Анализ состояния человеческого капитала в банковской сфере Краснодарского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Призова, С. В. Анализ состояния человеческого капитала в банковской сфере Краснодарского края / С. В. Призова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46869/ (дата обращения: 26.04.2024).



Перед современной Россией стоит задача систематического перехода к современным технологиям управления человеческими ресурсами, которая в российских банках приобрела особую актуальность именно в последнее время.

Процесс использования человеческого капитала может приводить к благоприятным и неблагоприятным последствиям. С одной стороны, он сопровождается повышением заработков и тем самым доходов населения, ростом прибыли, усилением конкурентоспособности организаций, увеличением общественной и государственной пользы, а также инициировать инновационную активность населения и, следовательно, способствовать инновационным преобразованиям на территориях муниципального образования.

Проведем анализ состояния человеческого капитала в банковской сфере по ведущим банка Краснодарского края: «Центр-инвест», «Крайинвестбанк» и «Кубань Кредит». Для этого проведем анализ численности персонала (таблица 1).

Таблица 1

Анализ численности персонала введущих банках региона, 2012–2016гг.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Отклонение 2016г. от 2012г., (+,-)

Темп роста 2016г. от 2012г.,%

ОАО КБ «Центр-инвест»

1562

1680

1717

1612

1617

55

103,5

ПАО «Крайин-вестбанк»

1735

1890

1889

1823

1704

-31

98,2

ООО «КБ «Кубань Кредит»

1849

1907

2386

2437

2452

603

132,6

Анализ численности персонала ОАО КБ «Центр-инвест» показал, что общее количество персонала банка увеличилось с 1562 чел. в 2012 г. до 1617 чел. в 2017 г. или на 55 чел. (+3,5 %).

Анализируя численность персонала в ПАО «Крайинвестбанк», видно, что количество персонала банка уменьшилось на 31 чел. или на 1,8 % с 1735 чел. в 2012 г. до 1704 чел. в 2016 г.

По данным анализа численности персонала банка ООО «КБ «Кубань Кредит» можно сделать вывод, что численность персонала банка возросла за анализируемый период на 603 человека или на 32,6 %, что связано с расширением филиальной сети банковской организации.

Для дальнейшего анализа человеческого капитала проведем анализ состава персонала по образованию (таблица 2).

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что большая часть персонала ОАО КБ «Центр-инвест» имеет высшее профессиональное образование, что свидетельствует о том, что образовательный уровень персонала банка высок (881 чел., 984 чел., 914 чел., 906 чел. и 832 чел. соответственно по годам с 2012 по 2016 г.).

При этом доля работников, имеющих высшее образование, в банке в 2012 г. составляла 56,4 %, в 2013 г. — 58,6 %, в 2014г. — 53,2 %, в 2015 г. — 56,2 %, а в 2016 г. — 51,5 %.

Доля работников со средним образованием составила в 2012 г. 6,9 % или 107 человек, против 7,1 % или 115 человек в 2016 г.

Доля работников со средним специальным образованием возросла с 36,7 % в 2012 г. до 41,4 % в 2016 г.

Анализ персонала по образованию ПАО «Крайинвестбанк» выявил, что в целом, образовательный уровень среди работников можно считать достаточно высоким, поскольку 55,9 % в 2012 г., 56,0 % в 2013 г., 56,3 % в 2014 г., 57,4 % в 2015 г. и 57,2 % в 2016 г. персонала имеют высшее образование. Среднеспециальное образование имеют 39,3 %, 38,6 %, 38,2 %, 37,1 % и 37,6 % работников соответственно по годам с 2012 по 2016 г.


Таблица 2

Состав персонала по образованию введущих банках региона, 2012–2016гг.

Категория персонала

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Численность, чел.

Удельный вес,%

Численность, чел.

Удельный вес,%

Численность, чел.

Удельный вес,%

Численность, чел.

Удельный вес,%

Численность, чел.

Удельный вес,%

ОАО КБ «Центр-инвест»

Среднее образование

107

6,9

95

5,7

122

7,1

119

7,4

115

7,1

Среднее специальное образование

574

36,7

601

35,8

681

39,7

587

36,4

670

41,4

Высшее профессиональное образование

881

56,4

984

58,6

914

53,2

906

56,2

832

51,5

Итого:

1562

100

1680

100

1717

100

1612

100

1617

100

ПАО «Крайинвестбанк»

Среднее образование

84

4,8

101

5,3

105

5,6

99

5,4

90

5,3

Среднее специальное образование

682

39,3

730

38,6

721

38,2

677

37,1

640

37,6

Высшее профессиональное образование

969

55,9

1059

56,0

1063

56,3

1047

57,4

974

57,2

Итого:

1735

100

1890

100

1889

100

1823

100

1704

100

ООО «КБ «Кубань Кредит»

Среднее образование

92

5,0

95

5,0

102

4,3

110

4,5

115

4,7

Среднее специальное образование

516

27,9

545

28,6

597

25

604

24,8

635

25,9

Высшее профессиональное образование

1241

67,1

1267

66,4

1687

70,7

1723

70,7

1702

69,4

Итого:

1849

100

1907

100

2386

100

2437

100

2452

100


При этом доля работников за анализируемый период со средним образованием составляла в 2012 г. 4,8 %, в 2013 г. — 5,3 %, в 2014 г. — 5,6 %, в 2015 г. — 5,4 %, а в 2016 г. — 5,3 %.

Проведённый анализ показал, что в банке ПАО «Крайинвестбанк» работают высококвалифицированные и знающие свое дело работники, что немаловажно для успешной работы всей банковской организации в целом.

Далее рассмотрим характеристику персонала по образованию в ООО «КБ «Кубань Кредит». Из таблицы видно, что в 2012 году основную доля персонала составляли работники с высшим профессиональным образованием — 67,1 %, в 2013 г. — 66,4 %, в 2014 г. — 70,7 %, в 2015 г. — 70,7 % и в 2016 г. — 69,4 %. Доля персонала со средним специальным образованием уменьшилась с 27,9 % в 2012 г. до 25,9 % в 2016 гг.

Доля персонала со средним образованием в банке составила в 2012 и 2013 гг. 5,0 %, в 2014 г. — 4,3 %, в 2015 г. — 4,5 %, а в 2016 г. — 4,7 %.

Таким образом, большая часть персонала ведущих банков региона имеют высшее профессиональное образование, что обусловлено спецификой деятельности кредитных организаций.

Показатели проведения обучения человеческого капитала рассмотрим в таблице 3.

Расчет результативности обучения сотрудников определяется по формуле:

(Pо) = количество работников, обучение которых оценено как результативное, равное или выше установленного норматива/общее количество работников, прошедших обучение х 100 % (1)

Анализ результативности обучения сотрудников банковских организаций выявил, что:

– в банке ОАО КБ «Центр-инвест» общая результативность обучения персонала составила 96,6 % в 2012 г. и 95,7 % в 2016 г.;

– в ПАО «Крайинвестбанк» общая результативность обучения сотрудников возросла с 89,3 % в 2012г. до 90,3 % в 2016 г.;

Таблица 3

Общая результативность обучения человеческого капитала введущих банках региона, 2012–2016гг.

Год

Число обученного персонала (чел.)

Запланированное число работников для обучения (чел.)

Результативное обучение

Общая результативность обучения сотрудников (%)

ОАО КБ «Центр-инвест»

2012

502

502

485

96,6

2013

550

550

509

92,5

2014

316

316

302

95,6

2015

428

428

413

96,5

2016

587

587

562

95,7

ПАО «Крайинвестбанк»

2012

400

400

357

89,3

2013

400

400

362

90,5

2014

400

400

385

96,3

2015

400

400

366

91,5

2016

400

400

361

90,3

ООО «КБ «Кубань Кредит»

2012

439

439

401

91,3

2013

450

450

413

91,8

2014

469

469

428

91,3

2015

495

495

452

91,3

2016

515

515

498

96,7

– у банка ООО «КБ «Кубань Кредит» общая результативность обучения персонала увеличилась с 91,3 % в 2012 г. до 96,7 % в 2016 г., т. е. улучшились на 5,4 %.

В итоге, было выявлено, что во всех трех исследуемых банковских организациях запланированные нормы обучения были выполнены. Прошедшие обучение сотрудники достигли высокого уровня, повысили производительность труда и сократили время, затрачиваемое на выполнение работ.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что состояние человеческого капитала в банковской сфере Краснодарского края выражено в том, что большая часть персонала ведущих банков региона имеют высшее профессиональное образование и постоянно обучаются, что обусловлено спецификой деятельности кредитных организаций.

Литература:

  1. Салихова А. А. Человеческий капитал в организации // В сборнике: Перспективы развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 87–90.
  2. Сапрунова Е. В., Неведник М. Н., Зыкова О. Б. Информационно-методологическая база оценки эффективности управления человеческим капиталом // В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития сборник материалов международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 405–410.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее профессиональное образование, Кубань, человеческий капитал, специальное образование, удельный вес, доля работников, образование, среднее, банк региона, доля персонала.


Похожие статьи

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

В 2015 году данное удельный вес обучающихся за счет бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) составил 47,4...

Оценка эффективности использования человеческого капитала...

Средний трудовой стаж работника по специальности, л.

Расчет окупаемости инвестиций вразвитие человеческого капитала введущих банках региона, 2012–2016гг.

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, Кубань, окупаемость...

Формирование кадрового резерва банковских служащих как метод...

В банке ООО «КБ «Кубань Кредит» несмотря на высокую стоимостную оценку человеческого капитала, наблюдается низкая окупаемость инвестиций в развитие

Кадровый резерв — это специальным образом отобранная группа специалистов, которые имеют высокие...

Повышение уровня квалификации населения как фактор развития...

В качестве инвестиций в человеческий капитал следует рассматривать вложения в здравоохранение, в образование, расходы, связанные с профессиональной подготовкой на производстве.

Понятие человеческого капитала и особенности его...

А. В. Корицкий подчеркивает, что важнейшими видами вложений в человека являются затраты на образование и подготовку на производстве, повышающие уровень знаний работника и увеличивающие объем человеческого капитала на предприятии.

Особенности инвестиций в образование и человеческий капитал...

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека...

Повышение качества человеческого капитала... | Молодой ученый

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, представленным в таблице 1, в 2008 г. удельный вес сельскохозяйственных работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование были минимальны (9,1% и 17,6% соответственно)...

Совершенствование системы отбора персонала в сфере услуг

Количество сотрудников, чел. Удельный вес сотрудников,% 2014. 2015.

Состав персонала ООО «Бастион Лайн» по гендерному признаку, возрасту и уровню профессионального образования приведен в табл. 3.

Похожие статьи

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

В 2015 году данное удельный вес обучающихся за счет бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) составил 47,4...

Оценка эффективности использования человеческого капитала...

Средний трудовой стаж работника по специальности, л.

Расчет окупаемости инвестиций вразвитие человеческого капитала введущих банках региона, 2012–2016гг.

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, Кубань, окупаемость...

Формирование кадрового резерва банковских служащих как метод...

В банке ООО «КБ «Кубань Кредит» несмотря на высокую стоимостную оценку человеческого капитала, наблюдается низкая окупаемость инвестиций в развитие

Кадровый резерв — это специальным образом отобранная группа специалистов, которые имеют высокие...

Повышение уровня квалификации населения как фактор развития...

В качестве инвестиций в человеческий капитал следует рассматривать вложения в здравоохранение, в образование, расходы, связанные с профессиональной подготовкой на производстве.

Понятие человеческого капитала и особенности его...

А. В. Корицкий подчеркивает, что важнейшими видами вложений в человека являются затраты на образование и подготовку на производстве, повышающие уровень знаний работника и увеличивающие объем человеческого капитала на предприятии.

Особенности инвестиций в образование и человеческий капитал...

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека...

Повышение качества человеческого капитала... | Молодой ученый

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, представленным в таблице 1, в 2008 г. удельный вес сельскохозяйственных работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование были минимальны (9,1% и 17,6% соответственно)...

Совершенствование системы отбора персонала в сфере услуг

Количество сотрудников, чел. Удельный вес сотрудников,% 2014. 2015.

Состав персонала ООО «Бастион Лайн» по гендерному признаку, возрасту и уровню профессионального образования приведен в табл. 3.

Задать вопрос