Ведущие центры керамического производства в Крыму | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 1941 раз

Библиографическое описание:

Турка, А. А. Ведущие центры керамического производства в Крыму / А. А. Турка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 323-326. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46750/ (дата обращения: 26.04.2024).



В работе выявлены ведущие центры керамического производства в Крыму. Проведен искусствоведческий анализ стилистических подходов авторских решений керамических изделий в различных регионах Крыма. Выявлена специфика трактовки аутентичных компонентов в современных керамических изделиях, произведенных на территории Крыма. Проанализирован художественный язык авторских керамических изделий, выполненных в условиях промышленного и штучного производства.

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство

The leading centers of ceramic production in the Crimea have been identified. Artistic analysis of stylistic approaches of author's decisions of ceramic products in different regions of Crimea is done. The specifics of the interpretation of authentic components in modern ceramic products, made in the territory of the Crimea, have been revealed. The artistic language of author's ceramic products, made in the conditions of industrial and piece production, is analyzed.

Keywords: ceramic production, traditional culture, Crimea, ceramics, artistic language, modern arts and crafts

История декоративно-прикладного искусства свидетельствует о периодичности актуализации обращений к традиционным народным культурам, как к базису, в процессе поиска новых форм в создании художественного образа изделий. Исследования в области народного искусства любой страны являются отражением не только художественных, но социальных, экономических и политических процессов. Крымская школа керамики не является исключением, и современные керамические центры часто обращаются к традиционной культуре как к первоисточнику. Поэтому, изучая данную тематику целесообразно анализировать не только художественные источники, но и обзорно рассматривать специфику культурных концепций актуальных на полуострове.

Вопросы по формированию образа современных керамических изделий, производимых на территории Крыма не исследованы в полной мере и требуют взаимосвязанного рассмотрения теоретических исследований, способных стать первоосновой дальнейших практических экспериментов. Стоит отметить, что базовые вопросы декоративно-прикладного искусства Крыма исследовались еще в течении всего ХХ века. Наиболее значительным можно назвать труды У. А. Боданинского [3], А. Л. Якобсона [6], М. Гинзбурга [4]. В 2008 году века в свет вышла монография Н.М Акчуриной-Муфтиевой [1], в которой подробно проанализирована с точки зрения искусствоведения специфика ДПИ крымских татар, в том числе и выявлена специфика керамических изделий. Во второй половине ХХ в. (1970–1990г.) данная тематика рассматривалась с учетом результатов общетеоретических проблем развития декоративного искусства и отраженны в работах ученых-теоретиков И. А. Заатова, М. Б. Григорьевой, В. Э. Вейсовой и т. д. Следует отметить особый вклад в методологию проектирования образа посредством практических разработок мастеров керамического производства С. В. Зьомко, Р.Якубова, Ф.Сеитхалилова. Большое количество публицистических статей представлено на официальных сайтах творческих мастерских, но они не могут стать полноценным базисом для научного освещения поставленных вопросов.

Несмотря на малоизученность и отсутствие систематизации с точки зрения формирования образа в изделиях ведущих керамических производств и мастерских Крыма, отмеченные выше работы становятся основанием для научного обоснования этого явления в современном декоративно-прикладном искусстве.

Обращаясь к вопросам базиса современной керамики Крыма, согласимся с мнением А.Якобсона, что современная керамика Крыма во многом является продолжением античной культуры. Стоит отметить, что развитие именно керамического производства в Крыму не случайно. Так «в 1926 году на побережье между Феодосией и Алуштой в древних крымскотатарских селах была проведена широкая археологическая разведка, которой руководил Н. Барсамов. В различных пунктах были обнаружены гончарные печи VIII-IX вв. (в Капсихоре, н с. Морское). А. Якобсон обнаружил более двадцати гончарных печей VIII-IX вв. около Чобан-Кулле (Башня чабана). В 1957 году им были открыты две гончарные печи в Канакской балке (д. Ускут, ныне с. Приветное). Здесь же, в Канакской балке, крымской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством М. А. Фронджуло в 1961–1962 годах были найдены еще три гончарные печи. Печи возводились на склонах холмов, на берегах рек с учетом мощных отложений глины хорошего качества» [6].

На сегодняшний день на территории Крыма можно выделить 3 наиболее значительных керамических производства промышленного характера. Это завод «Скифос» (г. Балаклава), завод «Таврика» (г. Симферополь), производящие художественные и декоративные изделия, а также заводы, производящие строительные материалы из керамического сырья- «Завод строительной керамики» (г. Керчь), Феодосийский завод стройматериалов. При этом большое распространение имеют творческие мастерские, которые также производят большой объем продукции. Наиболее крупными можно назвать творческие центры в Бахчисарае, Старом Крыму и т. д. Важно отметить и тот факт, что последние годы на территории Крыма проводятся международные керамические симпозиумы, что говорит о развитии данного вида декоративного искусства. Так, с 18 июня по 2 июля в 2017г. в г.Ялта прошел VII международный фестиваль художественной керамики «Остров Крым 2017».

Выявляя специфику деятельности вышеупомянутых производств отметим, что завод декоративной керамики «Скифос» изготавливает изделия из керамики, шамотной глины, красной глины, а также изделий из бетона. На заводе имеется 2 линейки изделий- массовое и авторское производство. Спецификой производимой продукции является то, что помимо утилитарных и декоративных изделия для интерьера так производятся изделия для декорирования экстерьера. Наиболее «узнаваемыми» изделиями данного завода являются штучные изделия, декорированные в технике прорезывания. Что касается цветовой гаммы изделий она разнообразна и не имеет яркого узнаваемого характера. Авторами используется широкий полихромный цветовой диапазон. Анализируя образную составляющую изделий, отметим что в изделиях, помимо традиционной для Крыма «античной» тематики активно используется традиционная этническая орнаментика (египетская, армянская, африканская).

Рис. 1. Ваза Африка, завод «Скифос» Ваза Египет, завод «Скифос» тарелка, завод «Скифос»

Особого на наш взгляд внимания заслуживают изделия, выполненные в современном направлении — это минималистические вазы, однотонно покрытые глазурями. Цветовое решение серии стилистически напоминает работы Пита Модриана.

Вторым промышленным производством керамических изделий является ООО «Таврика» (г. Симферополь). Завод также работает в 2х направлениях- промышленное производство (посуда) и штучные авторские изделия в частности вазы и сервизы. Изделия данного производства имеют узнаваемый характер. В основном это творческая переработка античной тематики, выраженной в интерпретации традиционной чернофигурной керамики.

Наряду с промышленными производствами в последние десятилетие набирают популярность художественные мастерские. Так, мастера ремесленной мастерской «Уста» (г.Бахчисарай) работают в узнаваемом «этническом» направлении. Мастера данной мастерской создают изделия в 2х направлениях: дословно переносят аутентичную крымскотатарскую орнаментику и творчески интерпретируют традиционную символику, создавая новые по своему графическому наполнению работы. Одним из наиболее ярких на наш взгляд авторов этой мастерской является Э. Гусенов. В своих керамических изделиях посредством традиционной орнаментики автор создает целые «истории». Каждое изделие имеет глубокий символический смысл, построенный на синтезе традиционных компонентов с современной трактовкой. Данная мастерская нередко представляла крымскую школу керамики на международных аренах.

D:\КИПУ\НАУКА_МАГИСТРЫ\ТУРКА\СБОР_МАТЕРИАЛА\105242542_prodolzhenie_roda_ge.jpg

Рис. 2. Тарелка «Продолжение рода», автор Э. Гусенов

Также в выявленной этнической тематике работают мастера ООО «СТЭК». Авторы производят гончарные изделия традиционной формы, преимущественно без дополнительного декорирования. Основой образа в данных изделиях служит традиционная форма и специфичный «молочный» обжиг. Таким образом мастера данной мастерской дословно переносят в современные условия традиционные техники и технологии производства гончарных изделий акцентируя на дословном переносе аутентичных компонентов в современные керамические изделия.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе керамическое производство в Крыму целесообразно разделить на 2 направления- декоративно-художественное и строительное. В свою очередь декоративно-художественное направление представлено в виде заводов и творческих мастерских. При этом на заводах по производству керамических изделий чаще всего представлено как массовое производство, нейтральное по своей тематике, так и авторские штучные разработки. Как массовые, так и авторские коллекции имеют в своем ассортименте изделия с творческой переработкой традиционных для крымского полуострова орнаментов, так и «нейтральные» по своей тематике объекты.

В творческих мастерских производство ведется в 3х стилевых направлениях- выявлении традиционных компонентов народной культуры и обобщенном декоративном строе, построенном на синтезе элементов орнаментов и копировании чернофигурных ваз, найденных на территории г. Керчь и Херсонесе. Наличие в каждом регионе Крыма узнаваемой стилистики в производстве промышленной и штучной керамики говорит о широком уровне развития данного вида декоративного искусства на территории Крыма.

Литература:

  1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Культура водных источников в Крымском ханстве // A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте: Сб. статей по мат. научно-практичес-кой конференции ГМЗ «Петергоф». — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2017.- С.292–298.
  2. Белый А. В. Поливная керамика золотоордынского времени из Эски-Юрта / А. В. Белый, А. А. Волошинов, С. В. Карлов. — Бахчисарай, 2004. — 28 с.
  3. Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму. — Симферополь. — 1930. // Крымские татары. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. — Симферополь: Доля, 2005. — С. 52–75.
  4. М. Гинзбург. Татарское искусство в Крыму // Забвению не подлежит: (Из истории крымско-татарской государственности и Крыма). Казань, 1992. — С. 209–217.
  5. Заатов И. А. Крымскотатарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство/ И. А. Заатов. — Симферополь: ТАРПАН, 2003. — 336 с.
  6. Якобсон А. Л. Керамика и керамическое производство средневековой Тав-рики / А. Л. Якобсон. — Л: Наука, 1979. — 163 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изделие, Крым, керамическое производство, территория Крыма, VIII-IX, завод, мастерская, декоративное искусство, производство, промышленное производство.


Ключевые слова

Крым, керамика, традиционная культура, керамическое производство, художественный язык, современное декоративно-прикладное искусство

Похожие статьи

Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. | Статья в журнале...

Ведущие центры керамического производства в Крыму. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

...продукцию, но и посетить экскурсию в подвалы винзавода, узнать о технологии производства игристых вин, продегустировать напитки.

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, город, территория, севастополь, Россия, Керчь, Великая Отечественная война...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура. Цель.

Рис. 1. Родовое дерево. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым.

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Крым обладает значительным потенциалом для создания туристско-рекреационных, агропромышленных и промышленных кластеров.

− разработка и реализация комплекса мероприятий для обеспечения безопасности на территории Республики Крым

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы...

вина, Россия, российское вино, Краснодарский край, Европа, Крым, вино, производство вина, мировой рынок, российское производство.

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

По данным подведомственного Минприроды Крыма предприятия КП «Южэкогеоцентр»

Аналогичная ситуация сохраняется на близлежащих промышленных предприятиях: ООО

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 году...

Исторические связи России и Крыма | Статья в журнале...

Современное наименование Крым получил лишь в XIII веке, когда монгольские завоеватели основали город Крым, в античности именовался Таврикой.

Здесь продолжало развиваться промышленное производство, но и не прекращалась эксплуатация крестьян, а Столыпинская...

Крымский инженерно-педагогический университет (Симферополь)...

Ведущие центры керамического производства в Крыму. Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г. — Муромцев В. В. Интерпретация творчества К. Воннегута в литературоведении.

Научный журнал «Молодой ученый» №8 (112) апрель-2 2016 г.

Контроль технологических параметров при производстве изделий термоформованием.

Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Похожие статьи

Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. | Статья в журнале...

Ведущие центры керамического производства в Крыму. Создание специализированных музыкально-образовательных учреждений и начальный период развития профессионального музыкального творчества в Республике Дагестан (1920–1960-е гг.)

Брендинг территории (на примере Республики Крым)

...продукцию, но и посетить экскурсию в подвалы винзавода, узнать о технологии производства игристых вин, продегустировать напитки.

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, город, территория, севастополь, Россия, Керчь, Великая Отечественная война...

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура. Цель.

Рис. 1. Родовое дерево. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым.

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

Крым обладает значительным потенциалом для создания туристско-рекреационных, агропромышленных и промышленных кластеров.

− разработка и реализация комплекса мероприятий для обеспечения безопасности на территории Республики Крым

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы...

вина, Россия, российское вино, Краснодарский край, Европа, Крым, вино, производство вина, мировой рынок, российское производство.

Решение проблем водообеспечения Северного Крыма

По данным подведомственного Минприроды Крыма предприятия КП «Южэкогеоцентр»

Аналогичная ситуация сохраняется на близлежащих промышленных предприятиях: ООО

Доклад о состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 году...

Исторические связи России и Крыма | Статья в журнале...

Современное наименование Крым получил лишь в XIII веке, когда монгольские завоеватели основали город Крым, в античности именовался Таврикой.

Здесь продолжало развиваться промышленное производство, но и не прекращалась эксплуатация крестьян, а Столыпинская...

Крымский инженерно-педагогический университет (Симферополь)...

Ведущие центры керамического производства в Крыму. Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г. — Муромцев В. В. Интерпретация творчества К. Воннегута в литературоведении.

Научный журнал «Молодой ученый» №8 (112) апрель-2 2016 г.

Контроль технологических параметров при производстве изделий термоформованием.

Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Задать вопрос