Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 15.04.2018

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Робочинская, А. Я. Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах / А. Я. Робочинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49467/ (дата обращения: 26.04.2024).



Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотивации учения, приемы и методы организации учебной деятельности на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, учение, интерес, приемы мотивации, методы мотивации, универсальные учебные действия (УУД), образовательный процесс, учебная деятельность, психолого-педагогические условия.

В современном мире постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Перед школой стоит задача — сформировать личность, способную к творчеству, к осознанному, самостоятельному целеопределению своей деятельности. Другими словами, каждый обучающийся должен обладать не только определенными УУД, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию, самоактуализации и саморазвитию в процессе учебной деятельности.

Государство и общество требуют специалистов, которые обладают качественным математическим образованием для развития страны, а именно: создания инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации. Все это возможно обеспечить, если в стране высокий уровень математического образования, ведь системообразующим предметом в знаниях и культуре человека является математика, а в практике обучения математике в школе мы имеем результаты, которые далеки от уровня требований к ним. Кроме этого, общество требует, чтобы школа дала обучающимся не только базовые знания, но и сформировала у них умения и навыки применять эти знания на практике в нестандартных ситуациях, а система обучения математике в школе далека от этих требований, о чем говорят результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Возникает противоречие между требованиями, которые ставит школе государство и общество, и личностью, которая должна сочетать в себе ключевые компетентности.

Отвечая на вопрос «В чем причина противоречия?», мы сталкиваемся с рядом различных проблем образовательного процесса и его участниками. С целью определения данной проблемы был проведен социологический опрос среди учителей математики МОУ «Каслинская СОШ № 27». Результаты опроса показывают, что 21 % обучающихся имеют слабую мотивацию к изучению математики, в том числе это сказывается и на их успеваемости по предмету.

В первую очередь учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. Поэтому основная задача учителя — создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

В концепции развития математического образования в РФ говорится о том, что низкая учебная мотивация школьников связана с перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов, техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки [5].

Проблемой формирования мотивации учения занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и другие. Они выявили основные источники формирования и развития мотивации учения школьников при изучении предмета; осветили психологический аспект проблемы мотивации; исследовали некоторые формы и средства организации деятельности учащихся для формирования положительной мотивации [1, 3, 4].

Родительская общественность на данную проблему имеет следующее мнение: современная образовательная программа по математике выдвигает завышенные требования к уровню знаний обучающихся.

Среди 5–6 классов МОУ «Каслинская СОШ № 27», был проведен опрос, который показал, что 67 % обучающихся относятся к гуманитарному циклу.

Как сформировать интерес у ребенка? Ответ на этот вопрос может дать сам ребенок. Было проведено анкетирование среди обучающихся 5–6 классов. Вопросы для анкеты были следующие:

  1. Хорошая ли у тебя успеваемость по математике?
  2. Хотел бы ты учиться лучше по математике?
  3. Твоя успеваемость зависит от тебя/учителя/родителей?
  4. Что ты должен сделать, чтобы начать лучше учиться?
  5. Каким должен быть учитель?
  6. Каким должен быть урок математики?

Результаты опроса показали, что все дети хотят повысить уровень своего образования по математике, большинство обучающихся утверждают, что успеваемость зависит только от них самих, но 17 % подчеркивают, что успеваемость зависит как от них, так и от учителя. Отвечая на пятый и шестой вопросы, обучающиеся отмечают в основном, что учитель должен в первую очередь доступно и понятно объяснять материал, кроме этого, многие говорят о доброте учителя. И всем детям важно, чтобы урок математики был интересным.

Среди приемов и методов мотивации можно выделить множество нетрадиционных форм организации учебной деятельности школьников на уроках математики:

 Связь с историей математики;

 Примеры практического применения математических знаний в жизни;

 Использование ИКТ-технологий;

 Соревнования с одноклассниками при решении заданий;

 Выбор действий в соответствии с возможностями ученика;

 Применение поощрения и порицания;

 Создание атмосферы сотрудничества на уроке;

 Чередование форм и методов обучения.

Снижение мотивации — проблема, которая всегда будет актуальной в школе. Для решения данной проблемы мы предполагаем исследовать различные приемы и методы мотивации обучающихся для повышения результативности учебной деятельности и на этой основе разработать методику повышения мотивации учения на уроках математики.

Литература:

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — М.: Педагогика, 1972. — 53 с.

2. Леонтьев А. Н,. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. —40 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Федеральный институт развития образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): урок математики, учебная деятельность, математическое образование, математик, метод мотивации, образовательный процесс, обучающийся, проблема, результат опроса, школа.


Похожие статьи

Формирование мотивации к изучению математики младших...

ученик, задача, ребенок, задание, математическое образование, внешняя мотивация, учебная деятельность, учебный материал, выполнение заданий, урок математики.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и

Мотивация — средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, учитель, химия...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Применение некоторых методов обучения на уроках...

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно?

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ребенок, игра, класс, общеобразовательная школа, процесс обучения, метод обучения, управленческий метод, урок математики...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Различают две группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии». Исследование математической модели динамики знаний обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по математике.

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики...

образовательный процесс, учебный процесс, формирование ИКТ-компетенций, действие, Концепция развития, PIRLS, конечный результат обучения, образовательная программа, математическая деятельность...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета на...

Похожие статьи

Формирование мотивации к изучению математики младших...

ученик, задача, ребенок, задание, математическое образование, внешняя мотивация, учебная деятельность, учебный материал, выполнение заданий, урок математики.

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и

Мотивация — средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учебная деятельность, учитель, химия...

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Применение некоторых методов обучения на уроках...

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно?

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ребенок, игра, класс, общеобразовательная школа, процесс обучения, метод обучения, управленческий метод, урок математики...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Различают две группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии». Исследование математической модели динамики знаний обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по математике.

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики...

образовательный процесс, учебный процесс, формирование ИКТ-компетенций, действие, Концепция развития, PIRLS, конечный результат обучения, образовательная программа, математическая деятельность...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета на...

Задать вопрос