Творчество как форма самоутверждения личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 17.04.2018

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Саркенаева, А. Б. Творчество как форма самоутверждения личности / А. Б. Саркенаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49208/ (дата обращения: 21.05.2024).



Творчество — наиболее сложная сфера отношения человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении творческой активности и всестороннего развития. Все достигнутое на сегодняшний день человечеством в развитии производственных сил, в создании мировой системы культурных ценностей, в формировании духовного облика лучших своих представителей является продуктом человеческого творчества, воплощения живой творческой мысли людей в огромной совокупности направлений художественного труда и самодеятельности. Педагогические закономерности развития изобразительного творчества, дидактические условия его реализации и взаимосвязь с профессиональной подготовкой выявляются на основе личностно — деятельностного подхода к обучению.

Kлючевые слова:воспитание, изобразительное искусство, творческое восприятие, восприятие действительности, культурные ценности, объект, теория познания, профессиональная подготовка, художественный принцип, саморазвитие личности, учебная работа, изобразительный вкус

Субъектом поиска новизны всегда является человек, преобразующий предметный мир вещей, явлений, фактов. Он целенаправленно изменяет формы объектов, уничтожая сложившуюся «гармонию» их отношений. Однако в каком бы объеме эти отношения не уничтожались, объекты продолжают оставаться частицей предметного мира. А чтобы быть таковыми, они должны включаться в новые системы отношений с окружающими объектами, в каких ранее не просматривались. Новые же отношения — не что иное, как новый способ предметного бытия, т. е. проявление в принципиально новом свойстве (новой сущности).

Поскольку новое свойство, новая истина всегда предметны по своему содержанию, речь должна обязательно вестись о их новой предметности. Откуда же берется в творческом поиске новизна? Любое свойство объекта есть одна из форм его функционального бытия т. е. сущность, определяемая совокупностью вполне конкретных способов воздействия на данный объект окружающего мира вещей, явлений, фактов то предметность этого «свойства-сущности» не может быть чем-то иным, кроме совокупной реакции объекта на воспринимаемые им воздействия. Иначе говоря, предметное содержание свойства выступает определяющим смысл этой реакции изменением формы и содержания объекта, отражающимся в сознании человека в виде некоторого функционального образа. Следовательно, предметность свойств определяется самим объектом, выступающим их предметов — носителем. Отсюда и любые изменения свойств обуславливаются исключительно изменениями их носителя.

Свойство никогда непосредственно не переходит в свойство; свойства могут только сравниваться в качестве различных или сходных сторон (форм выражения) своего носителя. И только в анализе их носителей можно вычленить новые на фоне содержательно включаемого в него старого. Значит, предметность нового свойства, или новая предметность, является фиксируемыми в человеческом сознании измерения формы и содержания объекта при смене своих предметных отношений с окружающим миром вещей, явлении, фактов, т. е. при возникновении новых способов воздействия на него со стороны этого мира. Упрощенную, но достаточно наглядную эмпирическую констатацию этого положения можно получить с помощью преобразующих воздействий на простой кусок пластилина, превратив его в большое количество форм функционального бытия.

Данное положение о сущности объектов как непосредственном результате их взаимодействия с окружающим предметным миром нашло свое развитие во взглядах на теорию познания.

В основе описания процессов формирования новизны, или механизма творческого действия, лежит научное положение о том, что любая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы употребления вещей, есть дело исторического развития.

Произвольное комбинирование систем предметных отношений особенно эффективно в реализации творческого действия при наличии широкого круга знаний во многих областях науки и искусства. Поскольку же одной из целей обучения изобразительному творчеству является получение как можно большего числа решений поставленной проблемы, ограничение учебного процесса лишь изобразительной тематикой нецелесообразно. В ряде случаев более важным оказывается приоритет разнопрофильных знаний. Использование их выступает проявление педагогической диалектики, когда через преподавание «непрофессионального» материала осуществляет наиболее полная реализация целей занятий — развитие способностей к творчеству в рамках своей профессии, нежели через механическое дублирование составляющих изобретений, т. е. через решение стандартных творческих задач.

Как известно, природа творческого поиска в любой сфере человеческой деятельности неотделима от природы человеческого познания вообще. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность. [1]

Специфика же творческого отражения закономерного движения материи заключается: а) в мысленном воспроизведении самого факта отсутствия в мире «абсолютных граней» и обуславливаемого им «перелива» одних качественных состояний природы в другие — «вещей в себе» в «вещи для нас»; б) в осознании способности одного материального объекта воспроизводить свойства другого, которая и есть диалектика материальных превращений.

Следовательно, построить структурную модель изобразительной деятельности — значит показать смысл его внутреннего движения и развития, источники этого движения и конечный результат, что равносильно описанию «механизма» поиска и превращения известных знаний в носителей принципиально новых свойств. В структурно-иерархическом плане логико-психологическая модель творческого поиска состоит из следующих звеньев.

  1. Реализация установки на творческое восприятие окружающего мира. «Установка» не является операциональным понятием. Это всеобъемлющая характеристика личности, без которой творческий поиск практически не существует. Смысл данного понятия заключается в естественной способности человека к восприятию и оценке объектов окружающего мира на готовность, во-первых, выступать в роли активного содержания конкретного творческого процесса, хоть в какой-то мере предвосхищающего решение, во-вторых, восприниматься в своих «несовершенствах», т. е. в «потребности» к развитию, совершенствованию, рационализации. В практическом проявлении установка реализуется как совокупность интеллектуальных и физических действий с предметностью воспринимаемых знаний. К числу этих действий относятся:

– вычленение объекта из всего многообразия его взаимосвязей с окружающим миром, т. е. восприятие его в конкретной функциональной сущности;

– профессионализация воспринимаемого объекта как превращение его в факт той профессиональной деятельности, в рамках которой протекает творческий поиск; основное направление профессионализации — интерпретация объекта в профессиональных понятиях и терминах;

– определение имеющихся в объектах тенденции к изменению и совершенствованию;

– развитие этих тенденций в соответствии с творческим интересом будущего специалиста в форме рационализации объектов с помощью воздействия на них организованным запасом знания (личным опытом):

– выявление основных; определяющих развитие объектом противоречий:

– мысленный эксперимент в виде попыток получить решение только лишь на основе имеющегося в опыте знания, т. е. исключительно в интуитивном усилии.

В практике любой творческой деятельности установка всегда имеет сугубо индивидуальное выражение, т. е. всегда имеет специфику принадлежности конкретному человеку или социально — профессиональному сообществу. Второй вид принадлежности, видимо, требует некоторого разъяснения. Он связан с представлением установки на творчество в виде процесса воздействия на воспринимаемые объект организованным запасом знания, содержащимся в опыте связанных общей познавательной целью профессионалов. При этом воздействие на объектов организованным запасом знаний неизменно принимает форму своего рода теоретизирования (при каждом внимательно взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем, замечал Гете), и это относится ко всем видам деятельности без исключения. [2]

Художник воздействует на воспринимаемый факт результатами «внутреннего созерцания» своих воспоминаний, ученый — абстракциями в системе их отношений к эмпирическому материалу, философ соотносит объект с категориальным строем познания преимущественно в структуре мысленного эксперимента.

У изобретателей специфика воздействия со стороны организованного запаса знаний проявляется в предметной координации идеи с помощью широкой системы художественных принципов и социальных требований. В этом отношение теоретизирование фактов изобретателем в какой-то мере противостоит научному и художественному теоретизированию, поскольку основывается на жестком учете обусловливающих эти факты закономерностей, на «примериваний» к этим своей мысли. Таким образам, индивидуальных характер проявления установки на творческом восприятии действительности определяется профессиональным содержанием воздействующих на объект знаний. [4;5] Та же профессиональная специфика знаний обусловливает активность установки в организации следующих звеньев творческого процесса, в достижении их эффективности.

  1. Формирование проблемной ситуации. Установка на творческое восприятие действительности обуславливает «выбор» озадачивающего объекта как организационную основу следующего звена творческого поиска — формирование проблемной ситуации (конкретизированной проблемы). Эвристическая функция действий по оформлению проблемной ситуации заключается в такой организации предвосхищающих неизвестное знаний, которая создает условия для продуктивного осуществления той или иной творческой операции, т. е. для получения аналога будущего решения. О значимости данной эвристической функции свидетельствует бытующее в среде изобретателей и ученых мнение: четко сформулированная проблема означает быстрое решение. Обеспечить же четкость формулировки можно лишь при наличии знаний о диалектическом смысле самого понятия проблемы.

Принятие фактом характеристики особенного в процессе творческого поиска возможно только в том случае, если достаточно полно сформирована система предвосхищения неизвестного и, конечно, выяснен смысл самого предвосхищения, поскольку именно предвосхищающие неизвестные факты и создают тот класс явлений, которому оказывается подобен подводимый к значению особенного факт. Принятие же функции особенного не означает потери фактом предметного содержания. Лишь через это содержание и реализуется подобие факта своему классу явлений.

Данная же постановка, в свою очередь, подводит к единственному выводу: способ формирования целостной системы взаимосвязи всех аспектов учебно-воспитательной работы с молодым поколением заключается во всемерном ориентировании этой работы на вовлечение молодежи в творческий поиск, на развитие творческой способности каждого ее представителя. Иначе говоря, в воспитании через творчество.

Развитие изобразительного творчества протекает успешнее при условиях, если разработаны и реализуются специальные дидактические средства и приемы влияния на мотивационно-эмоциональную интеллектуальную и собственно профессиональную направленность познавательно-профессиональных потребностей во взаимосвязи с творческими умениями в учебной и внеаудиторной работе; если педагоги заботятся о создании ситуаций успеха в процессе усвоения профессиональных знаний, формировании умений творческой деятельности. [6]

Динамика повышения уровня профессиональной подготовки обуславливает развитие творческих умений и качеств личности. В свою очередь творческие умения и качества личности стимулируют профессиональную подготовку студентов. И то и другое протекает успешнее при соблюдении следующих условий: преобладание мотивационно-эмоционального компонента в течение вводно-подготовительного периода обучения за счет интенсивного применения средств и приемов развития мотивации и потребности в изобразительном творчестве; целенаправленно организованной учебно-воспитательной работы по развитию интеллектуальных качеств (памяти, мышления, воображения, учебных и творческих умений) на младших курсах, одновременным развитием собственно профессиональных качеств и творческих умений, формированием личного опыта творческой деятельности, волевых качеств в течение контрольно-заключительного периода обучением в содержание общетехнических предметов и специальной технологии, практических задач творческого характера, элементов конструирования — регулярном проведении олимпиад, конкурсов, выставок, и т. п., при дифференцированной работе преподавателей со студентами, основанной на учете уровней сформированности у них умений, применении способов корректирования студентов, у которых не наблюдается продвижения в их развитии.

С позиции целостного подхода изобразительное творчество понимается как качество личности, формируемое в процессе обучения, воспитания и развития. Это совокупность творческих умений, устойчивых интересов и эмоционально-окрашенных стремлений к творческой деятельности в сочетании с личным опытом, обеспечивающим успешное выполнение заданной деятельности. Уровень изобразительной компетенции растет по мере поступательного развития личности, оказывая сильное влияние на качество профессиональной деятельности, на саморазвитие личности.

Литература:

  1. Vygotsky L. S. Psychology. Publishing Spb.: Prit-in, “Peter”, 2000.- 381 p.
  2. Гете И.-В. Избранные философские произведения, М.: Наука, 1964.-520 с.
  3. Davydov V. V. Theory of developing education.- Moscow:1996 — P.115–118
  4. Veraksa N. E. Model of positional education of students // Questions of psychology. Moscow, № 3, P.122–129
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  6. Сагимбаев А. А. Методика преподавания изобразительного искусства (на каз. яз), Учебно-методическое пособие, Астана: Фолиант, 2013. — 152 с.
  7. Бобрышов С. В., Смагина М. В. Методы активизации процесса обучения, Учебное пособие, Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.-256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческий поиск, изобразительное творчество, качество личности, окружающий мир, проблемная ситуация, профессиональная подготовка, развитие, свойство, творческая деятельность, какая-то мера.


Ключевые слова

профессиональная подготовка, воспитание, объект, изобразительное искусство, культурные ценности, творческое восприятие, восприятие действительности, теория познания, художественный принцип, саморазвитие личности, учебная работа, изобразительный вкус

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Развитие творческих способностей детей через...

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений.

Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой технологии.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие всех качеств личности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности.

Развитие творческих способностей младших школьников...

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное творчество. Важным заданием настоящего является становление творчески активной личности...

Изобразительная деятельность как один из способов...

Изобразительная деятельность способствует всестороннему развитию личности, о чем писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в изобразительной деятельности. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Развитие творческих способностей детей через...

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через...

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений.

Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой технологии.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие всех качеств личности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей...

Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности.

Развитие творческих способностей младших школьников...

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное творчество. Важным заданием настоящего является становление творчески активной личности...

Изобразительная деятельность как один из способов...

Изобразительная деятельность способствует всестороннему развитию личности, о чем писали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Творческая деятельность как основа формирования...

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность...

Задать вопрос