Скансены, как перспективный туристский ресурс территории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галаслы, Е. Г. Скансены, как перспективный туристский ресурс территории / Е. Г. Галаслы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47317/ (дата обращения: 05.05.2024).



Работа студентки Галаслы Е. Г. посвящена разработке проекта уникального этнографического музея под открытым небом – скансена «Живая история Хабаровского края». Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма; на его территории проживает огромное количество представителей различных культурно-языковых этносообществ.

Создание на территории Хабаровского края современного скансена, посвященного культуре и истории коренных народов Приамурья, могло бы стать и отличной образовательной программой, и способом продвижения и развития культурного туризма на Дальнем Востоке, как внутреннего, так и въездного.

Автор проанализировала состояние скансенов в России и на Дальнем Востоке, продумала и предложила основные туристские объекты, отражающие культуру коренных народов Приамурья, разработала набор услуг, предоставляемых на территории скансена, подготовила план скансена.

Автор обосновала выбор тематики своего проекта, показала его практическую значимость. Проект, безусловно, является интересным и актуальным, заслуживает внимания и должен получить дальнейшее развитие в нашем регионе.

Ключевые слова: скансен, этномузей, коренные народы, туризм, экотуры, музей под открытым небом, природа, культура.

Сегодня все чаще подчеркивается важность возрождения этнических традиций, сохранения «этнографической памяти» для следующих поколений, ведь традиции – это не только память предков, это все то лучшее, наиболее своеобразное, присущее той или иной нации в области культуры, народного творчества, быта, религии, производства, природопользования в широком смысле. Самыми яркими направлениям воспроизведения исторического наследия народа являются музеи как способ хранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, материальной и духовной культуры. Примером учреждений, занимающихся проблематикой сохранения и воспроизведения исторических типов регионального природопользования, являются этнографические музеи – группа исторических музеев, которые собирают, сохраняют, изучают и экспонируют этнографические коллекции, документируют процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических сообществ.

Распространенной формой этнографических музеев, создаваемых на основе музеефикации репрезентативных фрагментов этноландшафтной среды и объектов материального этнокультурного наследия, являются скансены, или этномузеи под открытым небом. Этнографические музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении (музеефицированы на месте) или на основе переноса памятников на специально отведенную территорию из других мест (т. н. «перевезенные»).

Скансен – этнографический комплекс – музей под открытым небом, расположенный на острове Юргорден в Стокгольме. Основан Артуром Хазелиусом 11 октября 1891 г.

«Скансен» стал первым в мире этнографическим музеем под открытым небом в самом центре Стокгольма, где собраны дома и постройки с различных концов Швеции и даже целые комплексы, как, например, кузница, мастерская стеклодува, или пекарня. В музей свозились дома и усадьбы со всей Швеции. В настоящее время в Скансене представлены более 150 домов и усадеб XVIII–XX веков, в которых сохранена обстановка, показывающая, как жили в те времена люди различного социального происхождения в разных районах Швеции. Смотрители домов, одетые в костюмы соответствующей эпохи, могут провести посетителей по комнатам и рассказать об экспонатах. Также в Скансене находится зверинец, где живут как дикие, так и домашние животные Швеции. Рядом со входом в Скансен работает относящийся к нему Биологический музей, а внутри расположен Аквариум Скансена. Ежегодно в Скансене празднуется множество праздников, а один из праздников, придуманных Артуром Хазелиусом и отмечаемых особенно широко — День Шведского флага, празднуемый 6 июня, с 1983 года стал официальным праздником Швеции. В связи с большой популярностью название «Скансен» стало нарицательным для обозначения музеев такого рода.

За рубежом скансены появились давно и пользуются большой популярностью и у местных жителей и у туристов. Наиболее известные из них находятся в Германии, Румынии, Дании, Болгарии, Южной Корее, Японии.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 20 музеев под открытым небом типа скансен. Музей «Кижи» и музей «Малые Корелы» являются крупнейшими экспозициями скансенного типа на Европейском Севере России. Известны такие музеи как «Витославлицы» (Новгородская область), «Тальцы» (Иркутская область), «ТорумМаа» (ХМАО), «Татар авылы» (Татарстан), «Костромская слобода» (Костромская область) и другие. Как видно, большинство из них сосредоточены в Европейской части России. Крупнейшим, на сегодняшний день, этнопарком является «Этномир», расположенный в Калужской области.

К сожалению, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае нет музея типа скансена. Причин этому можно назвать множество от непопулярности Дальнего Востока как туристского региона до слаборазвитой инфраструктуры и отсутствия инвесторов. Тем не менее, наш регион имеет собственное самобытное культурное и природное наследие, которое необходимо изучать, сохранять, передавать будущим поколениям.

Аналогами скансенов в Хабаровском крае можно считать следующие туристские объекты:

 Ульчская деревня (с. Булава)

 Этнографический комплекс Сикачи-Алян

 Комплекс Русская деревня (с. Бычиха)

 Музей истории Амурского моста (Хабаровск)

 Нанайская деревня (Зоосад им. Сысоева, Хабаровск)

Конечно, этим объектам необходимо дальнейшее развитие, реконструкция. Вполне возможно на их основе создать настоящий скансен, демонстрирующий культурные традиции коренных народов Амура.

Также, в настоящее время идет работа над такими проектами музеев под открытым небом как:

1) с. Утёсное (Уссурийск, Приморский край)

2) Курильские острова (о. Шумшу)

3) о. Эссо (культура этносов)

4) с. Кавалерское (этнодеревня – реконструкция жилищ камчадалов)

Я считаю, что у музеев под открытым небом есть перспектива развития на Дальнем Востоке. Можно было бы создать этнографический музей о жизни коренных народов Дальнего Востока: их 8 – эвенки, эвены, нанайцы, орочи, нивхи, удэгейцы, ульчи, негидальцы. И показать в этом музее их быт, культуру, хозяйство, костюмы, их виды деятельности и т.д. Самобытность любого народа выражается в особенностях биологии, внешнего облика, и своеобразии культуры и языка. Например, это могла бы быть парковая зона, заходя в которую, вы бы попадали в мир коренных народов Дальнего Востока, в ней было бы 8 павильонов. В каждом из них отражалась бы культура, еда, национальная одежда, традиции, старинные фотографии и т.д. Главная отличительная особенность скансенов – это зрелищность. В музее должны проходить мастер-классы, выступления фольклорных коллективов, демонстрироваться обряды и ритуалы. Этот музей будет отличаться от других тем, что посетители смогут «прикоснуться» к чистому, природному, первозданному. И в этом музее можно воссоздать руками посетителей повседневный быт, посуду, одежду этих людей. Пользуясь заготовками из рыбьей шкуры, каждый посетитель при желании может изготовить своими руками одежду, халат, безрукавку. В дальнейшем с удовольствием пользоваться этими предметами одежды в повседневной жизни, расшитых семейными орнаментами. Также можно будет изготовить своими руками посуду из глины и оставить её себе на память (за отдельную плату). Также приготовить национальную еду из экологически чистого мяса, без пищевых добавок. Посещение этого музея будет интересно как семейным хабаровчанам, так и иностранным туристам.

Таблица 1

Основные черты скансена «Живая история Хабаровского края» как туристического объекта

Параметры

Характеристики

Экологичность отдыха

Экологически чистый воздух, продукты без пестицидов и химических добавок, натуральная кухня.

Мебель и другие предметы интерьера из натуральных материалов.

Познавательность

Этнографический туризм повышает культуру и образовательный уровень человека, так как включает ряд мероприятий по изучению культуры и традиций, народа Зауралья.

Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают.

Разнообразие услуг

Наш скансен предлагает разнообразие услуг и развлечений: знакомство с древней историей, удивительными памятниками архитектуры, отдых, восстановление сил, оздоровление развлечение.

Высокий сервис и качество обслуживания

В скансене работают только профессиональные экскурсоводы, повара, педагоги, люди любящие свое дело

Доступность

Не выезжая далеко за пределы края, вы получаете массу положительных эмоций, новые знания, «экологический чистый» отдых.

Эксклюзивность

Это фантастическая возможность отправиться в другое измерение: погружение в другую культуру можно сравнить с полетом в космос.

Индивидуальный подход к клиентам

Для вас составят индивидуальную программу отдыха по результатам анкеты, запросу, которые вы можете заполнить до прибытия.

По произведенным автором расчетам, затраты на создание скансена «Живая история Хабаровского края» составят 10496000 руб, планируемая выручка при средней проходимости 500 человек в месяц – 795500 рублей в месяц. Срок окупаемости проекта – 6,3 года.

Можно вполне обоснованно утверждать, что скансены – это сравнительно новое направление музейного туризма, который находится на этапе своего становления, это уникальные социально-культурные комплексы, направленные на реализацию рекреационного, развивающего, эстетического потенциала досуга, на формирование духовной личности, укрепление семейных ценностей и традиций. Основная миссия скансенов – донести до будущих поколений уникальность архитектуры, быта, традиций природопользования наших предков в условиях, максимально приближенных к аутентичным.

Дальневосточный регион стремится развить и укрепить всесторонние международные связи с различными странами. Многие Дальневосточные туристические фирмы пытаются привлечь иностранных граждан для знакомства их с нашей Дальневосточной природой и историей. Развитие туризма на Дальнем Востоке происходит медленно, но уверенными шагами. Одним из способов повысить интерес к нашему региону могло бы стать создание скансена.

Литература:

  1. Афанасьев О. Е. Вольхина В. В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015, №4.
  2. Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1.
  3. Никишин Н. А. Музеи под открытым небом / Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, Рипол Классик, 2001. Т. 1.
  4. Пермиловская А. Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I.
  5. Севан О. Г. Музеи под открытым небом Европы // Обсерватория культуры. 2006. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, открытое небо, музей, Хабаровский край, Живая история, культура, дальнейшее развитие, коренной народ Приамурья, природное наследие, этнографический музей.


Похожие статьи

История становления физического воспитания коренных...

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, негидальцы, эвенки, удэгейцы.

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

— Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей, 2002.

История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. — СПб: Наука, 2003.

Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Ключевые слова: культурное наследие, музей под открытым небом, скансен, «Старая Сарепта».

Начало создания музеев под открытым небом связано с именем Артура Хазелиуса, который в 1891 году открыл этнографический комплекс «Скансен» в Стокгольме...

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

Особенности географического положения, историко-экономического освоения, богатейший природный и культурно-исторический потенциалы позволяют говорить о Хабаровском крае как о туристском центре Дальнего Востока России.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени...

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом (на примере историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»).

Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале...

А.Р.Артемьев; ДВО РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.

6. Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII.–XVIII вв./

Алханай — историческое, природное наследие Восточного Забайкалья...

Проблемы использования и перспективы использования...

Этно-тур «Нанайское ожерелье» – это уникальное путешествие в один из труднодоступных и малопосещаемых уголков Хабаровского края с погружением в культуру и быт народа, составляющих коренное население этих мест - нанайцев.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ дать знания о культуре, традициях народов Приамурья и её вкладе в общечеловеческую культуру

Знакомясь с историей освоения Дальнего Востока и Нижнего Амура, студенты убеждались в том, что взаимопонимание, желание понять друг друга и помочь позволило...

Похожие статьи

История становления физического воспитания коренных...

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, негидальцы, эвенки, удэгейцы.

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев...

— Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей, 2002.

История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. — СПб: Наука, 2003.

Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Ключевые слова: культурное наследие, музей под открытым небом, скансен, «Старая Сарепта».

Начало создания музеев под открытым небом связано с именем Артура Хазелиуса, который в 1891 году открыл этнографический комплекс «Скансен» в Стокгольме...

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

Особенности географического положения, историко-экономического освоения, богатейший природный и культурно-исторический потенциалы позволяют говорить о Хабаровском крае как о туристском центре Дальнего Востока России.

Роль Казанского районного краеведческого музея имени...

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом (на примере историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»).

Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале...

А.Р.Артемьев; ДВО РАН, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.

6. Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII.–XVIII вв./

Алханай — историческое, природное наследие Восточного Забайкалья...

Проблемы использования и перспективы использования...

Этно-тур «Нанайское ожерелье» – это уникальное путешествие в один из труднодоступных и малопосещаемых уголков Хабаровского края с погружением в культуру и быт народа, составляющих коренное население этих мест - нанайцев.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

‒ дать знания о культуре, традициях народов Приамурья и её вкладе в общечеловеческую культуру

Знакомясь с историей освоения Дальнего Востока и Нижнего Амура, студенты убеждались в том, что взаимопонимание, желание понять друг друга и помочь позволило...

Задать вопрос