Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, Е. Е. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданственности через ознакомление с родным городом / Е. Е. Захарова, Е. В. Улиско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46606/ (дата обращения: 02.05.2024).



В последнее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения приобретает все большее общественное значение. ФГОС ДО ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь.

С этой целью был разработан проект, в основу которого легли материалы региональной программы Е.С.Евдокимовой «Воспитание маленького Волжанина». Приоритет проекта – воспитание благородного гражданина, активно познающего природу малой Родины, историю родного города, его традиции и культуру.

В начале проекта было проведено диагностическое обследование по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство из них мало знают об историческом прошлом нашего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:

- познакомить детей с историей и современностью города Волжского;

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях;

- развивать стремление знать свой город;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Проект по ознакомлению с родным городом реализовывался по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: игры-занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

Наш город сравнительно молодой, но у него есть свои достопримечательности и памятники, к которым мы организуем экскурсии и семейные прогулки в выходной день. Ведется совместная работа с Краеведческим музеем, которая позволяет ребенку открывать интересные страницы родного города, знакомиться с культурно-историческими объектами города Волжского.

Большое внимание уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая способствует развитию познавательного интереса ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе. В познавательно-исследовательском уголке имеются фотоальбомы «Волжский город моей судьбы», «Как все начиналось», «7 чудес Волжского»; карты города и улиц города Волжского; книжки-самоделки «Улицы нашего города», «Памятники Волжского», «Герои города Волжского»; литература о городе и тематические альбомы «Моя семья». Идет активное сотрудничество с издательством информационно – патриотического детского журнала «Про Волжский дом». Наши воспитанники вместе со своими родителями читают статьи в журнале, отгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах этого издания. В уголке художественного творчества размещена литература альбом-каталог о творчестве волжских художников, таких как Малков П. Л. автор памятников Пушкину А. С., Логинову Ф. Г., воинам-героям, погибшим в Афганистане, героям Гражданской и Отечественной войн. Бароха И. Н.– автор росписи Храма Серафима Саровского и Сергея Радонежского, Иванова П. В. – его картины «В зимнем парке», «Городской пейзаж». Покрашенко М. И. автор картин «Проводы русской зимы в Волжском», «Волжская ГЭС». Игровой уголок постоянно пополняется атрибутами и дополнительным материалом для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Почта», «Путешествие по городу» и другие. Совместно с родителями изготовлены макеты 25 микрорайона, улицы Оломоуцкой, игрового участка детского сада. Оформлены авторские дидактические игры которые используются как в организованной образовательной так и в самостоятельной детской деятельности: «Где находится памятник?», «Узнай по описанию», «Знатоки Волжского», «Найди символы Волжского», «Кто что делает», «Мой город», «Мой адрес», «Сколько в доме этажей», «Отгадывание и толкование загадок о Родине» «Подбери и придумай», «Собери целое», «Где что находится», которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. В музыкальном уголке собрана фонотека музыкальных произведений местных авторов, подборка видеосюжетов о городе Волжском.

Для реализации проекта была разработана система игр-занятий по ознакомлению детей с родным городом: «Мы в этом городе живем», «По улицам родного города», «Символы города» «История города Волжского», «Мой любимый город».

Совместный проект по ознакомлению дошкольников с родным городом проводился в тесном сотрудничестве с родителями. Нами были использованы разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания с использованием презентаций «Как знакомить детей с городом», «По дороге в детский сад»; консультации, викторины «Мой край родной Волжский», «Знатоки родного города»; фотовыставки «Мы жители нашего города», «Улица на которой я живу»; сезонные выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой любимый город», «Город глазами ребёнка»; оформлены фотоальбомы с историческими сведениями об улицах города, памятниках, трудовых буднях горожан, истории создания герба Волжского; подобрана библиотека познавательной литературы об истории и культурных ценностях города.

Результатом нашего проекта стали заметный интерес родителей и воспитанников к природному своеобразию родного края, его достопримечательностям, жителям, прославившим наш город. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Таким образом, проводимая работа помогла обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за земляков, побудить детей проявлять естественный интерес и заботу о ближайшем природном окружении (сквер, парк, клумба). Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе гражданского патриотизма.

Литература:

  1. Приказы, письма министерства образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ООО ТЦ «Сфера», 2014. — с.
  2. Евдокимова Е. С. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького Волжанина». — М.: «Планета», 2012. — 154 с.

D:\!!!Work\Documents\ДОГОВОРА\статьи АПРЯТКИНОЙ окт 2017\Апряткиной Е.Н. Молодой ученый окт 2017 дс105 Волжский 22222222222\Статья Улиско Е.В. дс105 Волжский\IMG_5301.JPGG:\DCIM\114_PANA\P1140841.JPGIMG_0195.JPGIMG_0199.JPGIMG_0126.JPGLenovo_A1000_IMG_20170720_095151.jpgLenovo_A1000_IMG_20170724_144218.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, город, малая родина, ребенок.


Похожие статьи

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его символами.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая Родина.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге

– организовала развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление.

Методические особенности формирования представлений...

Цель статьи: раскрыть возможности образовательной деятельности для формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве.

- Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной

Основные термины (генерируются автоматически): веда, россия, город, дерево, Малая Родина, Родина, Москва, Инжир, ответ детей, Черное море.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Похожие статьи

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его символами.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая Родина.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге

– организовала развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ласковая Родина малая моя! Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время.

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление.

Методические особенности формирования представлений...

Цель статьи: раскрыть возможности образовательной деятельности для формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве.

- Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной

Основные термины (генерируются автоматически): веда, россия, город, дерево, Малая Родина, Родина, Москва, Инжир, ответ детей, Черное море.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задать вопрос