Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Химия

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Е. А. Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса / Е. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46829/ (дата обращения: 26.04.2024).



Современные школьники получают все необходимые знания по химии, формирующие их представление о химической картине мира, благодаря школьной программе. Знания по химии школьникам необходимы не только на уроках, но и в повседневной жизни. Химия многогранна и тесно переплетена с другими науками. На мой взгляд, уровень заинтересованности и мотивации школьников к обучению значительно снижается. Большинство подрастающего поколения постоянно пользуются гаджетом и практически разучились общаться и выполнять совместную работу. Педагогам очень сложно заинтересовать школьников в связи с нехваткой времени. Из-за сложного теоретического материала по химии, который необходим обучающимся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ появляется нехватка учебного времени на уроках, поэтому часто учителю просто не хватает времени, чтобы организовать участие обучающихся в химическом эксперименте. Химия — это наука, которую невозможно понять без практики (химического эксперимента), основываясь на одной теории. Поэтому необходима внеурочная деятельность, на которой можно проводить химические эксперименты. Химический опыт (эксперимент) — это связывание теории и практики в процессе обучения. Внеурочной деятельность — это учебно-воспитательная работа со школьниками, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий. Поэтому необходимо организовывать серию занятий по исследованию качественных реакций на анионы.

Ключевые слова: школьники, химический эксперимент, анионы, внеурочная деятельность

В связи с низким уровнем заинтересованности школьников к химии, я поставила перед собой проблему, с помощью каких качественных реакций на анионы можно заинтересовать учащихся 9 класса.

Я нашла такое решение провести внеурочное занятие для учеников 9 класса, на котором будут представлены химические эксперименты на тему определение анионов в растворах. Я провела опрос среди школьников 9 классов на тему: Какие анионы вам труднее всего определить в растворе? Результаты представлены в таблице 1.

SO42-

11

Y-

9

CH3COO-

6

Мной была проанализирована рабочая программа Н. Н. Гара химия для 9 классов и было выявлено, что на изучение данной темы отводиться 10 ч. Исходя из результатов опроса, я подобрала самые ярко выраженные качественные реакции на те, анионы, которые вызывают затруднение у школьников.

Практическое занятие №1

Опыт 1. Качественное определение SO42- врастворах.

Цель занятия: научиться определять анионы SO42-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль BaCl2, разбавленная H2SO4; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной H2SO4.
  2. Добавить 1–2 капли BaCl2.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Практическое занятие №2

Опыт 2. Качественное определение Y- врастворах.

Цель: научиться определять анионы Y-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль AgNO3, разбавленная HY; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной HY.
  2. Добавить 1–2 капли AgNO3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Практическое занятие №3

Опыт 3. Качественное определение CH3COO- врастворах.

Цель: научиться определять анионы CH3COO-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль FeCl3, разбавленная уксусная кислота; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной уксусной кислоты.
  2. Добавить 1–2 капли FeCl3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Все подобранные мною наиболее ярко выраженные эксперименты могут применяться на внеурочных занятиях согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

С точки зрения практики можно данные эксперименты использовать как проблемные вопросы, на решение которых будет направлено время внеурочного занятия, в ходе которого учащиеся должны научиться отделять анионы в растворах. На сегодняшний день мной разрабатываются технологические карты внеурочных занятий с применение экспериментов.

Таким образом, благодаря этим занятиям школьники разовьют навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Научаться самостоятельно, делать эксперименты. Школьникам будет гораздо проще производить аналитический анализ и сравнения; закрепить полученный и выученный материал. Сформировать устойчивый интерес к предмету. Данные внеурочные занятия с применением подобранных мною химических экспериментов может быть рекомендовано к внедрению в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Литература:

  1. Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение
  2. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939;
  3. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. М., 1959;
  4. Назарова Т. С., Гродецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Гара Н. Н. уроки в 9 классе. Пособие для учителя. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): предметное стекло, анион, ионный вид, капля раствора, практическая работа, практическое занятие, уравнение реакций, характерный признак реакции, химический эксперимент, ход работы.


Похожие статьи

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

а) Какие реакции называются реакциями обмена? б) Какие необходимы растворы веществ для получения гидроксида железа (III)?

Ход рассуждений учащиеся могут оформить в виде плана-таблицы

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует...

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

практическая работа, раствор, характерный признак реакции, уравнение реакций, раствор соли, пробирка, последовательность выполнения опыта, ионный вид, катион, вывод.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939; Парменов К. Я. Химический эксперимент в

Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии.

Качественное определение анионов в почве на внеурочных...

Практическая работа. Опыт 1. Качественное определение содержания карбонат-ионов впочвенном образце. Цель: провести качественные реакции на наличие содержания карбонат -ионов в почве.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Составители программ уделяют значительное внимание химическому эксперементу (демонстрация, лабораторные работы, практические занятия). Кроме этого, уделено большое внимание экспериментальным задачам.

Экспериментальные исследования органических химических...

Одним из признаков протекания химических реакций является излучение света в процессе химических превращений реагирующих веществ.

Реакция должна протекать в щелочной среде, поэтому к раствору добавили 3 капли аммиака 10 %.

Исследовательская деятельность на уроках химии

(Работа в паре.) Ход работы.

С помощью пипетки нанести на предметное стекло несколько капель раствора соли медного купороса.

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Безусловно, работа по использованию продуктов реакции является кропотливой, но вместе с тем интересной и необходимой.

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса.

К вопросу о возможностях вариативного построения урока...

Учитель отмечает практическое значение реакции.

1. Запишите уравнение реакции, характеризующее общее свойство растворов нитрата и сульфата аммония. Ответ: краткое ионное уравнение реакции взаимодействия этих солей со щелочью.

Похожие статьи

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

а) Какие реакции называются реакциями обмена? б) Какие необходимы растворы веществ для получения гидроксида железа (III)?

Ход рассуждений учащиеся могут оформить в виде плана-таблицы

Каждая практическая работа по решению экспериментальных задач требует...

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

практическая работа, раствор, характерный признак реакции, уравнение реакций, раствор соли, пробирка, последовательность выполнения опыта, ионный вид, катион, вывод.

Использование количественного анализа на внеурочных занятиях...

Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939; Парменов К. Я. Химический эксперимент в

Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии.

Качественное определение анионов в почве на внеурочных...

Практическая работа. Опыт 1. Качественное определение содержания карбонат-ионов впочвенном образце. Цель: провести качественные реакции на наличие содержания карбонат -ионов в почве.

Некоторые элементы организации химического эксперимента...

Составители программ уделяют значительное внимание химическому эксперементу (демонстрация, лабораторные работы, практические занятия). Кроме этого, уделено большое внимание экспериментальным задачам.

Экспериментальные исследования органических химических...

Одним из признаков протекания химических реакций является излучение света в процессе химических превращений реагирующих веществ.

Реакция должна протекать в щелочной среде, поэтому к раствору добавили 3 капли аммиака 10 %.

Исследовательская деятельность на уроках химии

(Работа в паре.) Ход работы.

С помощью пипетки нанести на предметное стекло несколько капель раствора соли медного купороса.

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Безусловно, работа по использованию продуктов реакции является кропотливой, но вместе с тем интересной и необходимой.

Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса.

К вопросу о возможностях вариативного построения урока...

Учитель отмечает практическое значение реакции.

1. Запишите уравнение реакции, характеризующее общее свойство растворов нитрата и сульфата аммония. Ответ: краткое ионное уравнение реакции взаимодействия этих солей со щелочью.

Задать вопрос