Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 11.04.2018

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Гринева, О. А. Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности / О. А. Гринева, Л. И. Доценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49265/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности.

Важной педагогической проблемой современной системы начального общего образования является эколого-эстетическое воспитание младшего школьника.

Термин «экология», встречается в стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в числе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир» называется «освоение основ экологической грамотности» [4].

По сути, речь здесь идёт об экологическом обучении (грамотность есть продукт обучения). Она отражена и в требованиях к личностным результатам («формирование основ экологической культуры»), и в требованиях к метапредметным результатам («формирование и развитие экологического мышления»), и многократно упоминается в требованиях к предметным результатам. Миронов А. В. считает, что экология является составной частью и обучения, и воспитания, и развития [2, с. 17].

Эколого-эстетическое воспитание, по мнению Голубева И. Р. есть одно из проявлений общей культуры. Эколого-эстетическое воспитание рассматривается как воспитание у младшего школьника единения с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы [1, с. 24].

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А. Это позволяет младшим школьникам овладевать научными знаниями, на основе которых изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде [3, с. 43].

Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников.

В ходе практической работы нами была поставлены следующие задачи: Подобрать методики исследования эколого-эстетического воспитания младших школьников; провести исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников; разработать модель эколого-эстетического воспитания младших школьников.

Педагогическое исследование проводилось в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания младших школьников выполнять задания.

В педагогическом исследовании приняли участие 20 младших школьников, обучающиеся 3 класса, МОУ «Ястребовская СОШ им. И. И. Золотухина» с. Ястребовка, Мантуровского района, Курской области.

Проведение педагогического исследования осуществлялось в несколько этапов. Констатирующий этап педагогического исследования готовности к работе по эколого-эстетическому воспитанию, к самостоятельному поиску информации, определения наиболее интересных для младших школьников направлений работы.

При опросе обучающихся, в ходе наблюдения за их деятельностью, бесед с родителями школьников, организации обсуждений экологических ситуаций на примере художественной литературы. Новая ступень развития младшего школьника связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет наблюдения различных состояний окружающей среды

Проанализировав диагностические данные, мы пришли к выводу о том, большинство ответов обучающихся (65 %) соотносимы с показателями среднего уровня в знаниях к природоохранной экологической деятельности: они продемонстрировали определенные экологические убеждения при наличии небольшого арсенала практических природоохранных умений. Лишь 5 % соответствовали высокому уровню эколого-эстетического воспитания им свойственна высокая степень осознания важности экологических знаний, готовность к практическому применению природоохранных умений.

В ходе формирующего этапа педагогического исследования, направленной на эколого-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время, нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности, которая включала 4 блока.

В рамках I блока эколого-эстетического воспитания младших школьников проводилось ознакомления младших школьников с окружающей средой, нами использовались интерактивные методы, которые построены на взаимодействии субъектов, которые наиболее плодотворно реализовывались в экскурсиях, походах, путешествиях, проведении акции «экологическая тропа».

Экскурсии в лес, игровые, обучающие и проблемные ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В игре младшие школьники не только уточняет и закрепляет знания, но и эмоционально переживает знакомые явления и ситуации.

Далее в рамках II блока производилась работа по расширению представлений об окружающем природном мире, основной задачей которого являлось знакомство с местом и ролью человека в природе, различными видами деятельности людей, влиянием промышленности, бытовой химии, транспорта на природное окружение, также формирования навыков поведения человека в природе и умения защищать и охранять её.

III блок эколого-эстетического воспитания заключался в формировании мотивационно-ценностного отношения к родному краю.

Данный блок — исследовательский, и поэтому детям было предложено провести изучение экологического состояния своего села. На наш взгляд, такой вид деятельности вызвал огромный интерес у младших школьников.

В практической части заданий младшие школьники проводили такие эксперименты, как: определение количества пыли на листовых пластинках, количество примесей в снегу на различных участках и т. д.

Нами был использован метод анализа конкретных ситуаций и эмоционального воздействия, который способствовал раскрытию ценности природы в форме обычного инструктирования, в ходе индивидуальных, групповых и фронтальных бесед; позволяет понять конкретную экологическую ситуацию, участником которой был младший школьник, и сформировать ценностное отношение к ней.

Мотивация данной деятельности происходила через размышления о том, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

В рамках внеурочной деятельности входили занятия по эколого-эстетическому воспитанию: «В гостях у леса», «В мире лекарственных растений», «Мир грибов», сбор лекарственных растений, выставки рисунков, поделок, разработка проектов, уборка территории, организация поездок, экскурсий, походов.

Младшие школьники активно участвовали эколого-эстетических десантах по оформлению территорий, прилегающих к школе, а также совместно организовывались выставки поделок, что позволило не только познакомиться с необыкновенными уголками природы, но и создать коллекцию фотографий растений из Красной книги; были подготовлены видеосъемки на природе в процессе исследовательской деятельности детей.

Чтобы модель эколого-эстетического воспитания работала успешно, в рамках IV блока необходимо было, обогащать знания педагогов в области природы, экологических проблем мира.

Таким образом, наше исследование эколого-эстетического восптинаия младших школьников не исчерпывает всех вопросов, связанных с освоением основ экологической грамотности младших школьников и имеет очевидные перспективы дальнейшего развития.

Литература:

  1. Голубев И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для обучающихся. / И. Р. Голубева, Ю. В. Новиков / — М.: Просвещение, — 2015. — 192 с.
  2. Миронов А. В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. / А. В. Миронов / — М.: Баласс, — 2012. — 96 с.
  3. Савина Е. А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук / Е. А. Савина / — Ярославль, 2016.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Режим доступа http://минобрнауки.рф
Основные термины (генерируются автоматически): эколого-эстетическое воспитание, школьник, внеурочная деятельность, окружающая среда, младший школьник, III, начальное общее образование, освоение основ, экологическая грамотность, экологическая ситуация.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания. Случается, что в результате внеурочных занятий слабые ученики начинают испытывать определенный интерес к учению, начинают лучше заниматься...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Условия формирования экологических знаний младших...

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Обоснована необходимость экологического образования и воспитания. Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда».

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник, воспитание, ребенок, учебная деятельность, внеурочная деятельность...

Проект как средство экологического образования младших...

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания.

Изменения взаимоотношений человека с окружающей средой, напряженная экологическая обстановка, низкая...

Формирование экологической культуры у младших...

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания. Случается, что в результате внеурочных занятий слабые ученики начинают испытывать определенный интерес к учению, начинают лучше заниматься...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая природа, учебно-воспитательный процесс.

Условия формирования экологических знаний младших...

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Обоснована необходимость экологического образования и воспитания. Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда».

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник, воспитание, ребенок, учебная деятельность, внеурочная деятельность...

Проект как средство экологического образования младших...

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания.

Изменения взаимоотношений человека с окружающей средой, напряженная экологическая обстановка, низкая...

Формирование экологической культуры у младших...

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая...

Задать вопрос