Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Бронова, Е. В. Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ / Е. В. Бронова, Л. П. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48574/ (дата обращения: 08.05.2024).



Проблемы здоровья учащейся молодежи занимают одно из центральных мест в общественном развитии. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни — это составная часть понятия «культура», которая включает определенный уровень знаний, поведения в обществе, правильное питание, рациональный распорядок дня, систематические занятия физическими упражнениями. Однако по данным опроса студентов ДВФУ параметр «значимость здоровья и ориентация на здоровый образ жизни» находится на четвертом месте в системе их приоритетов, уступая важности будущего карьерного роста, материального благополучия, создания семьи.

В современной теории профессионального образования и практике подготовки студентов вузов, а также формирование физической культуры личности определяется как одно из приоритетных направлений их профессионального становления. В частности подчеркивает роль физической культуры во всех ее аспектах (здоровье, деятельность, статус) в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов.

Эта взаимосвязь реализуется через установление определенного отношения личности студента к физической культуре как сфере профессиональной деятельности. Эти отношения и выступают связующим звеном между профессиональной подготовкой и уровнем физической культуры личности.

При определении роли физической культуры в процессе профессионального становления личности будущего специалиста мы в первую очередь рассматриваем структуру физической культуры. В качестве одного из вариантов выделения компонентов физической культуры в педагогике рассматривается вариант, согласно которому выделяются компоненты:

  1. Физкультурно-деятельностный — потребности и мотивы, спортивно-оздоровительная деятельность, инструкторская деятельность.
  2. Формирование физической культуры личности. Когнитивно-интеллектуальный — теоретическая подготовленность, интеллектуальное развитие, психическое здоровье.
  3. Аксиологический — ценностная ориентация на физкультуру, ориентация в системе социокультурных ценностей, социальный компонент здоровья.
  4. Двигательный — физическое развитие, физическая подготовленность, техническая подготовленность, физический компонент здоровья.

В содержании каждого компонента физической культуры рассматриваются положения, имеющие важное значение для профессионального становления будущего специалиста.

Важным аспектом формирования физической культуры и его влияние на процесс профессионального становления студентов является деятельность преподавателей вузов. Она направлена на поддержание нравственного, психического и физического здоровья всех субъектов педагогического процесса. Отсюда становится важным изучение проблемы физического самовоспитания студентов в процессе профессионального образования, формирования всех компонентов физической культуры.

Анализ проведенных исследований убедительно показал, что у молодого поколения еще не сформировались ценности, обусловливающие переход к здоровому образу жизни. В научных трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения путем смещения акцента с медицины на педагогику, формирующую у студентов жизненные установки на здоровье.

Здоровый образ жизни формируется в результате определенного педагогического воздействия, которое заключается в обучении подрастающего поколения культуре здоровья с самого раннего возраста, созданию индивидуального способа существования путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни, овладения культурой здоровья.

Важная роль в овладении студентами культурой здоровья отводится системе информационно-образовательного обеспечения здорового образа жизни и реализации педагогической стратегии ориентирования на здоровый образ жизни. Педагогическая стратегия ориентирования студента на здоровый образ жизни включает действия педагога ознакомительного, рекомендательного и поддерживающего характера, направленные на информирование студента о здоровом образе жизни, адекватное оценивание своего образа жизни.

С помощью методов совместного обучения (лекций-бесед, диспутов, валеоминутки и др.), направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной, обеспечивается взаимодействие педагога и студента. Педагогическая стратегия формирования основ здорового образа жизни способствует выработке индивидуального поведения, основанного на устойчивой мотивации здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни происходит в результате приобщения студентов к физической культуре, в процессе которого они овладевают системой знаний о здоровом образе жизни, актуализируется их ценностное отношение к нему, проявляется активность в здоровьесберегающей деятельности, обогащении креативно-двигательного опыта, проявлении самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни. Как результат активного взаимодействия педагога и студентов предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира.

Целью внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса является повышение эффективности использования возможностей средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма. Формированию высоких нравственных качеств студенческой молодежи способствуют систематические занятия физической культурой и спортом. Многие исследователи отмечают, что снижение общего уровня физической подготовленности и здоровья связано с низким уровнем двигательной активности, которая сегодня ниже биологически целесообразной и обоснованной нормы. Все это приводит к снижению работоспособности, затрудняет психическую деятельность, негативно влияя на многие составляющие здоровья трудо- и дееспособного населения.

Система высшего образования сегодня — это область профессионального просвещения, всестороннего воспитания, здоровье сберегающая среда, отвечающая вызовам времени, реализующая инновации, новые мировые достижения.

Сегодня такое понятие, как состояние здоровья человека, рассматривается как процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических его функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Повышение образовательной функции физической культуры, интерес человека к сознательному участию в формировании своего здоровья и его коррекции является особенно актуальной для молодых людей студенческого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Многочисленные исследования и публикации ученых [3] по вопросам организации физического воспитания студентов СМГ показали, что количество зачисляемых в них составляет от десяти до двадцати процентов общего числа поступающих в вузы.

Более углубленное знание и понимание механизма лечебного действия физических упражнений при различных отклонениях в состоянии здоровья, необходимо для того, чтобы в течение всей жизни человек самостоятельно мог поддерживать уровень стабильного состояния своего организма. При этом учебной программой дисциплины «Физическая культура» для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, предусматриваются разделы физической подготовки: легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры, а также плавание, но контрольные нормативы по этим разделам не предусматривают временных норм.

Особое внимание уделяется упражнениям на воспитание и формирование осанки, обучению дыхательным упражнениям, а также на расслабление, включая паузы отдыха на 1–2 минуты между физическими упражнениями. Помимо этого обязательно включать упражнения, тренирующие вестибулярный аппарат. Программный материал по легкой атлетике включает: ускоренную ходьбу, дозированный бег трусцой с использованием пауз отдыха, то есть ходьбы с расслаблением в течение 1–2 мин. Пульс при этом должен снижаться на 25–30 % от максимального во время бега. Такая методика бега позволяет избегать перегрузок сердечно сосудистой системы.

Из спортивных игр можно использовать элементы игры в волейбол, баскетбол. Сами игры проводятся по упрощенным правилам и укороченному времени. Применяя подвижные и малоподвижные игры на уроке, повышается эмоциональный фон. Особенностью методики лыжной подготовки является работа по воспитанию навыков правильного дыхания и совершенствование в целом дыхательной системы. Те же задачи ставятся и при обучении плаванию, помимо формирования осанки, улучшения работы сердечно- сосудистой и нервной системы.

Определение уровня допустимых физических нагрузок для студентов с отклонениями в состоянии здоровья исключительно важная и вместе с тем сложная задача. Решение ее возможно лишь при индивидуальном подходе к установлению соответствия используемых нагрузок к функциональным возможностям занимающимся физической культурой. Наиболее простым и вместе с тем достаточно информативным является определение частоты пульса до и после выполнения отдельных упражнений, некоторых частей занятия и всего в целом. Согласно ВОЗ оздоровительные физкультурные занятия проводятся на уровне 70–85 % от максимального пульса, который можно вычислить, если от 220 отнять возраст занимающегося. Изменение частоты пульса и уровня артериального давления, возникающего после физической нагрузки, позволяет судить об адаптации организма к выполненной нагрузке и об уровне функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Для оценки динамики результатов физической нагрузки проводится степ-тест в модификации учены.

Функция дыхания определяется по пробам Штанге на вдохе, и Генчи на выдохе. Особый интерес у занимающихся вызывает динамика показателей физического развития или антропометрических данных: определение роста, веса, окружности грудной клетки и ее экскурсии, ЖЕЛ, динамометрия (кистевая и становая). Для определения степени выносливости проводится тест Купера. Скоростно-силовые способности определяются по динамике прыжка в длину с места. Сила — по числу подтягиваний на перекладине и сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа. Сила мышц брюшного пресса — по числу подъемов туловища из исходного положения, лежа на спине за 30 с. Сила мышц спины — по числу подъемов верхней половины туловища из исходного положения, лежа поперек кушетки или стола, ноги закреплены. B настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья студентов.

Стремление студента учебного заведения сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для активной жизненной позиции, формирования социально значимых качеств личности, а также жизненно важных компетенций, в том числе для будущей трудовой деятельности.

Важным является еще один аспект — направленность процесса профессионального образования на развитие личности студентов. С учетом этого при формировании физической культуры студентов необходимо обеспечить единство функций воспитания и профессионального обучения.

Обучения и воспитание во взаимосвязи обеспечивают развитие студентов. При этом развитие является целью процесса профессионального образования в целом. Единство функций воспитания и обучения находит свое выражение в синтезе четырех его базовых функций профессионального образования — экономической, социальной, культурной, оздоровительной. Это единство обеспечивается единством базовых компонентов образования — обучение, воспитание, развитие, здоровое сбережение личности. То есть фактором взаимосвязи процессов формирования физической культуры и профессионального становления является их сходное структурное построение — обучение (профессиональное и спортивно — оздоровительное), воспитание (профессиональное и физическое) и развитие (профессиональное и физическое). В таком случае получается возможным разработать целостную методическую систему формирования физической культуры личности студентов в процессе их профессиональной подготовки (в общем случае, профессионального образования).

Эта система будет включать в себя, в первую очередь, личность студента:

а) как субъекта (носителя, владельца) всех компонентов физической культуры;

б) как субъекта физкультурной деятельности;

в) как субъекта психической и интеллектуальной активности;

Все перечисленные компоненты актуальны для формирования физической культуры студентов. Так в этом случае имеются все основания рассматривать по взаимосвязи процессы формирования физической культуры и профессиональной подготовки студентов. При этом речь идет об общем процессе профессионально — педагогической подготовки студентов. Так как физическая культура важна для профессионала любой специальности.

Физическая культура выступает фактором высокой активности личности будущего специалиста в процессе профессионального образования в целом

Литература:

  1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС,2013. -240 с.
  2. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. — М.: ИЗД. «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.- 288 с.: — (Профессиональное образование).
  3. Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. 2010.-296 с
  4. Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 14–24.
  5. Халикова Д. А. Инновационные технологии физического воспитания / Д. А Халикова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2015. — № 1. — С. 34–38.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, профессиональное образование, будущий специалист, здоровье, профессиональное становление, состояние здоровья, физическая культура личности, формирование, исходное положение.


Похожие статьи

Формирование физической культуры личности будущего...

физическая культура, студенчество, физическая культура личности, профессиональная физическая культура.

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории...

О необходимости формирования культуры...

Мы считаем, что «культура здоровья» - это понятие, которое гораздо шире понятия «ЗОЖ», так как оно является частью общей культуры личности и проявляется не только в ведении здорового образа жизни, в наличии полезных привычек...

Физическая культура в профессиональной подготовке

Физическая культура в профессиональной подготовке. Автор: Абдулкиримов Надир Абдулхакович.

Состояние здоровья и физическая подготовленность имеют прямую взаимосвязь с физической работоспособностью.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Похожие статьи

Формирование физической культуры личности будущего...

физическая культура, студенчество, физическая культура личности, профессиональная физическая культура.

Формирование культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории...

О необходимости формирования культуры...

Мы считаем, что «культура здоровья» - это понятие, которое гораздо шире понятия «ЗОЖ», так как оно является частью общей культуры личности и проявляется не только в ведении здорового образа жизни, в наличии полезных привычек...

Физическая культура в профессиональной подготовке

Физическая культура в профессиональной подготовке. Автор: Абдулкиримов Надир Абдулхакович.

Состояние здоровья и физическая подготовленность имеют прямую взаимосвязь с физической работоспособностью.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, правильное питание, оценка качества, физическая подготовленность студентов.

Задать вопрос