Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильева, Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 25-32. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46598/ (дата обращения: 02.05.2024).



Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Всё это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, именно поэтому происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком.

Именно в первые семь лет ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уже осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, способен вычленять его ценности.

У ребенка дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать взаимодействие с природой, как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей.

Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова).

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в исследованиях, посвященных живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой [9, с.13].

Дошкольное воспитание и есть начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры. Все это происходит только при одном условии – если взрослые, которые воспитывают ребенка, сами обладают экологической культурой. Они понимают общие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В России в связи с этим в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Авторы создавали свои программы, в которых представлены психологические аспекты экологического воспитания дошкольников.

Так программа А. Вересова, под названием «Мы земляне», направлена на развитие у детей дошкольного возраста, элементов экологического сознания. Вся взаимосвязь природы, человека и его деятельности раскрывается в этой программе.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» предполагает индивидуализацию личностного развития ребенка и предусматривает развитие у детей дошкольного возраста естественно – научных представлений об экологической культуре. Самое начало экологического сознания формируется на основе цикла занятий под названием «Мир нерукотворный».

Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова создали программу экологического образования и воспитания дошкольников «Жизнь вокруг нас», целью которой – личностное развитие ребенка. Дети дошкольного возраста получают информацию экологического содержания. И на основе этого у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе [9, с.52].

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых – «Семицветик» нацелена на:

- культурно-экологическое образование детей;

- развитие у дошкольников начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.

Авторы этой программы считают, что ребенок дошкольного возраста научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, тогда, когда он воспримет ценности мировой культуры, и всё это будет зависеть оттого, как он будет действовать, какие поступки он будет совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают нравственное начало отношений к окружающему миру. Целью программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках [10, с. 162].

Программа Т. А. Копцевой – «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей – дошкольников представлений о природе, как о живом организме и развитие их творческой деятельности через средства изобразительного искусства. Т. А. Копцева решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой и художественной культуре. Два блока программы «Мир человека» и «Мир искусства» развивают у дошкольников эмоционально – ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Очень большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет программа, которая направлена на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая нацелена на воспитание доброй, социально-активной и творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста, с единым взглядом на природу, с пониманием места самого человека в ней. Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа «Наш дом – природа» предусматривает выработку у детей дошкольного возраста самых первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [2, с.16].

Хочется подчеркнуть, что программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый блок включает в себя:

- обучающий и воспитывающий компоненты;

- знания о природе и развитие у детей – дошкольников разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту).

Пять блоков программы рассматривают область неживой природы – это: вода, воздух, почва. А три блока посвящены живой природе: растениям, животным и экосистеме леса. Программа имеет методическую разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой и воздухом. Важным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и они же составляют реальную опасность для всей природы нашей Планеты. Н. А. Рыжовой написаны экологические сказки, даже придуманы «Письма животным», ею создан экологический проект «Мое дерево» [8, с.9].

Внедряя эту программу с 2013 года, хочется отметить, что реализация ее блоков осуществляется через следующие виды деятельности, согласно ФГОС ДО:

– сюжетно-ролевую игру, которая отражает различные события в природе;

– практическую деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе);

– деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

– общение с природой;

– контакт с объектами растительного и животного мира;

– комплексную деятельность, состоящую из наблюдений, оценочных суждений, любований, действий по уходу, приручений и дрессировки (в случае с животными);

– экспериментирование: практическая и познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся действиями и высказываниями детей;

– речевую деятельность, включающую в себя: вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе при помощи слов;

– наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания;

– деятельность, способствующую получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

– проектную деятельность.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Наши дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, потому что, процесс обучения будет непродуктивным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Всё это не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям [7, с.35].

На сегодняшний день социально-экологическая ситуация выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного отношения к природе. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, которые необходимы им в семейном воспитании.

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Лебедушка» города Волжского Волгоградской области» занимается экологическим образованием с 1995 года и является базовым образовательным учреждением Волгоградской области с экологической специализацией. Мы понимаем, что в данный момент времени предметно-развивающая среда в группах удовлетворяет запросам воспитанников, в то время как развивающая среда на территории ДОУ, точнее участок для прогулок воспитанников, не удовлетворяет нашим запросам.

Поэтому, совместным решением, усилия родителей и детей необходимо было направить на реализацию экологического проекта «Сказочное царство», обозначив целью работы – благоустройство и озеленение прогулочной площадки (участка) группы через создание развивающего пространства для детей дошкольного возраста.

Задачи:

– Создание благоприятной и комфортной развивающей среды на участке для эффективного проведения прогулок.

– Осуществление трудового воспитания в процессе ухода за зелеными насаждениями.

– Воспитание и развитие навыков бережного отношения к объектам, созданными руками человека.

– Улучшение экологического состояния территории участка.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).

По содержанию: «Ребенок и природа», где ребенок – субъект проектирования; групповой; кратковременный; творческий.

Проблема: «Как можно украсить участок своими руками?»

Актуальность:

В современном мире экологические проблемы приобрели самое главное значение. Первоочередной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего разнообразия живых существ, сбережения совокупности нашей Планеты. Главное значение придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателей детского сада: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, в умении создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться самому этими проблемами. Можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будет наиболее эффективным, если их использование будет осуществляться в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является основой для их использования. Хорошей опорой в этом являются программы экологической направленности, которые открывают большое количество возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. На федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем нас мире. Ученые и власть давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Почему всё это происходит? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неэкономная, ведущая к нарушению экологического баланса.

Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств. Аварийные ситуации на производствах перестали быть редкостью, атмосфера всё больше наполняется с каждым днем концентрацией вредных газов, поэтому крупные города стали находиться в опаснейшем положении. Причиной загрязнения воды и почвы становятся производственные выбросы, которые негативно отражаются на сельском хозяйстве. Быстрая вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов актуализируют проведение года экологии 2017 и плана мероприятий в ДОУ. Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии, принимают самое непосредственное участие. Так наш МДОУ детский сад № 66 «Лебедушка» – активный участник таких городских акций, как:

-акция «Мой добрый дворик»,

-акция «Мой чистый осенний скверик»,

-акция «Мой новогодний дворик»,

-акция «Вернисаж новогодней елки»,

-акция «Покормите птиц зимой»,

-акция «Первоцветы»,

-акция «Поднимем зеленую волну!»

Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Каждый из тех, кто наносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, и эту работу надо начинать именно с дошкольного возраста. Именно с этого возраста важно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его активное участие в её сохранении и сбережении. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней. Природа оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что именно он первооткрыватель, что именно он первым услышал стрекотание кузнечика, именно он первым увидел, что снег – это очень большое количество красивых снежинок. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше. Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы. Человек связан с природой. Пусть с развитием городов об этом стали забывать, однако все мероприятия 2017 года, Года экологии в нашей стране, напомнят об этом. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на разные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией. Большую часть времени дети проводят в детском саду, нашем втором доме, и хотят видеть его красивым и уютным. Каждый человек может и должен внести свою частичку труда в творческое преобразование (украшение) своей территории.

Участие в практической деятельности поможет освоить не только определенные навыки работы по украшению участка организацией посадок, но и вызовет интерес и любопытство к нашей работе всех воспитанников детского сада и их родителей.

Мы решили, что сможем благоустроить наш любимый участок, так как именно летом дети проводят больше времени на нем. Поэтому забота о развивающей среде участка подразумевает не только обеспечение благоприятных условий для отдыха, игр и развлечений детей, что немало важно, но и создание максимального психологического комфорта.

Этапы экологического проекта «Сказочное царство», реализуемого в триаде «Педагог – Ребенок – Родитель» в детском саду:

1 этап: подготовительный:

- Рисование, аппликация на тему: «Царевна – лягушка»;

- Совместное сочинение интересных загадок про «Царевну – лягушку»;

- Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка»;

- Составление дизайн – проекта (картосхемы) участка группы.

Дизайн – проект, составленный в триаде «Педагог – Ребенок – Родитель».

Условные обозначения:

Теневая веранда

Ирисы

Условные обозначения:

Условные обозначения:

Теневая веранда Ирисы

Лилейник

Гусеница

Грибы

Цветы весенние

Песочница

Цветочная клумба с астрой

Мини – пруд с лягушкой

Деревья

Качели

Детский домик

Петуния

«Царевна лягушка»

Детский стол

Клумба с фиалками

Камыш декоративный

Клумба «Цветик – семицветик»

2 этап: практический:

– Появление на участке сказочного героя «Лягушка»;

– Появление мини-пруда для нашего сказочного героя;

– Изготовление клумбы «Цветик – семицветик» из автомобильных шин;

– Посадка разных сортов цветов: Бархатцев, Петунии, Астры, «Щучий хвост»;

– Сочинение – описание цветов «Астра»;

– Декор мини-пруда камнями.

3 – й этап: итоговый:

Достигнутый результат – это конкретное положительное изменение в окружающей среде, благодаря созданной активной заинтересованной команде участников проекта, способной и имеющей огромное желание продолжать работу в будущем.

Описание: C:\Users\kate\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_1062.jpg

Наш мини – пруд и «Царевна лягушка».

Описание: C:\Users\kate\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_1604.jpg

Мы и наше «Сказочное царство».

Описание: C:\Users\kate\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_1599.jpg

Наша красивая клумба «Цветик – семицветик».

Таким образом, приняв участие в экологическом проекте «Сказочное царство», мы пришли к следующим выводам:

- Работа по благоустройству территории приносит радость не только тем, кто её выполняет, но и всем окружающим.

- Путём высадки рассады декоративно-цветущих растений можно добиться раннего и обильного цветения;

- Необходимо бережно относиться к растениям, заботиться о наших «зеленых друзьях», нести за них ответственность.

- В результате проведенной работы дети стали бережно относиться к поделкам, сделанными руками родителей; прогулки воспитанников стали интереснее.

Литература:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – №9.
  2. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. - М: Линка – Пресс, 2009.
  3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – №4.
  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Килпатрик У. Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
  6. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – №3
  7. Мир природы и ребенок. Учебное пособие/под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
  8. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. – №10 - с. 50 – 56
  9. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
  10. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.


Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Здесь, в природе, вечный источник. Детского разума. В. А. Сухомлинский. В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя работа, живой организм, экологическое образование.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Здесь, в природе, вечный источник. Детского разума. В. А. Сухомлинский. В статье говорится об актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников; а также о том, как важно и необходимо включать детей в посильную для их возраста практическую деятельность...

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Актуальность экологического воспитания детей старшего...

природа, ребенок, среда обитания, уголок природы, экологическое воспитание, ухудшение состояния, дошкольный возраст, моя работа, живой организм, экологическое образование.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников. В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Задать вопрос