Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор успешности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 1875 раз

Библиографическое описание:

Таран, Я. В. Преобладание внутренней мотивации у спортсменов как фактор успешности / Я. В. Таран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49406/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматриваются особенности мотивации спортсменов, изучается внутренняя мотивация как фактор успеха в спорте, описывается проведенное исследование, обсуждаются результаты.

Ключевые слова: мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

В настоящее время проблема мотивации при изучении проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены является очень актуальной и особенно важную роль в тренировочном процессе играет именно мотивация. Мотивации к занятиям спортом очень важна, без нее просто невозможно, если у спортсмена пропадет мотивация, он просто прекратит свои занятия спортом [1]. Мотивация является ключевым аспектом в спорте.

Проблема мотивации сложна, это обусловливает существование множества различных подходов к пониманию ее содержания, структуры, сущности, а также к методам ее изучения. В настоящее время мотивация является сложной системой, имеющей специфические особенности на различных этапах жизни человека. С возрастом у человека меняются потребности, поэтому меняются и мотивы [2].

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как: футбол, хоккей и другие.

Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.

Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [7].

Выделяют два вида мотивации занятий спортом: инструментальную и интегративную [4]. Внешние потребности человека находят отражение в инструментальной мотивации. Внешние мотивы связаны необходимостью выполнять долг, чувством ответственности перед тренером, родителями и близкими. Важно развивать и интегративную мотивацию. Интегративная мотивация подразумевает отражение внутренних потребностей. Она появляется в связи с желанием идентифицировать себя со спортом [3]. Внутренняя мотивация направлена на предмет изучения, предполагает собственное совершенствование спортсмена.

При занятии спортом необходим баланс между интегративной и инструментальной мотивацией, так как только при разумном сочетании этих двух видов возможно добиться высоких спортивных результатов [6,9].

Многие исследователи полагают, что интегративная или внутренняя мотивация соотносится с успехами в спорте [5]. Нами было проведено эмпирические исследование для выявления связи между мотивацией студентов и уровнем их спортивной подготовки, чтобы экспериментально доказать данное утверждение.

На мотивацию спортсмена влияют три фактора:

‒ тип целей достижения, установленных спортсменами;

‒ отношение к успеху и избегание неудач;

‒ уровень уверенности в себе [8].

Ориентация на себя ассоциируется со сравнением себя с другими, здесь для спортсмена важна побеждать других. Ориентация на задачу фокусируется на улучшение собственных прошлых выступлений, работа над собой [10].

Спортсмены, ориентированные на себя, сосредоточены на сравнении себя с другими, и когда они выигрывают, их самооценка поднимается, когда они проигрывают, самооценка падает. Спортсмены, ориентированные на задачи, ориентированы на улучшение прошлой работы, а не на сравнении себя с другими.

Мотивация — это в основном то, что направляет и поддерживает занятие спортом. В спорте есть два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация, но в фундаментальном ключе внутренняя мотивация — это не что иное, как участие в интересной деятельности просто из-за любви к ней. Внутренняя мотивация — это, в основном, внутреннее желание спортсменов выполнять отдельную задачу, выполнять определенные действия, потому что это дает им удовольствие, развивает определенный навык. В то время как внешняя мотивация является мотивационными факторами, внешними по отношению к индивидууму и не связанными с задачей, которую они выполняют. Спортсмены с преобладанием внутренней мотивации быстрее добиваются успеха, потому что они учиться новому, их опыт обучения более значим.

Нами была проведена диагностика соотношения внутренних и внешних мотивов по методике «Почему я занимаюсь спортом». Целью данной методики является исследование уровня внутренней и внешней мотивации спортивной деятельности студентов.

Выборка составила 50 человек. В опросе участвовали студенты 1 и 2 курсов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма факультета спорта.

При анализе результатов опроса было выявлено: преобладание внешней мотивации у 16 % студентов (8 человек), внутренняя мотивация — 64 % (32 человека), равно выражена внутренняя и внешняя мотивация у 20 % студентов (10 человек) Таким образом, у студентов присутствует как внешняя, так и внутренняя мотивация.

В результате сравнительного анализа спортивных достижений студентов и типа мотивации было выявлено, что студенты с преобладанием внутренней мотивацией, имеют более высокий спортивный разряд, чем студенты с выраженной внешней мотивацией. Это можно объяснить тем, что внутренняя мотивация считается наиболее естественной. При этом к внутренним мотивам обычно относятся познавательные интересы, желание добиться успеха в спорте.

У 32 студентов факультета спорта (64 % от общего числа опрошенных) преобладает внутренняя мотивация. 20 % из них 30 мастеров спорта и всего 2 кандидата в мастера спорта. Это доказывает, что внутренняя мотивация студентов обусловливает более высокий уровень спортивной подготовки, чем внешняя. У 8 спортсменов (16 % опрошенных) внутренняя и внешняя мотивация находится на одном уровне, все они имеют спортивный разряд — мастер спорта. 20 % (10 опрошенных) студентов имеют ярко выраженную внешнюю мотивацию, из них всего 2 мастера спорта, 4 кандидата и 4 спортсмена, имеющие 1 взрослый разряд.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация играет важную роль в жизни каждого человека, в том числе спортсмена и является одним из существенных компонентов спортивной карьеры. Успехи в спорте определяются характером мотивов [6]. Нужно помнить, что не только внешняя, но и внутренняя мотивация может привести к постановке целей. Нужно помнить, что для гармоничного развития личности должны быть одновременно развиты уровни внутренней и внешней мотивации.

Литература:

  1. Горская Г. Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов. Физическая культура, спорт — наука и практика. № 4. 2016 стр. 85–91.
  2. Душко М. С. Мотивация освоения иностранного языка как компонент готовности студентов к профессиональной деятельности тренера. 2015 г. 206 с.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.:Питер,2006. — 507с.
  4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2012 -345 с.
  5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 688 с.
  6. Разманова Л. М. Журнал Международный студенческий научный вестник. / Л. М. Разманова. В. М. Панфилова //– 2015. — № 5 (часть 2) — С. 299–300.
  7. Семёнов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие — М. Сов. спорт, 2011. — 200с. Университетская электронная библиотека on — line.
  8. Theeboom, M., DeKnop, P., & Weiss, M. R. (1995). Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children’s sport: A field-based intervention study. Journal of Sport and Exercise Psychology, 17, 294–311.
  9. Gould, D., Feltz D., Weiss M., Motives for participating in competitive youth swimming. International J. Sport Psychol., 16: 126–140.
  10. Malek A., Mehdi N. Perceived Motivational Climate, Basic Psychological Needs and Self Determined Motivation in Youth Male Athletes. World Applied Sciences Journal 16 (9): 1189–1195, 2012
Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя мотивация, внешняя мотивация, спортивная деятельность, занятие спортом, спорт, мастер спорта, мотивация, спортсмен, мотив, выраженная внешняя мотивация.


Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений

спортивная деятельность, мотивационный фон, компонент мотивации, компонент, формирование, мотивационная сфера спортсмена, внешняя мотивация, основная форма деятельности, мотивация, спорт.

Мотивационный климат как психологический феномен...

мотивационный климат, спортсмен, занятие спортом, задача, мотивация спортсменов, тренер, спортивная деятельность, молодежный спорт, физическая активность, эмоциональное выгорание.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Мотивация персонала спортивной организации: теоретические...

В статье предпринята попытка обзора теоретических основ мотивации персонала спортивной организации. Автором рассмотрены классификации мотивов отечественных и зарубежных исследователей с учетом уровня спортивной карьеры...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Формирование мотивации занятиями физической культуры...

Отмечен факт, когда высокая мотивация к спорту наблюдается у студентов, родители которых занимаются или занимались ранее спортом.

Следует особо подчеркнуть, что у них отмечается повышенная мотивация к занятиям атлетической гимнастикой.

Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

В статье рассматриваются подходы к изучению и классификации мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ. Ключевые слова: спортивная деятельность, мотив. Мотивация к какой-либо деятельности имеет очень высокое значение и особенно она важна...

Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений

спортивная деятельность, мотивационный фон, компонент мотивации, компонент, формирование, мотивационная сфера спортсмена, внешняя мотивация, основная форма деятельности, мотивация, спорт.

Мотивационный климат как психологический феномен...

мотивационный климат, спортсмен, занятие спортом, задача, мотивация спортсменов, тренер, спортивная деятельность, молодежный спорт, физическая активность, эмоциональное выгорание.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Проблема формирования мотивации достижения в спортивной...

спортивная деятельность, спортивная мотивация, спорт, подростковый возраст, спортивное совершенствование, спортсмен, Бабушкин, тренировочный процесс.

Мотивация персонала спортивной организации: теоретические...

В статье предпринята попытка обзора теоретических основ мотивации персонала спортивной организации. Автором рассмотрены классификации мотивов отечественных и зарубежных исследователей с учетом уровня спортивной карьеры...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового...

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Формирование мотивации занятиями физической культуры...

Отмечен факт, когда высокая мотивация к спорту наблюдается у студентов, родители которых занимаются или занимались ранее спортом.

Следует особо подчеркнуть, что у них отмечается повышенная мотивация к занятиям атлетической гимнастикой.

Задать вопрос