Изучение экологии в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Изучение экологии в начальной школе / В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко, В. М. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47998/ (дата обращения: 29.04.2024).



Наступил XXI век. На плечи нынешних мальчиков и девочек совсем скоро ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Каждому из них совершенно необходимы чувство любви к природе, уважения ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Это составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Говорить об экологии — значит, говорить о спасении жизни на земле. В современную эпоху научно-технического прогресса необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. В настоящее время человечество шло и идет по антропогенному пути развития. Мировоззрение и картина мира получили название антропоцентрическое. В центре — ЧЕЛОВЕК. Картина мира представляет собой некий треугольник:

Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Человек — высшая ценность, а природа- собственность человека. Эта формула, которой современное общество пользовалось не один десяток лет, привела к трагическим, во многом необратимым последствиям: Арал и Кара — Богаз, Каспий и Байкал, Иссык — Куль и Ладожское озеро, многострадальная Волга и погибающие в центре России малые реки, вырубленные леса, — таков далеко не полный список «деяний» людей, исповедующих оптимистическую теорию: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

В настоящее время экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а в действительности это кризис мировоззренческий. Настало время прозрения и покаяния: мы поняли, какой убогой, несовершенной, дискомфортной является жизнь без природы. И, если мы хотим восстановить нарушенную связь с природой, то начинать надо с детей. Чтобы сделать ребенка зрячим, пробудить в нем благодарность к природе, нужна систематическая работа по воспитанию экологической культуры. Защитник здорового, нормального детства В. А. Сухомлинский считал, что общение с природой делает ребенка «открывателем мира, художником и музыкантом». Посеянные в детстве семена дадут урожай спустя годы. Но время жатвы наступит. И, столкнувшись с нравственной глухотой и экологической безграмотностью. Взрослый с чувством позднего раскаяния убедится в том, что недоданное в детстве (непрочитанное, неувиденное) превратило человеческую душу в мертвую пустыню. В каждом человеке остается кусочек детства. А чего хочется в детстве? Потрепать зеленый загривок травы. Пробежаться под теплым и ласковым, словно мамины руки дождем. Забраться в таинственную глухомань, где жутко и весело ухает филин...

Лучший пропагандист природы— сама природа. Отношение к окружающей среде вплетается во все виды деятельности человека. К экологическому образованию и природоохранительному воспитанию в школе необходимо подходить с учетом универсального, многоаспектного значения природы в жизни человека. В процессе длительного взаимодействия человека и природы сформировался ряд аспектов отношения общества к природной среде: экономический (производственный); естественнонаучный; идеологический (политический); юридический (правовой); оздоровительно—гигиенический; нравственно—эстетический; научно—познавательный. Ответственное отношение человека к природе не может быть сформировано без этих всесторонних экологических знаний. А ознакомление школьников с различными аспектами охраны природы школьной, учебной и общественно полезной деятельностью.

Урок, как форма обучения младших школьников, считается наиболее приемлемой для детей этого возраста. В каждый урок включается большое количество занимательных материалов, дающих детям возможность получать знания и навыки не под прессом учителя, а в игровой форме. После каждой темы даны занятия-утренники, которые способствуют развитию у детей интереса к предмету, т. к. на утреннике каждый ребенок может попробовать себя в виде артиста. Кроме этого, в большинстве занятий включены практические работы, где дети свободно могут постараться показать свои творческие способности. Все занятия по окружающему миру пронизаны экологическими понятиями и направлены на воспитание в детских душах любви к окружающему миру и чувства ответственности за будущее всей Земли. «Красной нитью» на всех занятиях, посвященных животному миру, проходит тема значения каждого живого существа в огромном мире Природы.

В основу нашей работы по экологическому воспитанию легли следующие задачи:

  1. Формирование разнообразных представлений о природе, обществе, человеке и умение использовать эти знания.
  2. Целостное восприятие ребенком окружающей среды, преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.
  3. Воспитание гуманного отношения ко всему живому; осознанное выполнение правил поведения в природе.
  4. Развитие эрудиции ребенка, его культурного фонда, интереса к окружающей жизни, культуре, истории.

Экологическая направленность уроков позволяет формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и готовность к активным действиям по его охране и обогащению.

а) Оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения позволяет более эффективно решать задачи экологического образования учащихся. Для этого на уроках используем стихотворения. Поэтическое произведение воспевает красоту, хрупкость и величие русской природы, способствует формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям помогают учащимся самостоятельно сделать выводы о взаимоотношениях человека и природы.

б) Из различных словарей (прежде всего В.Даля), а также из журналов «Юный натуралист» учащиеся подбирают пословицы, поговорки, поверья, имеющие экологическую окраску. Например: «Одно дерево срубил — посади сорок».

в) Проблему взаимоотношения природы и человека довольно успешно позволяют разрешить схемы (модели) природных связей, которые в наибольшей мере отвечает задаче формирования у учащихся знаний об экологических связях. В результате последовательной работы с детьми в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимым запасом знаний по экологии, положительным отношением к природе, интересом к ее изучению. У ребят появилось огромное желание сделать Планету чистой.

Литература:

1. В. Б. Любимцев «Неизвестное об известном». М: издательский дом «Дрофа» 2005 г.

2. И Т. Суравешна. В. М. Сенкевич «Экология и мир», М: Новая школа, 2004г.

3. И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков «Окружающая среда и ее охрана», М: «Просвещение», 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, окружающая среда, ребенок, картина мира, окружающий мир, природная среда, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание как одно из современных...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, живая природа, экологическая культура, гуманное отношение.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Формирование у детей основ экологической культуры

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература, время прогулок, окружающая среда, окружающий мир.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Похожие статьи

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание как одно из современных...

окружающий мир, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное детство, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, живая природа, экологическая культура, гуманное отношение.

Учите детей любить природу | Статья в сборнике международной...

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа, бережное отношение.

Формирование экологических представлений детей старшего...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Формирование у детей основ экологической культуры

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература, время прогулок, окружающая среда, окружающий мир.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Задать вопрос