Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 1332 раза

Библиографическое описание:

Семакова, Н. А. Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века / Н. А. Семакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49964/ (дата обращения: 03.05.2024).



Объектом настоящего исследования является меценатство как культурный феномен. С точки зрения современной культурологии, меценатство относится к процессу культурной трансмиссии, внутри которой оно играет немаловажную роль поддержки и производства культурных ценностей среди деятелей, мастеров, талантов искусства и науки.

Со словом меценат в первую очередь ассоциируется мужчина. Ведь даже название этой деятельности пошло от имени римского аристократа Гая Цильния Мецената. Однако покровителями искусств нередко выступали женщины. Предметом интереса стало женское меценатство: исследовать сквозь историю и составить культурологический портрет меценаток.

Институт меценатства сыграл важную роль в формировании русской культуры. Наивысший пик развития меценатства приходится на вторую половину XIX начало XX вв., когда политические и экономические реформы дали возможность каждому человеку внести свой вклад в развитие культуры [1].

Истории женского меценатства почти не уделяется внимания в научной среде. Как отмечает исследователь И. А. Кеня, женщины в силу своих природных черт характера больше склонялись к социальной сфере благотворительности, помогая школам, училищам, высшим учебным заведениям, приютам, больницам. С. Л. Соловьев отмечал такие качества женщин как трудолюбие, религиозность, послушание, кротость. Сила женского милосердия упоминается философами Н. А. Бердяевым, С. Н. Булкаговым, В. В. Розановым. Также причиной обращения женщин в благотворительную сферу образования, можно считать заложенную в каждой женщине склонность к воспитанию, поучению — женщина в роли матери и наставницы [2].

Женщин меценатов можно разделить на три группы по обстоятельствам, обусловившим их меценатскую деятельность: первая группа — происхождение из династии меценатов. Это самое распространенное явление. Женщины из династий потомственных меценатов автоматически также становились покровительницами искусств. Такими были например, Варвара Алексеевна Хлудова (после брака Морозова). Внесла огромный вклад в просвещение Москвы, открыв в 1885 году первую общедоступную читальню имени Тургенева на 100 мест с широким библиотечным фондом. Также, на ее средства издавалась общественно-политическая газета «Русские ведомости», существующая с 1863 года. Еще один пример — это деятельность Маргариты Кирилловны Мамонтовой (после замужества Морозовой), которая особенно поддерживала философские объединения, финансировала выпуск журналов и газет, и основала свое издательство «Путь». Оказывала материальную поддержку С. П. Дягилеву и А. Н. Скрябину; стала одним из основателей Вятского художественного музея. Внучкой коллекционера А. Н. Львова была Варвара Николаевна Львова (после замужества Бобринская). Финансировала основание Дарвинского музея и оказывала ему поддержку на протяжении 8 лет. Передала Румянцевскому музею библиотеку иностранных книг, оставшуюся после его отца. Также была активным участником революционных движений 1905 г.

Вторую группу составляют женщины, вносившие в развитие культуры и науки средства своих мужей. К представительницам этой группы можно отнести Мараеву А. В., коллекционировавшую иконы, предметы декоративного искусства, и передавшую свои сокровища Серпуховскому музею; В. Е. Чертова после смерти своего мужа отдала доставшееся состояние на развитие Филармонического благотворительного общества, благотворительного «Московского общества 1937 года». Елена Павловна (до вступления в брак принцесса Вюртембергская), будучи несчастлива в браке и не находя взаимопонимания со своим мужем, после его смерти стала известна своими либеральными кружками, на которых обсуждалась реформа освобождения крестьян; покровительствовала многим известным художникам: Брюллову, Айвазовскому, Рубинштейну; актеру Горбунову; организовала посмертный выпуск собраний сочинений Гоголя; оказала материальную помощь Иванову с перемещением полотна «Явление мессии»; под ее контролем находились Русское музыкальное общество и Петербургская консерватория.

В третью группу объединены женщины, занимающиеся покровительством на свои личные средства. Первый муж Веры Ивановны Фирсановой был скупой и мелочный человек, и, она, получив наследство после смерти отца, развелась с мужем и занялась благотворительностью и меценатством. Фирсанова организовала в своей деревне в Подмосковье культурное пространство, где часто бывали и выступали известные люди того времени: певец Федор Шаляпин, композиторы Сергей Рахманинов и Григорий Конюс, также часто радовали своим визитом художники Серов и Юон. За счет материального обеспечения Фирсановой строится Фирсановский пассаж в Москве (сейчас Петровский пассаж). Екатерина Перси-Френч — дочь симбирской дворянки Киндяковой и ирландского дворянина Перси-Френч. После развода родителей в 21 год уехала обучаться в Сорбонну и единственным условием своего возвращения поставила единоличное управление всем имением Киндяковых. После того, как дворянка получила полную власть над хозяйственными делами мануфактур и фабрик, она не жалела финансов на социальные нужды народа, открыв бесплатные столовые и раздаточные пункты и также заботилась о духовном просвещении своей губернии. В 1903 в Симбирске создала картинную галерею, впоследствии ставшей художественным музеем, также установила памятник в виде ротонды писателю Гончарову [3].

Таким образом, можно увидеть, что феномен женского меценатства ярко проявился в период «золотого века»: благодаря женскому покровительству строились музеи; печатались журналы; художники, актеры, композиторы получали дополнительную поддержку своему творчеству, также женщины выступали коллекционерами художественных предметов. Традиция меценатства в русской культуре сформировалась благодаря бескорыстному и щедрому вкладу материальных и духовных сил каждого человека во благо общества. В заключение, можно уверенно сказать, что меценатство в России многоликое явление и женщины, значительно преуспели в этой сфере.

Литература:

  1. Воробьева О. Б. Периодизация процесса формирования меценатства в истории русской культуры. Уральский научный вестник, 2017. — № 3. 3–15с.
  2. Кеня И. А. Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX — н. XX. Genesis: исторические исследования, 2014, — № 5, 53–77 с.
  3. Опимах И. В. Художницы, музы, меценатки. М.: Ломоносовъ, 2017, 248с.
Основные термины (генерируются автоматически): женское меценатство, женщина, группа, Львов, развитие культуры, русская культура.


Похожие статьи

Мифологизация образа женственности как основание русской...

В. русской простонародной культуре прочно держалось дохристианское представление об очищающей силе земли.

Отсутствие детей заставляло окружающих сомневаться в принадлежности женщины к своей половозрастной группе.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Ключевые слова: благотворительность, женское образование, российское меценатство.

В итоге, благотворительская деятельность Тенишевой Марии Клавдиевны, направленная на просветительские цели, способствовала обогащению настоящей русской культуры, она...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Меценатствопокровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся

4. Зубанова С. Г. Влияние Русской Православной Церкви на развитие культуры российского общества в XIX веке.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Некоторые особенности организации и формы...

8. Щербаков А. В. Христианская культура Византии раннего средневековья: зарождение и развитие восточно-христианского

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

...писатель Анри Труайя (потомок Тороса — Лев Асланович Тарасов) вспоминал, что мужчины

России, но и внесли большой вклад в развитие культуры и образования страны.

Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века.

Благотворительность как компонент социокультурной...

Изучение развития благотворительности в России как социального института легли в

людей [3]. Меценатство — один из видов благотворительности в сфере культуры и искусства [4].

Духовные элементы структуры СИБ. Кадровые ресурсы, социальные группы исоциальные...

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

В условиях развития русской культуры XIX столетия наблюдается возрастающая

В большинстве случаев данную группу представляли люди зажиточного слоя, писавшие для того, чтобы

П. А. Кропоткин вспоминает о женщине – члене кружка «чайковцев» «Раз ночью, мы...

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков...

Судьбы русских меценатов конца IXX — начала ХХ века… Каковы они?

Много лет жизни он отдал на становление и развитие русской промышленности.

К этой работе подключаются видные деятели культуры, науки и искусства.

Похожие статьи

Мифологизация образа женственности как основание русской...

В. русской простонародной культуре прочно держалось дохристианское представление об очищающей силе земли.

Отсутствие детей заставляло окружающих сомневаться в принадлежности женщины к своей половозрастной группе.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Ключевые слова: благотворительность, женское образование, российское меценатство.

В итоге, благотворительская деятельность Тенишевой Марии Клавдиевны, направленная на просветительские цели, способствовала обогащению настоящей русской культуры, она...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Меценатствопокровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся

4. Зубанова С. Г. Влияние Русской Православной Церкви на развитие культуры российского общества в XIX веке.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Некоторые особенности организации и формы...

8. Щербаков А. В. Христианская культура Византии раннего средневековья: зарождение и развитие восточно-христианского

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Молодой ученый

...писатель Анри Труайя (потомок Тороса — Лев Асланович Тарасов) вспоминал, что мужчины

России, но и внесли большой вклад в развитие культуры и образования страны.

Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века.

Благотворительность как компонент социокультурной...

Изучение развития благотворительности в России как социального института легли в

людей [3]. Меценатство — один из видов благотворительности в сфере культуры и искусства [4].

Духовные элементы структуры СИБ. Кадровые ресурсы, социальные группы исоциальные...

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

В условиях развития русской культуры XIX столетия наблюдается возрастающая

В большинстве случаев данную группу представляли люди зажиточного слоя, писавшие для того, чтобы

П. А. Кропоткин вспоминает о женщине – члене кружка «чайковцев» «Раз ночью, мы...

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков...

Судьбы русских меценатов конца IXX — начала ХХ века… Каковы они?

Много лет жизни он отдал на становление и развитие русской промышленности.

К этой работе подключаются видные деятели культуры, науки и искусства.

Задать вопрос