Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 3320 раз

Библиографическое описание:

Пардаева, М. Х. Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы / М. Х. Пардаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49491/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Ключевые слово: начальные классы, методы обучения, синектика, мозговой штурм, модель «Vark», наглядные пособия, идея, игра.

Знания, которыми овладевает ученик в начальных классах средней общеобразовательной школы, являются тем фундаментом или базисом, на который в качестве надстройки присоединяются и другие знания, полученные в последующие этапы обучения в школе. И если фундамент крепок, то с большой уверенностью можно сказать, что надстройка простоит ещё очень долгое время. То есть, если ученик в начальном этапе обучения был обучен должным образом, то он и в будущем не будет испытывать проблем с восприятием учебного материала по разным учебным дисциплинам. Это накладывает определённые обязанности на преподавателей начальных классов, потому что от уровня их профессионализма зависит то, как их ученики в будущем будут учиться в школе и в каком качестве будут представлены в старших классах — как отличники или неуспевающие.

Как известно, в начальных классах средней общеобразовательной школы. Система преподнесения учебного материала значительно отличается от приемов, применимых в классах постарше.

Как известно, в данный период ребёнок ещё не полностью отвык от распорядков детского дошкольного учреждения, который он посещал до этого. Кроме этого, среди первоклассников встречаются ещё дети, которые воспитывались дома. Они — наиболее трудные в плане приучения к распорядкам школы, потому что, если дети, посещавшие детские сады, имели опыт общения с другими детьми, то «домашние» дети к этому не приучены, что создаёт определённые трудности при налаживании коммуникативных связей.

В начальных классах, в основном, преподаются несколько предметов, знание которых может пригодиться человеку в течении всей его последующей жизни. Это чтение, математика, родной язык, труд и рисование.

Уроки чтения призваны улучшить методику речи ученика, обогатить его словарный запас. На уроках математики ученики учатся сложению и вычитанию простых чисел. На уроках труда и рисования дети улучшают технику своих рук, доводят свои движения до нужных кондиций.

Среди всех этих занятий особняком стоят занятия по родному языку. Эти уроки призваны научить ребёнка правильно пользоваться родным языком, избегая разных грамматических ошибок. В ходе различных исследований было установлено, что ребёнок, сталкивающийся с определёнными трудностями в освоении учебного материала по родному языку с большой долей вероятности будет плохо успевать и по другим учебным дисциплинам. А это обстоятельство приведёт к тому, что у ученика может существенно снизится самооценка и он остынет к школе, в результате значительно понизиться его успеваемость.

Учеными соответствующего профиля было разработано несколько методик, призванных облегчит задачу учителя в деле преподавания. В начальных классах можно использовать некоторые из них:

– Мозговой штурм. Этот метод был разработан в конце 30-х годов ХХ века. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. При этом участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большое количество вариантов решения. Этот метод включает в себя три обязательных этапа, которые отличаются организацией и правилами их проведения;

– постановка проблемы. Если этот метод применять на уроках родного языка, задачей становится решение грамматических задач. Целесообразно будет на этом этапе в качестве задания написания сочинения пояснения к какому-то сюжету, изображённому на надёжном пособии. Или просто объявляется тема сочинения, написанная на классной доске;

– преподаватель отбирает участников для «Мозгового штурма». Они разбиваются на группы, которые выбирают себе лидера, который будет руководить их действиями;

– генерация идей. Это основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. На данном этапе этого метода участники высказывают различные идеи сочинения, разбивающие тему задания. Приветствуются все виды идей, вплоть до самых фантастических. Озвучивание этих идей дает возможность увидеть их недостатки и достоинство глазами других участников данной группы. Ученики внутри этого круга решают, какой из вариантов наиболее предпочтителен на данный и записывают его;

– группировка отбор и оценка идей. В этом случае сочинений методом чтения сочинений среди них выбираются самые интересные в плане идей. Этим занимается группа учеников, которые не вошли в состав участников мозгового штурма. Их называют комиссией. Они и объявляют группу, сочинений которое было наиболее интересным. Что дает этот метод ученикам? Он активирует их творческую активность и воображение, в будущем эти дети могут писать интересные, содержательные сочинения по самым различным заданным темам;

– метод «Синектика». Он основан на системе креативного мышления, основанная на предположение о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически. В нём применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная. Этот метод призван активизировать творческое мышление учеников младших классов средней общеобразовательной школы.

Метод синектики является как бы продолжением метода мозгового штурма, который был описан выше. Его можно применить на уроках родного языка, когда возникает потребность в более объемном объяснений учебного материала, предусмотренного на уроке. Например, при объяснении существительного можно привести в пример названия множества предметов, которые окружают учеников. Преподаватель задает вопрос кто? Перед учениками ставиться задача назвать названия живых существ. Отвечая на этот вопрос, ученик называет разных животных, которые зачастую очень отличаются друг от друга. В этом конкретном случае они объединяются для ответа на вопрос. Аналогично можно выполнить задание, когда ученику нужно в большом количестве назвать имена предметов или явлений, которые могли быть ответом на вопрос «что?»

Какую пользу приносит данный метод в описанном случае? Ученик самое главное, что одушевлённые и неодушевлённые названия предметов отвечают на разные вопросы и в будущем не делает ошибок в этом направлении. Также, синектику можно использовать на уроках по изучению частей речи, например, прилагательного. Учитель просит дать определение какой-то вещи или явлению.

Возьмём, например, общедоступное понятие — снег. Учитель даёт задание провести ассоциации снега с каким-то аналогичным предметом. Ученики записывают свои варианты аналогий и, по требованию преподавателя озвучат их. Можно видеть, что эти ассоциации могут привести к ответам на первый взгляд, никаким образом не связанных друг с другом. При подборе определений интересны его ассоциации с различными вещами: снег-соль, сахар, вата, пух, одеяло, холодный, серебро. На первый взгляд, все эти определения не связаны между собой, но если хорошо присмотреться, ощущается некая схожесть. В данном ряд определений такие слова, как соль, сахар, серебро могут быть объединены, имея при этом различную природу, по цвету. А такие слова, как вата, пух или одеяло объединяются по признаку мягкости, то есть качества. В данном процессе ученик учится подбирать различные определения к тому или иному явлению, параллельно обогащая свой словарный запас.

При объяснении главных членов предложений ученики составляют различные предложения, в которых выделяются главные предложения -подлежащее и сказуемое. В начальных классах, как правило, это простые предложения, состоящие из двух или трёх слов. Ученик составляет несколько предложений, например, мальчик хорошо учится, девочка пошла в школу, кошка спит и т. д. Ученик выделяет в них подлежащее и сказуемое. Существительное и глагол, выполняющие функции главных членов предложения, в одном варианте могут кардинально отличаться от другого варианта. Но их объединяет общая задача. Ребёнок усваивает, что, например, глагол «спит» тоже название действия, хотя определённо предполагает бездействие, поэтому отвечает на вопрос что делает? И является главным членом предложения, то есть сказуемым.

Метод «VARK». Этот метод, который ставит целью обучение с применением визуальных, аудиовизуальных и кинестетических возможностей учеников. Он предполагает обучение с помощью различного рода вспомогательных материалов- наглядных пособий, диафильмов, звуковых заготовок и различного рода игр, в процессе которых можно объяснить учебный материал. Данный метод сравнительно новый. Он предполагает разделение учеников по методу восприятия. Аудиалисты предпочитают слушать объяснения учителя, чтобы запомнить его речь и через него усвоить материал. Визуалистам интересна демонстрация наглядных пособий. Среди детей много поклонников применение метода игры на уроке. На уроках родного языка можно с успехом применить метод VARK, потому что он не дает ученику заскучать, что может принести к снижению концентрации внимания, и, как следствие к не усвоению материала. Например, при объяснении чисел, преподаватель для начала объясняет основные правила этой группы слов, потом демонстрирует наглядные пособия, которые могут содержать изображения как цифр, так в нескольких количествах фото различных предметов или животных. После этого можно провести игру “Весёлый мячик” –учитель бросает мяч какому-нибудь ученику, тот кидает его обратно, перед этим составив словосочетание с участием цифр.

Как видим, есть много методик, разработанных во благо учебного процесса. Главное — уметь правильно ими распорядиться.

Литература:

  1. Қосимова К.Матжонов С., Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Сариев Ш. Она тили ўқитиш методикаси. –Т.: Ношир, 2009. — 163 б.
  2. Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Маматова Г., Боқиева Ҳ. Ҳуснихат ва уни ўқитиш методикаси. –Т.: ТДПУ, 2009. — 70 б.
  3. А.Ғуломов. М.Қодиров,М.Эрназарова. Она тили ўқитиш методикаси-Т:”Фан ва технология” нашриёти, 2012.- 108 б.
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, ученик, мозговой штурм, учебный материал, класс, общеобразовательная школа, урок, VARK, ребенок, творческая активность.


Похожие статьи

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка.

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская деятельность, одинаковая

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Учение с увлечением. Чем можно удивить обучающихся...

Применение репродуктивного метода целесообразно на уроках закрепления, обобщения материала.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс, литература, учебная мотивация, урок, репродуктивный метод, познавательная активность...

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

русский язык, инновационное обучение, учебный процесс, учащийся, урок, родной язык, ребенок, инновационный подход, дистанционное обучение, ассоциативный ряд. Похожие статьи.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления.

Этапы использования технологии «мозговой штурм» на уроке иностранного языка могут быть следующими

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что

Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся.

Интерактивные методы обучения английскому языку в школе.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов...

Похожие статьи

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. — 33-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка.

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская деятельность, одинаковая

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Учение с увлечением. Чем можно удивить обучающихся...

Применение репродуктивного метода целесообразно на уроках закрепления, обобщения материала.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс, литература, учебная мотивация, урок, репродуктивный метод, познавательная активность...

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

русский язык, инновационное обучение, учебный процесс, учащийся, урок, родной язык, ребенок, инновационный подход, дистанционное обучение, ассоциативный ряд. Похожие статьи.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления.

Этапы использования технологии «мозговой штурм» на уроке иностранного языка могут быть следующими

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что

Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся.

Интерактивные методы обучения английскому языку в школе.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов...

Задать вопрос