Разновидности параконституционных институтов в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Рыжкова, А. Г. Разновидности параконституционных институтов в мире / А. Г. Рыжкова, А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48701/ (дата обращения: 28.04.2024).



Параконституционные политические институты нельзя характеризовать как исключительно негативное явление. Они несут в себе и положительный потенциал:

‒ расширяют функциональные возможности власти и общества,

‒ позволяют системе государственного управления оперативно реагировать на возникающие вызовы и риски. [1, с.11]

Разновидностями параконституционных политических институтов являются:

‒ Государственный совет (модернизированный законосовещательный орган, наименование которого заимствовано из имперского прошлого);

‒ Федеральные округа — осовремененная версия российских генерал-губернаторств;

‒ Совет законодателей (трансформированная копия Съезда Советов, призванная воплотить собой идею «вертикали законодательной власти»);

‒ Общественная палата (суррогат общенационального парламента, сформированного по искусственно усложненной схеме квотированного представительства и, подобно Верховному Совету СССР/ РСФСР, выполняющего «фасадные» функции).

«Внутреннее» содержание и предназначение данных образований реализуется через их участие в государственном управлении. [2, с.57] Параконституционные структуры на практике способствуют воплощению идеи «управляемой демократии». Они структурируются на всех уровнях государственного управления — федеральном, региональном и муниципальном.

Обратимся к опыту Великобритании, который выстраивает структурно-функциональные и институциональные властные практики на основе политического / управленческого / юридического прецедента. В связи с этим говорить о параконституционности каких-либо политических институтов, учрежденных в Великобритании, приходиться с большой долей условности.

Созданные в ходе политического процесса, такие параконституционные институты могли укорениться и легализоваться в процессе государственного управления, стать привычными и в силу этого вполне конституционными. Иначе, выполнив возложенные на них функции и исчерпав управленческий потенциал, учрежденные институты исчезали. Одним из первых примеров подобного рода выступил наделенный исполнительной властью Государственный совет, который был избран парламентом в период Английской буржуазной революции в XVII в. [3, с. 44]

Также показательным является вариант закрепления в великобританской конституционной практике института Кабинета министров, который возник «из возникшего еще при Тюдорах Тайного совета — органа, который официально был призван оказывать монарху содействие в управлении страной». [4, с.20]

В современной Великобритании королевский Тайный совет сохраняется и в настоящее время действует как параконституционный (в сравнении с Кабинетом министров) политический институт Соединенного Королевства. Это свидетельствует о востребованности данного институционального образования в национальной системе публичного управления страной.

Опыт Великобритании показывает, что параконституционные политические институты могут возникать как временные образования (Государственный совет) или как структуры, способные закрепиться в системе государственного управления и даже стать конституционными (Кабинет министров). При этом важно отметить особенность стремления наделения внеконституционных на момент их создания политических институтов формальными властными полномочиями. [5, с. 63]

Практика создания параконституционных институтов была и в Японии, где был создан параконституционный совещательный орган Гэнро, состоящий из приближенных к Императору старейших политических деятелей государства. Кроме Гэнро к параконституционным, неформальным каналам связи с Императором, которые позволяли узаконить в рамках действовавшей Конституции решения, ученые относят Генеральный штаб и хранителей императорской печати. Гэнро давал главе государства рекомендации по подбору персонального состава Кабинета министров, а также советы по важным политическим вопросам, включая объявление войны и заключение мира. Данный орган действовал с конца XIX в. и до 1940-х гг., прекратив свое существование после смерти последнего советника. [6, с.44]

Аналогичные по своему значению параконституционные политические институты (Тайные или Исполнительные советы) создаются и в других англосаксонских государствах — Австралии, Канаде, Новой Зеландии. В своей деятельности они ориентируются на исполнительную власть и выполняют координирующие и контрольные функции в системе государственного управления, где занимают более высокое положение, чем рутинные органы. Например, специальный Комитет министров, созданный в середине 90-х гг. XX в. для оценки состояния государственного управления Канады, отчеты о своей деятельности направлял Тайному совету. [7, с.34]

Институциональное подобие британскому Кабинету министров можно обнаружить в Соединенных Штатах Америки. Практически в самом начале исторического пути этого государства в системе органов управления возник Кабинет, не предусмотренный Конституцией США. Отметим, что, в отличие от Соединенного Королевства, США имеют писаную Конституцию, жестко фиксирующую систему государственных институтов.

По своему статусу Кабинет министров является совещательным органом, который действует в сфере исполнительной власти США и включает в себя, помимо президента и вице-президента, отдельных федеральных министров и некоторых других федеральных чиновников. [8, с.214] Хотя потенциально Кабинет министров способен играть важную политическую роль уже хотя бы в силу состава его участников, он все же не превратился в полноценную исполнительную власть (правительство) с самостоятельными функциями и значением.

Таким образом, параконституционные институты могут быть типологизированы по уровням государственно-публичного управления: общенациональном — субрегиональном, региональном — внутрирегиональном и муниципальном.

Литература:

  1. Жучкова С. М. Внутриполитическое развитие Японии в конце XIX — начале XX века: автореф. дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 2000. С. 17.
  2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации / Е. Добролюбова, Н. Маннинг, Н. Парисон [и др.]. М., 2005. С. 34.
  3. Пронкин С. В., ПетрунинаО. Е. Государственное управление зарубежных стран. М., 2001. С. 20.
  4. Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты в контексте экспертных аналитических докладов 2010/2011 // Власть. 2011. № 10. С. 11– 15.
  5. Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты: правовой феномен и политическая реальность // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 3. С. 57–65.
  6. Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты в контексте экспертных аналитических докладов 2010/2011 // Власть. 2011. № 10. С. 11– 15
  7. Сергеев С. Г. Зарубежный исторический опыт внеконституционных политических институтов в проекции на современную Россию // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 3. С. 44–55.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Кабинет министров, Государственный совет, институт, исполнительная власть, опыт Великобритании, политический, совещательный орган, Соединенное Королевство, Тайный совет.


Похожие статьи

Англосаксонская модель государственного управления...

Но де-факто управлением государственными делами занимается правительство. Главой правительства является премьер-министр. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии [6; 118] представляет собой государство, в котором основными...

Особенности системы государственного управления Австралии

Исполнительная власть возложена на британскую Королеву и осуществляется от ее имени

Генерал-губернатор назначает консультативный орган — Федеральный исполнительный

В состав Федерального исполнительного совета входят 2 или более министра и другие лица...

Основы конституционного статуса личности в Великобритании

Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (подчеркнем, хотя Великобритания — монархия

В Великобритании основную борьбу за представительство и органах власти недуг, на сегодняшний день, две политические партии...

Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование...

Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Список составляется ежегодно чиновником местного совета по регистрации на основании данных, сообщаемых домовладельцами.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки

Совет по технологической стратегии является вневедомственной государственной организацией

Местные органы управления уполномочены подстраивать государственную политику под...

Высшие органы государственной власти Королевства Италия...

15. Члены Государственного Совета, пробывшие в должности не менее пяти лет

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Цель данного вида контроля — обеспечение достижения большей эффективности и слаженности в деятельности всех органов власти по реализации государственной политики, минимизация нарушений законов отдельными органами исполнительной власти и их...

Особенности системы государственного управления...

Исполнительная власть осуществляется Правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром.

Королевство Марокко, Палата представителей, Палата советников, Премьер-министр, Конституция, Король, Правительство.

Место парламента в структуре государственного аппарата

В других странах этот государственный орган называется иначе, например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Стортинг — в Швеции, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки, Кнессет — в Израиле, Генеральные

Контроль над органами исполнительной власти.

Похожие статьи

Англосаксонская модель государственного управления...

Но де-факто управлением государственными делами занимается правительство. Главой правительства является премьер-министр. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии [6; 118] представляет собой государство, в котором основными...

Особенности системы государственного управления Австралии

Исполнительная власть возложена на британскую Королеву и осуществляется от ее имени

Генерал-губернатор назначает консультативный орган — Федеральный исполнительный

В состав Федерального исполнительного совета входят 2 или более министра и другие лица...

Основы конституционного статуса личности в Великобритании

Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (подчеркнем, хотя Великобритания — монархия

В Великобритании основную борьбу за представительство и органах власти недуг, на сегодняшний день, две политические партии...

Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование...

Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Список составляется ежегодно чиновником местного совета по регистрации на основании данных, сообщаемых домовладельцами.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки

Совет по технологической стратегии является вневедомственной государственной организацией

Местные органы управления уполномочены подстраивать государственную политику под...

Высшие органы государственной власти Королевства Италия...

15. Члены Государственного Совета, пробывшие в должности не менее пяти лет

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Цель данного вида контроля — обеспечение достижения большей эффективности и слаженности в деятельности всех органов власти по реализации государственной политики, минимизация нарушений законов отдельными органами исполнительной власти и их...

Особенности системы государственного управления...

Исполнительная власть осуществляется Правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром.

Королевство Марокко, Палата представителей, Палата советников, Премьер-министр, Конституция, Король, Правительство.

Место парламента в структуре государственного аппарата

В других странах этот государственный орган называется иначе, например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Стортинг — в Швеции, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки, Кнессет — в Израиле, Генеральные

Контроль над органами исполнительной власти.

Задать вопрос