Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 808 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, Т. В. Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения» / Т. В. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 138-145. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48747/ (дата обращения: 05.05.2024).



Вид урока: комбинированный урок с использованием игровых и ИКТ технологий.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технология: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, исследовательская деятельность.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме сила трения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

‒ способствовать формированию представления о силе трения.

‒ показать значение силы трения в жизни человека.

2. Воспитательные:

‒ воспитывать умение работать в коллективе, в подгруппе.

‒ воспитывать интерес к предмету.

3. Развивающие:

‒ учить выделять главное, делать обобщение и вывод.

‒ расширять кругозор.

Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование (динамометр, бокал стеклянный; стеклянные пластинки, листы наждачной бумаги, стакан круглый, вода, пипетки), «Задания агентов дорожной безопасности», раздаточный материал, компьютер, карта-схема района школы.

Подготовка куроку:

Класс поделен на группы:

‒ каждой группе выдается лист опорного конспекта, оборудование, папки с «Заданиями агентов дорожной безопасности»;

‒ на ватманах (в количестве 4шт. соединенный между собой в единое полотно) распечатана карта-схема района.

Ход урока:

1. Организационный этап. (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке физики.

2. Постановка учебной задачи (5 мин.)

Начать который я хочу с утренней новости одного из федеральных телевизионных каналов. Все внимание на экран.

Видеоролик

(Ледяной дождь и гололедица спровоцировали пробки и аварии)

Учитель: Как вы думаете, в чем причина сложившейся ситуации?

Ученики: Изменение температуры, ледяной дождь.

Учитель: Какие физические явления возникают на дороге в результате этих изменений?

Ученики: Вода замерзает и на дороге возникает ледяная корка.

Учитель: Почему это может привести к многочисленным авариям?

Ученики: Машинам трудно останавливаться, машинами трудно управлять, машины заносит.

Учитель: А как вы думаете, отчего так происходит?

Ученики: Ухудшается сцепление машины с дорогой.

Учитель: Молодцы! Предположите, как бы этот процесс объяснил физик?

Ученики: Да, верно. Уменьшается сила трения. Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: Сила трения.

Ученики: Молодцы. Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Сила трения».

3. Применение знаний и способов действий (3 мин.)

Учитель: Для того, чтобы понять, как взаимодействуют тела обладающие силой трения нам с вами необходимо прибегнуть к основным методам познания законов природы. Напомните мне, какие основные метод познания законов природы вы знаете?

Ученики: Наблюдения и эксперименты.

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня, я предлагаю вам побыть в роли агентов дорожной безопасности, которые будут исследовать, т. е. наблюдать и экспериментировать с силой трения.

Итак, каждая группа агентов дорожной безопасности ведет свое расследование. Посмотрите на доску.

На доске карта школы № 2 и ближайшие к ней улицы.

Посмотрите внимательно на карту. А теперь положите перед собой рабочие пакеты, так называемые «Задание агентов дорожной безопасности».

У каждой группы в рабочем конверте не целая карта, а только ее часть. Каждая часть карты соответствует конкретному участку этого района. Ваша задача исследовать, каким образом действует сила трения на дорогах на каждом участке, и определить насколько эти дороги безопасны с точки зрения физики.

На первом участке — пешеходный переход, здесь могут выбежать на дорогу малыши. Надо проверить, как быстро водитель сумеет затормозить.

Над этим заданием работает Группа №1_1. Исследуют дорожное полотно при помощи интерактивного калькулятора тормозного пути. Задаются следующие параметры: дорожное покрытие, скоростной режим, координата начала торможения автомобиля.

Интерактивный калькулятор «Притормози!» http://old.bezdtp.ru/campaigns/pritormozi/calculator.php

Приложение № 1.

Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 1_1.

Интерактивный калькулятор «Притормози!»

Цель работы:

1) исследовать зависимости тормозного пути от скорости движения и дорожного покрытия, используя интерактивную модель «Калькулятор тормозного пути»;

2) рассчитать коэффициент трения для разного состояния дороги.

Указания квыполнению задания. Выбирая последовательно различные виды дорожного покрытия (сухой асфальт, мокрая дорога, укатанный снег, обледенелая дорога), а также скоростной режим (в км/ч), изучите длину тормозного пути. Полученные данные отразите в таблице.

Таблица 1

Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости движения идорожного покрытия

Скоростной режим, км/ч

Дорожное покрытие

Тормозной путь, м

40

сухой асфальт

мокрая дорога

укатанный снег

обледенелая дорога

80

сухой асфальт

мокрая дорога

укатанный снег

обледенелая дорога

Ответьте на вопросы:

1)От чего зависит тормозной путь? ____________________________________

2)По какой дороге водителю проще затормозить, в каких погодных условиях, при какой скорости? ___________________________________________________________

Сравните полученные результаты исделайте вывод.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На втором участке находится автомастерская и на дороге постоянно разлиты разного рода вещества и жидкости.

Группы №2_1 и №2_2 будут работать над изучением зависимости силы трения скольжения от различного рода трущихся поверхностей.

Приложение №1.

Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 2_1.

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Цель: исследовать зависимость тормозного пути от рода поверхности.

Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, три груза весом по 1Н, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Запишите в таблицу результаты измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

Дерево по гладкой бумаге

Дерерво по наждачной бумаге

  1. Ответьте на вопросы:

Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей? ________________________________________

б) от шероховатости трущихся поверхностей? _______________________________

Сравните полученные результаты исделайте вывод. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2.

Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 2_2.

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Цель: исследовать зависимость тормозного пути от рода поверхности.

Оборудование: стеклянный бокал, стеклянные пластины, пипетка, нитка, вода, лист наждачной бумаги.

  1. Опыт 1: к ножке стеклянного бокала привяжите нитку и поставьте его на стол, накрытый стеклом. Если потянуть за нитку бокал легко заскользит по стеклу. Теперь смочите стекло водой. Перемещать бокал станет значительно труднее. Если Вы присмотритесь к стеклу, то сможете заметить даже царапины.

Как же так? Ведь смазка должна уменьшить трение.

_____________________________________________________________________________

  1. Опыт 2: смочите водой две пластины, попробуйте сдвинуть одну пластину относительно другой. Почему пластины трудно сдвинуть?

_____________________________________________________________________________

  1. Опыт 3: рассмотрите кусочки наждачной бумаги под лупой. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

____________________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы:

Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей? ________________________________________

б) от шероховатости трущихся поверхностей? _______________________________

Как влияет наличие смазки на силу трения?_________________________________

6. Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?__________________________________________________________________

Сравните полученные результаты исделайте вывод.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроме того, результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, необходимо доказать при помощи математической модели. Для этого вам необходимо решить ситуационные задачи. Этим займется группа агентов №3.

Приложение №3.

Рабочий лист агентов дорожной безопасности. Группа № 3_1.

Решение ситуационных задач.

  1. Ученик пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает ученика за 50 м и начинает экстренное торможение. На каком расстоянии от пешехода остановиться автомобиль, если скорость авто 54 км/ч? Время реакции водителя — 0,4 с, а время срабатывания тормоза — 0,5с. Известно также, что путь легкового автомобиля для этой скорости на сухом асфальте равен 16 м.
  2. Подумайте, что произошло бы, если водитель среагировал за 1 с, но машина ехала во время дождя? Известно, что тормозной путь легкового автомобиля на мокром асфальте при скорости 54 км/ч составляет 29 м. Рассчитайте остановочный путь в этом случае.
  3. Вычислите, произойдет ли авария, если время реакции водителя было 2с?

Сделайте вывод, как избежать аварии сточки зрения физики.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итак, у нас получилось 4 группы исследователей.

Все агенты дорожной безопасности получили конверты с заданием. Приступаем к работе. Обратите внимание, что у каждого на столе также есть дорожные знаки. Ваша задача не просто исследовать силу трения на дорогах, закрепленных за вами, а еще и определить степень опасности или безопасности вверенного вам участка, прикрепив нужный на ваш взгляд знак в необходимую зону.

4. Выполнение работы по подгруппам. (13 мин.)

Учитель: обратите внимание, что у каждой группы ровно 13 мин.

В ходе выполнения работы направляю, контролирую и корректирую работу учеников.

6. Обобщение и систематизация знаний (20 мин.)

Учитель: А теперь, когда я вижу, что все группы готовы, давайте проверим, что у вас получилось. На столах у вас для каждого есть отчетный бланк о проделанной работе.

Сила трения на дороге.

‒ Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется…………………………………..…………………………………….

‒ Сила трения приложена к ………………………………………………………

‒ На рисунке изображено тело, движущееся по поверхности. Вектор скорости тела указан рядом с ним. Укажите направление силы трения, действующей на каждое тело.

‒ При увеличении скорости движения автомобиля, его тормозной путь на одном и том же дорожном покрытии …………………………………………………………..!

Вам необходимо в этот отчетный бланк внести экспериментальные данные своих коллег и выставить им отметку о проделанной ими работе. Время выступления 5 минут на группу.

№ п/п

Фамилия, имя

Оценка

Руководитель группы

7. Домашнее задание (2 мин)

Учитель: Подумайте, смог бы мир жить без силы трения? Как бы он выглядел?

В качестве домашнего задания я хочу предложить вам проанализировать текст, который описывает ситуацию, произошедшую с мальчиком Вовой.

Домашнее задание.

Прочитайте, что однажды произошло с мальчиком Вовкой.

Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало с кровати на пол, и поднять его было невероятно трудно — оно непременно старалось выскользнуть из рук. Все же, наконец, я уснул, но проснувшись утром, не узнал своей комнаты. Оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать я пришел к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги все время разъезжались, но все-таки я кое-как добрался до умывальника и в удивлении остановился: вода сильной струей била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом завинтил было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас же развинтился, и вода полилась с прежним напором.

Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати, тоже крутящейся на полочке, и определенно не хотело поддаваться. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они всё норовили свалиться, а пиджак тоже всё время сползал с плеч. Так же плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные морские узлы. С большой осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба; нож вел себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав ее обеими руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пить пришлось по-кошачьи: стакан взять в руку было абсолютно невозможно. Как я был счастлив, когда снова появилось трение!

Ответьте на вопросы.

  1. Что же случилось?
  2. С научной точки зрения объясните, какая именно сила исчезла?
  3. Выясните, какие плюсы и минусы силы трения существуют в природе, взяв за основу представленный текст.

8. Рефлексия, итог урока (2 мин)

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение. К какому выводу вы пришли? Полезна или вредна сила трения на дороге? Опасна или наоборот?

В качестве рефлексии, я хочу предложить вам интерактивный ресурс Plikers. У вас у каждого лежит именная карточка.

(Каждая карточка пронумерована, номер соответствует имени и фамилии ребенка, которые занесены в специальную базу в программе Plikers). На слайдах демонстрируются вопросы, дети поднимают qr-коды. Далее учитель сканирует ответы детей с помощью сенсора на устройстве (сенсорный телефон или планшет). Ответы автоматически обрабатываются (1,5с) и выводятся на экран. На экране дети могут видеть правильные ответы и свои ответы.)

https://salle352.files.wordpress.com/2015/09/img_2889.jpg?w=600&h=450

Пример карточек (qr-код)

Учитель: На слайдах демонстрируются вопросы, вы поднимаете свои qr-коды с правильным на ваш взгляд ответом.

Анализируем ответы. Подводим итоги работы.

Проделав такой сложный путь исследования, вы теперь точно будете применять свои знания, полученные в ходе урока!

Основные термины (генерируются автоматически): сила трения, дорожная безопасность, тормозной путь, наждачная бумага, дорога, дорожное покрытие, учитель, рабочий лист агентов, сила трения скольжения, сухой асфальт.


Похожие статьи

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Коэффициенты трения скольжения.

Основные термины (генерируются автоматически): цементобетонное покрытие, Россия, асфальтобетонное покрытие, схематичный разрез, покрытие, дорога, слой щебня, дорожная сеть, дорожное покрытие, морозозащитный слой.

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона...

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона дорожных покрытий в условиях Кемеровской области.

Так по величине сдвигоустойчивости по коэффициенту внутреннего трения доля несоответствия составила 26%, а по по сцеплению при сдвиге при температуре...

Применение теории накапливания повреждений в условиях...

, (1). где  — угол внутреннего трения, о; с — сцепление, МПа; d — параметр материала, зависящий от величины деформации, принимаемой за предельную при выполнении

Проектирование цементнбетонных дорожных покрытий в условиях сухого и жаркого климата.

Робот для анализа дорожного покрытия...

Более рационально использовать роботов, которые смогут анализировать дорожное покрытие и прямо на месте вынести свою оценку данному участку дороги.

— матрица вязкого трения; — сила тяжести.

Особенности изнашивания механизмов машин в зазоре пары...

Абразивные частицы могут попасть в рабочие полости машин и на поверхности трения из

0,01 мкм, присутствуя в зазоре, не могут сколько-нибудь существенно влиять на силу трения.

Рис. 2. Зависимость скорости повышения температуры Vt подшипника скольжения от...

Особенности проектирования и строительства дорожных одежд...

Чем больше размер этих агрегатов, тем больше сила удара о поверхность кожуха. После удара о кожух агрегаты падают на дно корыта.

30. Чусов В. В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по...

Современные информационные технологии в работе учителя...

ввести понятие «сила трения» и виды сил трения; измерить силу трения скольжения.

производит самооценку по критериям, предложенным учителем. Обсуждение вопросов: Единицы измерения силы.

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С весной и не

Технический регламент таможенного союза. ТР ТС 014/2011, Безопасность автомобильных дорог: Утв.

Похожие статьи

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Коэффициенты трения скольжения.

Основные термины (генерируются автоматически): цементобетонное покрытие, Россия, асфальтобетонное покрытие, схематичный разрез, покрытие, дорога, слой щебня, дорожная сеть, дорожное покрытие, морозозащитный слой.

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона...

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона дорожных покрытий в условиях Кемеровской области.

Так по величине сдвигоустойчивости по коэффициенту внутреннего трения доля несоответствия составила 26%, а по по сцеплению при сдвиге при температуре...

Применение теории накапливания повреждений в условиях...

, (1). где  — угол внутреннего трения, о; с — сцепление, МПа; d — параметр материала, зависящий от величины деформации, принимаемой за предельную при выполнении

Проектирование цементнбетонных дорожных покрытий в условиях сухого и жаркого климата.

Робот для анализа дорожного покрытия...

Более рационально использовать роботов, которые смогут анализировать дорожное покрытие и прямо на месте вынести свою оценку данному участку дороги.

— матрица вязкого трения; — сила тяжести.

Особенности изнашивания механизмов машин в зазоре пары...

Абразивные частицы могут попасть в рабочие полости машин и на поверхности трения из

0,01 мкм, присутствуя в зазоре, не могут сколько-нибудь существенно влиять на силу трения.

Рис. 2. Зависимость скорости повышения температуры Vt подшипника скольжения от...

Особенности проектирования и строительства дорожных одежд...

Чем больше размер этих агрегатов, тем больше сила удара о поверхность кожуха. После удара о кожух агрегаты падают на дно корыта.

30. Чусов В. В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по...

Современные информационные технологии в работе учителя...

ввести понятие «сила трения» и виды сил трения; измерить силу трения скольжения.

производит самооценку по критериям, предложенным учителем. Обсуждение вопросов: Единицы измерения силы.

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С весной и не

Технический регламент таможенного союза. ТР ТС 014/2011, Безопасность автомобильных дорог: Утв.

Задать вопрос