Интеграционный метод обучения в школах и его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 3252 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Н. М. Интеграционный метод обучения в школах и его особенности / Н. М. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48825/ (дата обращения: 04.05.2024).



В этой статье раскрыты особенности использования интеграционных образовательных технологий, который помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов, даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников, развивает умственные способности и организационные деятельности учеников, проявляет желание к учёбе и формирует положительные нравственные качества.

В современных общеобразовательных учреждениях педагоги практикуют множество методов обучения, направленных на максимально-целостную передачу информации ученику с тем, чтобы он мог наилучшим образом усвоить преподанный на уроке материал. В наш информационный век перед учителем открываются широкие возможности для применения на практике новейших информационных технологий с тем, чтобы провести урок с наибольшей пользой для учащихся.

Но вместе с новыми методами практикуются и старые ставшие уже привычными педагогическими технологиями, которые уже прошли проверку временем и на деле уже доказали свою эффективность. Одним из таких методов является интеграционный метод обучения.

Сначала раскроем суть понятия «Интеграционные методы обучения». До сегодняшнего дня существует множество определений касающиеся интеграционной технологии. В разных источниках даётся различные характеристики этой технологии. Но наиболее точное определение интеграционной технологии даётся Г. Ф. Федорцем: «Межпредметные связи — это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функцию в их органическом единстве».

Г. Ф. Федорц привел доводы с которыми трудно не согласиться. Интеграционный метод обучения и межпредметных связей помогает ученику полностью воспринять преподанную тему, посмотреть на него с другой, часто неожиданной стороны, учиться проводить нужные параллели.

Какую пользу может принести данный метод обучения? В этом случае можно привести несколько доводов, которые помогут прояснить вопрос о целесообразности его применения на уроках.

– Этод метод помогает ученику изучать материал в призме изучения других предметов;

– Даёт возможность для развития речи ученика, для расширения кругозора младших школьников;

– Развивает умстстсвенные способности и организационные дятельности учеников;

– Проявляет желание к учёбе;

– Формирует положительные нравственные качества;

Интеграция в обучении ориентируется на развитие и на саморазвитие личности школьника.

Различают три уровня интеграции

  1. Внутрипредметная интеграция. Она подразумевает, что ясно уже из названия, связь преподаваемой темы с прежними, которые уже были преподаны раньше, то есть в этом виде интеграции предлагается синтез предыдущих фактов, понятий, принципов двух и более тем. Здесь можно сказать, что предмет, изучаемый на уроке, может стать логическим продолжением предыдущей темы. Учитель, раскрывая предмет изучения на уроке, проводит параллели с прежде изученными темами. Это даёт возможность для воспроизведения в сознании ученика прежнего урока и закрепляет его в сознании. Это означает что ученик не только усваивает новый урок и повторит предыдущий, а это поможет сделать уровень его знаний глубже.
  2. Межпредметная интеграция-это синтез фактов, понятий, принципов двух или более дисциплин. По сравнению с прежним, вышеописанным методом, этод метод даёт преподавателю более широкие возможности для воплощения в жизнь задумок, приготовленных на время урока. Условием для данного метода обучения являются одинаковые или близкие методы исследования. Такие уроки строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
  3. Транспредметный метод обучения подразумевает применение одинаковых фактов, методов при изучении различных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях типа школа. Нужно особо отметить то обстоятельство, что не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке можно назвать интегрированным уроком. Для этого нужно чтобы совпали несколько факторов, и один из них-наличие ведущей идеи, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.

Возможности интеграционной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель — ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении урока, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины. Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью интегрированного урока учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Интеграционная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.

Использование интеграционной технологии на уроках внеклассного чтения даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

Результаты этой работы таковы: увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, чаще работают в парах, увеличивается накопляемость оценок.

Дальнейшие уроки с использованием интеграционных технологий и использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения позволит дополнить и обогатить теоретические основы новых методик преподавания.

Литература:

  1. Мавлонова Р. А., Арабова M., Салохиддинова Г. “Педагогик технология” Tашкент, Фан, 2008.
  2. Мавлонова Р. А., Рахмонқулова Н. Х. “Бошланғич таълимни интеграциялашнинг педагогик технологияси” Tашкент, Илм зиё, 2009
  3. Матчонов С.va boshqalar “4-синф “Ўқиш китоби” дарслиги, Янги йўл полиграф сервис, 2010
  4. Юлдашев Ж. Г. “Бошланғич таълимда замонавий педагогик технология асослари” Tашкент, Ўқитувчи, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, интеграционная технология, ученик, возможность, внеклассное чтение, интеграционный метод обучения, метод обучения, навык самоконтроля, призма изучения, учебный труд.


Похожие статьи

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:школа, образовательная технология, ученик, учитель. Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса

Это побудило преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда...

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий...

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Тем не менее в технологии диалогического обучения должны учитываться возможности классно-урочной системы обучения и в первую очередь — уроков, построенных на исследовательском методе обучения.

Инновационные коррекционные педагогические технологии

- Технология деятельностного обучения. - Метод проектов. - Технология интегрированного обучения. - Ведение ученического «Портфолио». Игровые технологии — единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Технология дифференцированного обучения.

Ученик становится субъектом процесса обучения.

– Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

...«Развитие УУД учащихся как средство интенсификации учебного процесса», «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью.

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в...

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

Новые методы обучения направленные на развитие всех пяти видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма, перевода), формирование лингвистической, социолингвистической и

Использование групповых методов обучения на уроках.

Похожие статьи

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:школа, образовательная технология, ученик, учитель. Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов...

Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса

Это побудило преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда...

Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий...

Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания.

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Тем не менее в технологии диалогического обучения должны учитываться возможности классно-урочной системы обучения и в первую очередь — уроков, построенных на исследовательском методе обучения.

Инновационные коррекционные педагогические технологии

- Технология деятельностного обучения. - Метод проектов. - Технология интегрированного обучения. - Ведение ученического «Портфолио». Игровые технологии — единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся...

Интегрированный урок математики с применением игровых...

Технология дифференцированного обучения.

Ученик становится субъектом процесса обучения.

– Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

...«Развитие УУД учащихся как средство интенсификации учебного процесса», «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью.

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в...

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

Новые методы обучения направленные на развитие всех пяти видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма, перевода), формирование лингвистической, социолингвистической и

Использование групповых методов обучения на уроках.

Задать вопрос