Организационная динамика — фактор конкурентоспособности бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Фугаров, Д. Д. Организационная динамика — фактор конкурентоспособности бизнеса / Д. Д. Фугаров, Т. Л. Жаровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45835/ (дата обращения: 28.04.2024).



Как в кризисных ситуациях, так и в случае растущей экономики, динамичных рынков малый бизнес и крупный имеют свои организационные преимущества и недостатки, связанные с разными масштабами деятельности и другой специфики. Потери крупного бизнеса в значительной степени могут быть уравновешены «сбрасыванием балластов», что обеспечит его по крайней мере тактическую устойчивость. Для малого же бизнеса незначительные потери могут оказаться критическими.

С другой стороны, перестройка организационной структуры малого предприятия или изменение направлений деятельности могут происходит в реальном режиме времени, что тем самым может обеспечить его стратегические преимущества по сравнению с крупным бизнесом, неповоротливым при решении подобных вопросов.

В области проблем организационных изменений широкую известность получили две теория: «Тория Е» и «Теория О». Авторами этих теория являются исследователи Гарвардской школы бизнеса Майкл Бир и Нитин Нориа.

В чем различие данных теорий. В первом приближении можно говорить о двух крайностях в подходах к преобразованию организаций. Согласно теории Е, предпочтение должно отдаваться жестким мерам. Преобразования структуры организации и ее систем должны инициироваться и осуществятся под тотальным контролем руководства и ориентируются на осуществление преобразований сверху-вниз. А единственной и прямой целью является увеличение прибыли. Положения теории Е являются особенно актуальными в кризисных ситуациях, когда бизнесу грозит крах.

Прибыль является ключевым показателем деятельности любой компании, однако согласно теории О существуют косвенные и очень эффективные способы решения этой задачи. Сторонники данного подхода делают выбор в пользу обучающейся организации и ориентируются на осуществление преобразований снизу-вверх.

В научной литературе также обсуждается вопрос о применимости этих теорий в тех или иных ситуациях. В частности, в [1] отмечается, что при выборе подхода необходимо ориентироваться на: характер и масштаб проблемы, стоящей перед организацией; личностные характеристики сотрудников организации; характер и содержание работы в организации; ценностные ориентации руководства и стиль лидерства.

На наш взгляд для принятия обоснованных решений по выбору тактики и стратегии организационных изменений очень важно оценить на каком этапе развития находится предприятие. Существует множество моделей организационного развития [2]. Согласно модели циклического развития, предложенной авторами в работе [3] каждая организация может находиться в четырех фазовых состояниях А, B, C и D, последовательность которых соответствуют определенной логике развития.

Рис. 1. Пространство функционирования организации: dt — время, а v (dt ~ 1/v) — скорость доступа к информации; J — уровень используемых технологий [3]

Но в отличие от известной модели Л. Грейнера [4] и других рассмотренных в работе [2] модель циклического развития не исключает и регрессионные изменения как тактические приемы потенциального развития.

В координатах этих двух факторов пространство функционирования всякой организации можно разбить на четыре области A, B, C, D. Если рассматривать схему развития, предлагаемую в модели [4], то на рисунке 1 этой модели будет соответствовать траектории A →B→C→D.

Области С и D характеризуются большим временем доступа к актуальной информации, но разным уровнем использования современных технологий для решения актуальных задач.

Сложность получения актуальной информации в фазе С вызвана принципиальной новизной решаемых задач несмотря на высокий уровень используемых технологий (например, НИИ).

В фазе D высокий уровень бюрократизации и заорганизованности, традиционализм не позволяет эффективно использовать современные технологии в деятельности организации (например, госучреждения).

Области А и В, расположенные правее вертикальной линии разделения, характеризуются оперативностью доступа к актуальной информации. Однако, если в области B интенсивность информационного обмена близка к предельной для данной технологии (инновационный бизнес), то для области А характерно недоиспользование технологических ресурсов (эффективное решение традиционных рутинных задач бизнеса).

Разделение области горизонтальной прямой на подобласти С, B и А, D отмечает общее и особенное компаний в плане использования современных достижений в науке и технике. В первом случае речь идет о высокотехнологичном бизнесе и науке, во втором — о бизнесе и учреждениях, занимающих достаточно устойчивые позиции в обществе, на которые не оказывают существенное влияние перемены.

В известных моделях размер компании определяет этап развития организации или по крайней мере коррелирует с фазой развития. С точки зрения модели циклического развития за время своего существования любая компания проходит несколько полных циклов развития [5]. Полный цикл развития для предприятий разного масштаба имеет и разные временные и иные характеристики. Когда бизнес только зарождается, т. е. выходит из точки сингулярности основатель успевает несколько раз пройти (в том числе, ментально) цикл A →B→C→D: выбор направления деятельности, приобретение опыта (знания), опробование его и отказ в пользу другой альтернативы, при этом выступает последовательно в роли новатора, исследователя и т. д. Постепенно рост бизнеса приводит к увеличению длительности цикла развития. И зрелый бизнес уже можно наблюдать присутствующим довольно длительное время в той или иной фазе развития. В стратегическом менеджменте выделяют стратегию сокращения, как противоположность развития. Однако для зарождающегося бизнеса это часто наблюдаемое явление, главный результат которого — приобретение знания необходимого как раз для развития бизнеса. Т. е. цена потерь (рисунок 2) — получение актуального знание. Устаревание знаний — цена потерь для крупного бизнеса.

Рис. 2. Циклическое развитие организаций разного масштаба

Теперь рассмотрим с позиций модели циклического развития на проблемы организационных изменений. На рисунке 3 представлена матрица подходов к управлению организацией: «фаза развития» — «степень востребованности творчества». Область I соответствует организация, находящаяся в фазе роста и использующая в большей степени творческий труд. Для данного вида компаний не зависимо от масштаба предпочтительнее подход «Теория О»: усиление демократического начала, предоставление возможности к обучению и участию в управлении организацией. Наоборот, для компаний, попадающих в область IV предпочтительнее будет «Теория Е», т. е. усиление авторитарного стиля управления, ограничения в свободе деятельности работников, ориентация на финансовые критерии.

Рис. 3. Матрица подходов к управлению организацией «фаза развития» — «степень востребованности творчества»

Способы управления организациями, попавших в области II и III не столь очевидны и зависят кроме всего прочего от масштаба бизнеса. Для малых организаций из области II в проблемной фазе «на излете» наиболее подходящим будет управление в соответствии с «Теорией О». Творческое начало является основой существования такой организации, а из-за небольшого множества направлений деятельности решение проблемы скорее стоит не в их сокращении, а раскрытии резервов основных исполнителей. Для крупного же бизеса необходимо усилиние авторитарного начала, поскольку очевидно понадобится оптимизировать с позиций высшего руоводства портфель бизнесов, т.е ближе «Теория Е».

И наконец область III. Мало кто из руководтелей малых и крупных компаний в фазе расцвета будет рисковать, менять стиль руководства и производить структурные изменения. Это благополучное время очевидно надо использовать для поиска новых преспективных направлений деятельности.

Таким образом, очевидно, что выбор тактики и стратегии организационных измененй определяется не только факторами перечисленными в работе [1], но также масштабом бизнеса и фазой его развития, что предполагает в общем случае применение комбинации теорий О и Е.

Литература:

  1. Широкова Г. В. “Теория О” и “Теория Е” как стратегия организационных изменений. // «Менеджмент в России и за рубежом» — 2005 — № 1
  2. Мироненко Ю. Д., Тереханов А. К. Организационное развитие компании. URL: http://logolex.kiev.ua/articles/15/859/ (дата обращения: 29.09.2017).
  3. Тугуз Ю. Р., Булатова Р. М., Витченко О. В., Филин Н. Н. Модель циклического развития организации // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 7–3. — С. 636–640; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38793 (дата обращения: 29.09.2017).
  4. Larry E. Greiner, Patterns of Organization Change // Harvard Business Review, May — June, 1967.
  5. Булатова Р. М., Филин Н. Н. Онтология организационного развития // Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. — Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2017. — С. 214–218.
Основные термины (генерируются автоматически): III, циклическое развитие, актуальная информация, крупный бизнес, управление организацией, выбор тактики, крайняя мера, масштаб бизнеса, матрица подходов, осуществление преобразований.


Похожие статьи

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Успешное развитие любой организации требует определения трех основных

О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

Похожие статьи. Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии предприятия.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике...

Современный этап развития теории и практики управления характеризуется значительным

4) В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют осуществить? 5) Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-процессам организации (исходя из...

Совершенствование системы управления организацией...

Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес.

К вопросу выбора модели системы управления организацией при использовании международных стандартов в области менеджмента.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и

Существует три подхода к формированию матриц

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

Успешное развитие предприятий малого бизнеса зависит от множества факторов.

Для эффективного управления коммерческими организациями, ведущими хозяйственную

Метод логических приращений (подход Куина) применяется на практике достаточно широко.

Основные подходы к формированию стратегии управления...

Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы.

Финансовая стратегия — выбор источников за чей счет будет производиться развитие

В начале 90-х годов прошлого столетия профессор гарвардской школы бизнеса, исследователь...

Источники кризиса и сущность антикризисного управления

Прибыль организации во многом обуславливается масштабами предприятия, но с ростом масштабов

1. Головина О. Д., Бадаш Х. З., Поляков Ю. Н. Проблемы выбора концепции циклов деловой

Особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса.

Система оценки эффективности бизнес-процессов...

‒ эксплуатирование средств, для осуществления бизнес-процессов.

Данный цикл является постоянным. Развитию промышленной компании оказывает содействие

Действенность бизнес-процессов согласно подходу lean production оценивается по 4 критериям

Методы и инструменты стратегического планирования...

выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий; разработка плана, программ, проектов и индивидуальных мероприятий осуществление стратегии

стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа [5].

Похожие статьи

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Успешное развитие любой организации требует определения трех основных

О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

Похожие статьи. Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии предприятия.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике...

Современный этап развития теории и практики управления характеризуется значительным

4) В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют осуществить? 5) Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-процессам организации (исходя из...

Совершенствование системы управления организацией...

Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес.

К вопросу выбора модели системы управления организацией при использовании международных стандартов в области менеджмента.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и

Существует три подхода к формированию матриц

Особенности антикризисного управления предприятиями малого...

Успешное развитие предприятий малого бизнеса зависит от множества факторов.

Для эффективного управления коммерческими организациями, ведущими хозяйственную

Метод логических приращений (подход Куина) применяется на практике достаточно широко.

Основные подходы к формированию стратегии управления...

Ключевые слова: анализ, стратегия, рынок, экономика, управление, менеджмент, подходы.

Финансовая стратегия — выбор источников за чей счет будет производиться развитие

В начале 90-х годов прошлого столетия профессор гарвардской школы бизнеса, исследователь...

Источники кризиса и сущность антикризисного управления

Прибыль организации во многом обуславливается масштабами предприятия, но с ростом масштабов

1. Головина О. Д., Бадаш Х. З., Поляков Ю. Н. Проблемы выбора концепции циклов деловой

Особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса.

Система оценки эффективности бизнес-процессов...

‒ эксплуатирование средств, для осуществления бизнес-процессов.

Данный цикл является постоянным. Развитию промышленной компании оказывает содействие

Действенность бизнес-процессов согласно подходу lean production оценивается по 4 критериям

Методы и инструменты стратегического планирования...

выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий; разработка плана, программ, проектов и индивидуальных мероприятий осуществление стратегии

стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа [5].

Задать вопрос