи...

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на

Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, группа. Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР — четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого развития III. В работе над диалогической речью можно выделить три задачи

Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста...

Особенности диалогической речи у детей старшего... диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный

речевое общение, игра, речевое общение дошкольников, ребенок, развитие, педагогическая технология, общее недоразвитие речи...

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на

Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи, серия заданий, III, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, группа. Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР — четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого развития III. В работе над диалогической речью можно выделить три задачи

Задать вопрос