Использование исследовательской деятельности как условие повышения познавательной активности на уроках окружающего мира с участием студентов медицинского факультета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Шамитова, Е. Н. Использование исследовательской деятельности как условие повышения познавательной активности на уроках окружающего мира с участием студентов медицинского факультета / Е. Н. Шамитова, М. Г. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45865/ (дата обращения: 28.04.2024).



Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире.

В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями. Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования (в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников), повышенное внимание стало уделяться образованию в сфере естественнонаучных знаний. Все более важной становится необходимость формирования у детей младшего школьного возраста целостной картины мира.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты, как поведения детей, так и студентов. Постоянно проявляемая исследовательская активность — нормальное естественное состояние ребёнка. Многие ученые и педагоги подчеркивают необходимость и значимость использования экспериментов и практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. Для будущих врачей первое знакомство со своими маленькими пациентами играет решающее значение. Они должны познакомиться со своими будущими пациентами, оценить свои возможности общения с ними. В ходе проведения профилактических бесед и практических занятий с учениками 4-го класса по темам курса окружающего мира происходит и первое знакомство школьников со строением своего организма, обучение навыкам, профилактика развития различных заболеваний.

Целью данной работы является рассмотрение методики организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить понятие и методику практических работ как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
  2. Раскрыть сущность и выявить особенности использования и проведения практических работ как средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
  3. Проанализировать и диагностировать знания и умения, получаемые обучающимися в ходе практических работ и уровни их познавательной активности на уроках по окружающему миру.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе № 61.

Предмет исследования: методика организации практических работ при изучении окружающего мира в начальной школе.

Методы исследования — аналитический, экспериментальный, наблюдения, анализ, сравнения, выборка.

Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов работы в качестве вспомогательного материала для подготовки проведения практических работ на уроках «Окружающего мира».

Базой исследования является МБОУ «СОШ № 61», г. Чебоксары, Чувашская Республика.

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета. Среди множества классификаций, наиболее популярна классификация по уровню познавательной самостоятельности учащихся:

– репродуктивный, т. е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

– частично-поисковый, т. е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

– творческий.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3–5 человек и в больших группах.

По месту выполнения работы могут быть «классными», т. е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе. Бывают практические работы, они имеют значение и для развития речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарный запас. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют их, им приходится планировать предстоящие действия и составлять словесный отчет. Практические методы обучения — характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Практические методы при изучении окружающего мира применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. В четвертом классе изучается много разделов, но нам, как студентам медицинского факультета, хочется познакомить детей с разделом «Человек — живое существо (организм)». В теме «Как устроен организм человека» рассматриваются такие вопросы как «Нервная системы», «Двигательная система нашего организма», «Пищеварительная система», «Дыхательная система», «Кровеносная система», «Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества», «Кожа», «Как человек воспринимает окружающий мир», «Мир чувств», «Помни о памяти» мы использовали оборудование: плакаты с изображением человека и его органов, мультимедийный проектор, экран, презентации. Так же с целью эффективности занятия, проводились загадки, тесты, зарядка, игры на основе данного раздела.

Следует отметить, что практические работы по курсу проводятся с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

– научить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ем ритмично работать;

– развивать речь, логическое мышление, умении сравнивать и делать выводы;

– воспитывать культуру здоровья;

– познакомить детей с системами организма человека и их функциями.

Мы дали учащимся первичные представления о системе органов человека (назвать и обозначить их функциональное назначение); учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных моделей, строить высказывания, учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы), проверять, исправлять и оценивать результаты работы; помогли развивать творческое мышление, речь, познавательные способности, умение работать с информацией учебника, обосновывать свое мнение, воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе), на основе понимания связи всех систем органов человеческого организма сформировать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.

Не мало важную роль играет пропаганда здорового образа жизни, особенно в раннем возрасте. Поэтому мы попытались дать учащимся 4 класса представления об основах здорового образа жизни, ознакомить с правилами рационального питания и личной гигиены, а также приобретать умения пользоваться простыми навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья. Знания по гигиене, анатомии и физиологии (уход за кожей, зубами, защита глаз, органов дыхания, слуха) позволяют обучающимся приблизиться к пониманию здорового образа жизни. На основе понятий о строении и функционировании организма человека реализуются правила безопасного поведения, осознанного отношения к соблюдению режима дня, оказания первой помощи в несложных случаях (знания о профилактике отравления ядовитыми растениями, грибами). В содержании курса «Окружающий мир» рассматриваются результаты несоблюдения гигиенических правил и вредных привычек; раскрывается роль закаливания, физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья. Включение в содержание предмета определенных знаний о здоровье основано на учете современных проблем здоровья, отраженных в международных исследованиях обучающиеся должны знать: пути, которыми передаются контагиозные болезни (насморк (ОРЗ), грипп); иметь представление о симптомах, методах профилактики и лечении.

Поводя итог, мы можем сделать вывод о том, что участие студентов медицинского факультета на уроках окружающего мира в начальных классах формируют новые представления детей в области естественнонаучных знаний. Использованные нами плакаты, презентации и игры смогли повысить активность учеников во время урока. Стоит отметить, что участие студентов в учебном процессе также помогают детям принимать активное участие и в исследовательской деятельности, а именно во время урока дети были заинтересованы в изучении строения человека, и в создании личных правил здорового образа жизни. Информацию им дает не учитель к которому они привыкли, а будущий врач. Школьники в ходе практических занятий обращали внимание на внешний вид студентов, стереотип их поведения и это тоже положительно отразилось на формировании культуры здоровья.

Литература:

  1. Братанова Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //Начальная школа, № 5, 2008. с. 41–43
  2. .Пержинская Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. // Начальная школа, № 5, 2008. с. 38–41.
  3. Полат Е.С, Бухаркина М. Ю.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. — М.: Издательский центр «Академия»,2000.
  4. Степанова М. В.. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- Санкт-Петербург. Издательство «Каро», 2005.
  5. Тимофеева В. П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, № 2, 2008. с. 9–11.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, начальная школа, работа, здоровый образ жизни, знание, время урока, медицинский факультет, начальное образование, организм, участие студентов.


Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное.

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Из опыта работы по формированию здорового образа жизни, оздоровления учащихся осуществляемой не только через

Уроки стараюсь строить так, чтобы во время урока дети находятся в движении. Отыскивают нужную карточку, свободно передвигаясь по классу.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время. Быть здоровым — это естественное желание каждого человека.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, свободное время, Российская Федерация, ребенок...

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

На младшей ступени обучения познание основ здорового образа жизни происходит, главным образом, в рамках

Знания о человеке как биосоциальной системе, о здоровье и способах его сохранения младшие школьники получают, изучая предмет «Окружающий мир».

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

Учитель начальных классoв может активно формировать здoровый oбраз жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка, на уроках изобразительного искусства и музыки, трудового обучения...

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное.

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Из опыта работы по формированию здорового образа жизни, оздоровления учащихся осуществляемой не только через

Уроки стараюсь строить так, чтобы во время урока дети находятся в движении. Отыскивают нужную карточку, свободно передвигаясь по классу.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время. Быть здоровым — это естественное желание каждого человека.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, свободное время, Российская Федерация, ребенок...

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

На младшей ступени обучения познание основ здорового образа жизни происходит, главным образом, в рамках

Знания о человеке как биосоциальной системе, о здоровье и способах его сохранения младшие школьники получают, изучая предмет «Окружающий мир».

Вставки о здоровье на уроках в начальной школе как...

Учитель начальных классoв может активно формировать здoровый oбраз жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка, на уроках изобразительного искусства и музыки, трудового обучения...

Задать вопрос