Роль С. П. Дягилева в популяризации русского искусства в Англии в начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.09.2017

Статья просмотрена: 776 раз

Библиографическое описание:

Долгова, В. Н. Роль С. П. Дягилева в популяризации русского искусства в Англии в начале XX века / В. Н. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45717/ (дата обращения: 06.05.2024).



Имя выдающего импресарио Сергей Павлович Дягилева навсегда вошло в историю русской культуры начала XX века. Благодаря его стараниям во Франции в Париже сначала прошел оперный сезон (1908), а после балетный сезон (1909). Успех «балетного сезона» показал, что русское искусство востребовано за рубежом. С этих пор «дягилевские сезоны» в Европе стали регулярными. Тремя центрами, где Дягилев показывал свои постановки, были Париж, Лондон и Монте-Карло. Выбор Великобритании для показа новых достижений русского музыкального и хореографического искусства был не случаен. Англия на рубеже XIX — XX веков была одним из признанных центров европейской культуры.

Целью нашего исследования является охарактеризовать ту роль, которую сыграл С. П. Дягилев в популяризации русского искусства в Великобритании преддверие Первой мировой войны. Задачами исследования являлось изучить причины распространения русского оперного и балетного искусства в Англии в начале XX века, и их роль для развития дальнейшего культурного сотрудничества между двумя странами в последующий период. Как указывает, советский исследователь балета Н. С. Рославлева со второй половины XIX века английский балет находился в состоянии кризиса. На сценах больших лондонских театров, таких как Ковент Гарден, Кингс-театр и др., стали преобладать оперные постановки. Балет перестал привлекать внимание английской публики и стал уделом мьюзик-холлов, которые с невероятной быстротой начинают возникать в Великобритании в конце XIX столетия. Художественный уровень английских балетных постановок рубежа веков был невысок, почти все мужские роли исполняли женщины. В Англии отсутствовала профессиональная база подготовки балетных артистов, так, крупнейшей английской балетной «звездой» рассматриваемого периода являлась датская балерина Аделина Жэне [3]. Между тем русский балет в начале XX века вступил в эпоху подъёма и занял ведущее место в мире. При этом наряду с академизмом, развивался новаторский, реформаторский балет.

После триумфа первого балетного сезона в Париже, Дягилев стал получать первые предложения от английских импресарио. Как показывает исследование, в период с 1911 по 1914 год на английской земле прошло шесть дягилевских сезонов [2, С.26–27]. Инициаторами сезонов с британской стороны выступали английские магнаты Томас и Джозеф Бичемы, а также фрейлина английской королевы Александры, маркиза Де Грей Рипон. Первый русский сезон начался 26 июня 1911 года. Англичанам были показаны балеты «Павильон Армиды», «Сильфиды», «Карнавал», «Призрак розы». Вызвали скандал и были не поняты английской аристократией балеты «Шехерезада» и «Половецкие пляски» из «Князя Игоря». В целом «первый дягилевский сезон» в Великобритании прошел успешно, об этом свидетельствует то, что в этом же году в октябре состоялся второй сезон. В нем приняли участие две выдающиеся русские балерины — Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Кшесинская, как свидетельствуют вырезки из английских газет, имела несомненный успех в двух классических постановках на музыку П. И. Чайковского в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». А.Павлова и ее партнер В.Нижинский имели триумф в «Жизели». Третий дягилевский сезон в Лондоне прошел в июне — июле 1912 года. На суд английской публике были представлены три новых балетных постановки «Жар-птица», «Тамара», «Нарцисс». Наибольший успех имела Т.Карсавина, исполнившая главную роль в «Жар-птице» на музыку И.Стравинского. В 1913 году прошло сразу два сезона, один начался в феврале и длился около двух недель. Были представлены новые постановки «Послеполуденный отдых фавна» (музыка К.Дебюсси), «Петрушка» (И.Стравинского), «Голубой бог» (Р.Гана). С 17 по 25 июля 1913 года прошел очередной «русский сезон», наиболее англичанам понравился «Послеполуденный отдых фавна», все остальные постановки В.Нижиснкого, как хореографа вызывали интерес, но особого успеха не имели. 30 мая 1914 года в Лондоне прошел шестой сезон, он начался оперой «Князь Игорь» А. П. Бородина, главные партии — роль хана Кончака и Владимира Галицкого исполнял Ф.Шаляпин. Кроме того, были показаны оперы «Борис Годунов», «Хованщина М. П. Мусоргского, «Иван Грозный», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Золотой петушок» И. Ф. Стравинского. Сам Ф.Шаляпин, оценивая результаты первого русского оперного сезона в Англии, писал одному из друзей: «Ну, что тебе сказать о сезоне?! 5+++++ вот отметка за все спектакли». Среди балетных постановок успех имела «Легенда об Иосифе», главную роль в котором исполнил восходящая звезда русского балета Л. Ф. Мясин.

С началом Первой мировой войны «дягилевские сезоны» были прерваны, но они оказали роль на формирование позитивного имиджа нашей страны у англичан. Последние через призму «дягилевских сезонов» ознакомились с передовыми достижениями русской культуры XIX: музыкой А. П. Бородина («Князь Игорь»), М. А. Балакирева («Тамара»), И. Ф. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка»), Н. Н. Черепнина («Павильон Армиды», «Нарцисс), П. И. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Н. А. Римского-Корсакова («Шехерезада», «Золотой петушок»). В оформлении «дягилевских сезонов» приняли участие выдающиеся русские художники А. Н. Бенуа, Л. Б. Бакст, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, Б. И. Анисфельд, М. В. Добужинский. Особый успех у англичан имел русский художник Л.Бакст, о нем стали писать и издавать целые книги. «Русские сезоны» в Великобритании заставили британцев по-новому взглянуть на такое вид искусства, как балет. Под влияние выступлений труппы Дягилева и выступлений в мьюзик- холлах отдельных балерин, танцовщиков в Англии в начале XX столетия стала складываться собственная национальная балетная школа. «Русские сезоны» в Англии, как средство формирования позитивного имиджа нашей страны возрождены и проходят на британской земле ежегодно.

Литература:

  1. Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909–1929. М.: Режиссер. Артист. Театр, 1993. 382 с.
  2. Долгова В. Н. «Русские сезоны в Англии»: неизвестные страницы // Ученые записки орловского государственного университета. 2017. № 2(75). С.26–30.
  3. РГАЛИ. Ф.2966. Оп.1.Ед.хр.13.
Основные термины (генерируются автоматически): Англия, Великобритания, сезон, Лондон, Париж, балетный сезон, главная роль, мировая война, особый успех, позитивный имидж.


Похожие статьи

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

фильм, кино, английский кинематограф, Великобритания, Мировая война, послевоенный период, Англия, британская киноиндустрия, британский кинематограф, III.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

балет, сезон, балетный театр, искусство, роль художника, Париж, русская опера, балетный спектакль, мировая война, музыкальный материал.

Роль Англии и Франции в развязывании Второй мировой войны

23 августа 2015 г. исполнилось 76 лет со дня подписания пакта Молотова — Риббентропа (Пакта о ненападении). Многие историки и политики до сих пор не могут прийти к единому мнению об историческом значении этого документа.

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламной индустрии

Первая мировая война приостановила организацию выставок

Основные термины (генерируются автоматически): выставка, Хрустальный дворец, Англия, всемирная выставка, Лондон, Париж...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Примечательно, что до появления этого романа имя Барнса несколько раз попадало в шорт-листы премии, благодаря книгам «Попугай Флобера» (‘Flaubert’s Parrot’, 1984), «Англия, Англия» (‘England, England’, 1998) и

Интересен в романе образ главной героини Марты Кокрейн.

Люди с ограниченными возможностями в области зрения...

Великобритания — страна, где вопросом доступности музеев для людей с проблемным зрением озаботились еще с

Они могут играть значительную роль в вопросе социальной инклюзии. Но не только в положительном ключе.

Какие успехи и промахи допустили музеи.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

Война между США и Великобританией, по мнению канадской прессы, считалась «неестественной» и

Главная тема — мир между Англией и Соединёнными Штатами.

Таким образом, имидж войны в официальных источниках с течением времени менялся.

Величайший британец в истории. Сэр Уинстон Леонард Спенсер...

«Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма»

Англия всё больше и больше начинала любить политика, который не давал поводов для ненужных скандалов.

Пришла Вторая мировая война, Великобритания терпела поражение...

Лексико-семантическое поле ‘change’ в речах Гордона Брауна...

Ключевые слова: лексико-семантическое поле, речь, лидер партии, Великобритания

Гордон Браун использует главным образом три глагола для обозначения изменений в размере: extend, expand, stretch, что указывает на их доминирующую роль и значение в его речах.

Похожие статьи

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

фильм, кино, английский кинематограф, Великобритания, Мировая война, послевоенный период, Англия, британская киноиндустрия, британский кинематограф, III.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

балет, сезон, балетный театр, искусство, роль художника, Париж, русская опера, балетный спектакль, мировая война, музыкальный материал.

Роль Англии и Франции в развязывании Второй мировой войны

23 августа 2015 г. исполнилось 76 лет со дня подписания пакта Молотова — Риббентропа (Пакта о ненападении). Многие историки и политики до сих пор не могут прийти к единому мнению об историческом значении этого документа.

Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры...

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламной индустрии

Первая мировая война приостановила организацию выставок

Основные термины (генерируются автоматически): выставка, Хрустальный дворец, Англия, всемирная выставка, Лондон, Париж...

Подлинники и копии в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия»

Примечательно, что до появления этого романа имя Барнса несколько раз попадало в шорт-листы премии, благодаря книгам «Попугай Флобера» (‘Flaubert’s Parrot’, 1984), «Англия, Англия» (‘England, England’, 1998) и

Интересен в романе образ главной героини Марты Кокрейн.

Люди с ограниченными возможностями в области зрения...

Великобритания — страна, где вопросом доступности музеев для людей с проблемным зрением озаботились еще с

Они могут играть значительную роль в вопросе социальной инклюзии. Но не только в положительном ключе.

Какие успехи и промахи допустили музеи.

Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор...

Война между США и Великобританией, по мнению канадской прессы, считалась «неестественной» и

Главная тема — мир между Англией и Соединёнными Штатами.

Таким образом, имидж войны в официальных источниках с течением времени менялся.

Величайший британец в истории. Сэр Уинстон Леонард Спенсер...

«Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма»

Англия всё больше и больше начинала любить политика, который не давал поводов для ненужных скандалов.

Пришла Вторая мировая война, Великобритания терпела поражение...

Лексико-семантическое поле ‘change’ в речах Гордона Брауна...

Ключевые слова: лексико-семантическое поле, речь, лидер партии, Великобритания

Гордон Браун использует главным образом три глагола для обозначения изменений в размере: extend, expand, stretch, что указывает на их доминирующую роль и значение в его речах.

Задать вопрос