Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 13.01.2018

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Колянова, К. И. Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании / К. И. Колянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47803/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база по данному исследованию.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, международное законодательство, российское законодательство, локальная нормативно-правовая база.

Эмпирическая база исследования «Документационное обеспечение деятельности образовательной организации в части сопровождения, обучения социально незащищенных категорий граждан в СПО» включает нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы образования особых групп несовершеннолетних — детей, относящихся к социально незащищенной категории населения.

Международное законодательство уделяет огромное внимание данной категории населения. Особое место здесь занимает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а именно протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.). Данный документ состоит из 6 статей. В частности, ст. 2 посвящена праву на образование. В ней утверждается, что «никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям» [3].

Следующий международный документ, который затрагивает образование студентов в средних профессиональных организациях, это Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). В соответствии с п. 1 ст. 28 «Государства-участники поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи…» [2]. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. полностью посвящена социальной защите инвалидов. В ней разработаны надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению. Данный документ состоит из преамбулы, пятидесяти статей и приложения. Статья 24 Конвенции полностью посвящена образованию инвалидов. В ней указывается, что «государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление» [1].

Вышеперечисленные международные документы были ратифицированы Россией и воспроизведены в нормах российского законодательства.

Действующее законодательство РФ в данной сфере основывается на нормах Конституции Российской Федерации, которая в п. 1 ст. 43 указывает, что «каждый имеет право на образование» [4]. Также ст. 39 Конституции РФ «гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [4].

Правовой статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен в Семейном кодексе РФ. Так в пункте 1 ст. 155.3 утверждается, что «дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов…» [5].

Базовым законом по вопросам образования и воспитания данной категории детей является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], в котором говорится об обязанностях обучающихся и родителей (законных представителей), а также о их защите (ст. 43–45).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из шести глав. Четвертая глава посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов. Так, в соответствии со ст. 19 «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» [7].

Особое внимание стоит обратить на приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» [8]. А также требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса от 26 декабря 2014 года и методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года позволят грамотно подойти к работе с социально незащищенной категорией людей.

В соответствии с федеральным законодательством каждая образовательная организация должна разработать собственную локальную нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок обучения студентов, входящих в социально незащищенную группу. Локальные нормативные акты, которые включают положение о порядке обработки персональных данных учащихся и их законных представителей [9], положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся [10], изменения в положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся [11]. Данные документы гарантируют социальную помощь, а также материальную поддержку в виде государственных академических и государственных социальных стипендий.

Литература:

  1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Система Гарант.
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Система Гарант.
  3. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) // Система Гарант.
  4. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.
  5. Семейный кодекс РФ 1995 г. М., 2017.
  6. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
  8. Приказ Минтруда России № 515 от 4 августа 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // СПС Консультант плюс.
  9. Положение о порядке обработки персональных данных учащихся и их законных представителей от 2011 г. // http://tksiot.ru/polozheniya.html
  10. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся от 2013 г. // http://tksiot.ru/polozheniya.html
  11. Изменения в положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся от 2014 г. //http://tksiot.ru/polozheniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): образование, попечение родителей, Российская Федерация, инвалид, Конвенция, международное законодательство, образовательная организация, образовательный процесс, ребенок, российское законодательство, Россия, социальная защита инвалидов, стипендиальное обеспечение.


Похожие статьи

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот...

Социальная защита инвалидов, как обязанность государства

инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ, реабилитация инвалидов, Россия, местное самоуправление, социальная политика, социальное государство.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детей-сирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

Российская Федерация является одним из тех государств, в котором социальная политика занимает

В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в

2) заболеваемость родителей по самым различным причинам: плохой иммунитет...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

попечение родителей, социальная защита, ребенок, социальная защита детей-сирот, Российская Федерация, повседневная обстановка, нестандартная ситуация, региональный уровень, Международный пакт, главный образ.

Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов

Также в 2006 году в Нью-Йорке была принята «Конвенция о правах инвалидов» [2]. Российская Федерация подписала данную конвенцию в 2008 году и ратифицировала Федеральным законом от 03.05.2012 ?.

Юридические аспекты защиты прав обучающихся

Ряд правовых актов не полностью, а частично затрагивают права обучающихся, например: закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Например, Постановление Правительства об утверждении типового положения «О стипендиальном обеспечении и других формах...

Похожие статьи

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

возможность, Российская Федерация, социальная защита людей, ребенок, социальная защита, социальная помощь, Россия, полноценная жизнь, трудовая деятельность, Европейская конвенция.

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот...

Социальная защита инвалидов, как обязанность государства

инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ, реабилитация инвалидов, Россия, местное самоуправление, социальная политика, социальное государство.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детей-сирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

Российская Федерация является одним из тех государств, в котором социальная политика занимает

В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в

2) заболеваемость родителей по самым различным причинам: плохой иммунитет...

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

попечение родителей, социальная защита, ребенок, социальная защита детей-сирот, Российская Федерация, повседневная обстановка, нестандартная ситуация, региональный уровень, Международный пакт, главный образ.

Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов

Также в 2006 году в Нью-Йорке была принята «Конвенция о правах инвалидов» [2]. Российская Федерация подписала данную конвенцию в 2008 году и ратифицировала Федеральным законом от 03.05.2012 ?.

Юридические аспекты защиты прав обучающихся

Ряд правовых актов не полностью, а частично затрагивают права обучающихся, например: закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Например, Постановление Правительства об утверждении типового положения «О стипендиальном обеспечении и других формах...

Задать вопрос