Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 1535 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46929/ (дата обращения: 03.05.2024).



Проблема агрессивного поведения является предметом рассмотрения множества исследований. Изучение данной проблемы проводится не только с точки зрения психолого-педагогических аспектов, но и социологии, медицины, психиатрии и т. д. Хотя агрессивность является неотъемлемым качеством личности, ее проявления чаще всего приводят к дестабилизации межличностных отношений. По этой причине агрессивное поведение относится к типу девиантного (отклоняющегося) поведения.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным явлением. Подростковый возраст характеризуется наличием множества противоречий, которые подросток еще не умеет разрешить самостоятельно и поэтому прибегает к агрессии. Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье. В отдельных случаях агрессивное поведение подростков имеет защитный характер.

Исследованием агрессивного поведения в подростковом возрасте занимались многие отечественные и зарубежные авторы С. А. Беличева, В. В. Ковалев, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунев, А. Адлер, Э. Фромм, В. Франкл и др. Их исследования показывают, что проблема агрессивного поведения подростков становится все более острой, так как агрессия в подростковом возрасте часто подкрепляется условиями социальной среды. По этой причине возникает необходимость поиска новых методов коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Специфика агрессивного поведения детально изучена в психолого-педагогической науке. Довольно часто данное поведение раскрывается в рамках девиантного поведения. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [4]. Известный социолог И. С. Кон акцентирует свое внимание на определении агрессивного поведения, представляя его как некую систему поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы [3].

Термин «деструктивное поведение» соотносится с термином «агрессия». Агрессия представляется в качестве мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам сосуществования людей в обществе, приносит физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт.

Агрессия делится на несколько видов, тем или иным образом выражающихся в различных формах агрессивного поведения: физическая агрессия — использование физической силы против другого человека или объекта; вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань); прямая агрессия — непосредственно направленная против кого-либо или чего-либо; косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другого (сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике и проч.); инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели; враждебная агрессия — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты другого от чьих-то агрессивных действий [4].

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и др. состояния [2].

Соответственно, агрессия и агрессивное поведение рассматривается исследователями, как мотивированное деструктивное поведение, направленное на уничтожение или причинение вреда. Агрессивность является свойством личности, присущим всем людям. Проблемным данное качество становится в том случае, если оно проявляется с большой степенью интенсивности и осознанно направлено на причинение вреда другому. По этой причине агрессивное поведение относят к разновидностям девиантного поведения. Дети в подростковом возрасте наиболее предрасположены к проявлениям агрессивного поведения.

Особенностью развития личности в подростковом возрасте является наличие ряда конфликтов, обусловливающих действия подростков в отношении себя и окружающих людей. Конфликт может возникать из-за несоответствия между стремлениями удовлетворить собственные завышенные потребности и очень ограниченными средствами, способностями и возможностями для их реализации. Конфликты такого плана приводят к эмоциональному напряжению, негативным чувствам [6].

Исходя из результатов проведенных исследований было выявлено, что с возрастом у подростков возрастает частота возникновения агрессивного поведения, в соответствии с мышечным и физическим развитием организма. Агрессивность может выступать чертой определенных расстройств и заболеваний нервной системы [1].

Конфликты со сверстниками могут выступать как один из ситуационных факторов. У мальчиков конфликты могут возникать из-за борьбы за лидерство, физическое и интеллектуальное превосходство. Девочки начинают конфликтовать из-за представителя противоположного пола. Проявления агрессии довольно часто провоцируют гипермаскулинность и у мальчиков, и у девочек. Фемининное поведение, особенно у мальчиков, может провоцировать оскорбления в их адрес, подчиненность в группе сверстников. Подростки могут скрывать свою фемининность, находиться при этом в напряжении, быть неестественными [4].

Одной из основных причин преждевременного ухода старшеклассников из своей школы является довольно неблагоприятный статус в школьном коллективе. Находясь вне своей школы, они могут попасть под негативное влияние. Большая часть зарегистрированных правонарушителей были отвергаемыми в своих классах и были недовольны своим статусом в классных коллективах [5].

Исходя из выше сказанного, подростковый возраст характеризуется наличием устойчивого противоречия между потребностями подростка и его возможностями. Агрессивность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Агрессивное поведение подросток может проявлять в тех случаях, когда ему недостает жизненного опыта, и он не может решить проблему иным путем. Агрессивное поведение также может быть защитной реакцией на неблагоприятные обстоятельства внешней среды. Мотивы агрессивного поведения и способы агрессии могут быть различны у подростков разного пола. В большинстве случаев, если не проводить коррекционной работы агрессия подростков может приводить к уходу из школы и проявлениям преступного поведения.

Работа педагога-психолога по преодолению агрессивности подростков направлена на коррекцию поведения и условий жизни подростка в школе и семье. В условиях общеобразовательной школы для коррекции агрессивного поведения подростка могут использоваться различные формы социально одобряемой деятельности, в которой подросток может добиться признания взрослых и сверстников. Теоретические и практические исследования показывают, что такая деятельность может быть организована, как в условиях общеобразовательной школы, так и в условиях подростковых клубов, кружков и секций. Психологический смысл данной деятельности состоит в том для подростка, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей. Подростки с высоким уровнем агрессивности вовлекаются в такую деятельность поэтапно.

Вместе с другими специалистами образовательного учреждения педагог-психолог оказывает помощь, как агрессивным подросткам, так и их «жертвам». Проводит мероприятия, направленные на профилактику агрессивного поведения подростков. В сложных ситуациях проявления агрессивного поведения подростков педагог-психолог проводит работу по предотвращению такого поведения в дальнейшем. При работе с семьей, где воспитываются трудные подростки, педагог-психолог осуществляет три направления деятельности: образовательная, психологическая и посредническая. Он консультирует родителей по вопросам развития подростков, принимает меры по коррекции стиля семейного воспитания, способствует нормализации отношений между детьми и родителями [5].

Таким образом, проблема агрессивного поведения является предметом рассмотрения множества исследований. Изучение данной проблемы проводится не только с точки зрения психолого-педагогических аспектов, но и социологии, медицины, психиатрии и т. д. Агрессивное поведение в подростковом возрасте является широко распространенным явлением. Подростковый возраст характеризуется наличием множества противоречий, которые подросток еще не умеет разрешить самостоятельно и поэтому прибегает к агрессии. Агрессивное поведение подростков может быть вызвано широким кругом причин: особенностями индивидуально-психологического развития подростков, отношения с взрослыми и сверстниками, обстановкой в семье. В отдельных случаях агрессивное поведение подростков имеет защитный характер. Работа педагога-психолога по преодолению агрессии подростков направлена на коррекцию поведения и условий жизни подростка в школе и семье. В сложных ситуациях проявления агрессивного поведения подростков педагог-психолог проводит работу по предотвращению такого поведения в дальнейшем.

Литература:

  1. Беличева, С. А. Превентивная психология / С. А. Беличева. — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2003. — 199 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  3. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 289 с.
  4. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В. Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 332 с.
  6. Регуш, Л. А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2005.– 400с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, подростковый возраст, агрессивное поведение подростков, подросток, девиантное поведение, защитный характер, индивидуально-психологическое развитие подростков, мотивированное деструктивное поведение, общеобразовательная школа, сложная ситуация проявления.


Похожие статьи

Агрессивное поведение современных подростков | Статья...

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под деструктивно-агрессивным поведением следует понимать мотивированное деструктивное поведение...

Особенности агрессивного поведения подростков...

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов.

Особенности агрессивного поведения подростков

«Агрессивное поведение подростков обусловлено представлениями о нравственности и спецификой социальных связей [3]. При этом, основные факторы, которые влияют на проявление агрессивности у подростка следующие

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.

Особенности аутоагрессивного поведения подростков...

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, поведение, подросток, агрессивное поведение, поведение подростков, шкала

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

начальная школа, школьник, агрессивный характер, ученик, девиантное поведение, Сереж, Лена, дальнейшая работа, асоциальное поведение, агрессивное поведение.

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

Похожие статьи

Агрессивное поведение современных подростков | Статья...

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под деструктивно-агрессивным поведением следует понимать мотивированное деструктивное поведение...

Особенности агрессивного поведения подростков...

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов.

Особенности агрессивного поведения подростков

«Агрессивное поведение подростков обусловлено представлениями о нравственности и спецификой социальных связей [3]. При этом, основные факторы, которые влияют на проявление агрессивности у подростка следующие

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.

Особенности аутоагрессивного поведения подростков...

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, поведение, подросток, агрессивное поведение, поведение подростков, шкала

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

начальная школа, школьник, агрессивный характер, ученик, девиантное поведение, Сереж, Лена, дальнейшая работа, асоциальное поведение, агрессивное поведение.

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, агрессия, норма, участник, показатель, параметр, испытуемый, подросток, волевой контроль.

Задать вопрос