Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 18.07.2017

Статья просмотрена: 3311 раз

Библиографическое описание:

Корнилаева, Л. В. Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) / Л. В. Корнилаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45109/ (дата обращения: 04.05.2024).



Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Одной из важных задач модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В связи с этим особую важность и актуальность приобретают вопросы психолого-педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития. Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ и детей-инвалидов в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование.

С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста, где дети по какой — либо причине не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня пребывания, является организация в дошкольных учреждениях Лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») произошло из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek»«собрание», «коллекция».

Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого- педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказания психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям).

Основными задачами Лекотеки являются:

– реализация образовательной программы, разработанной на основании особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

– проведение психопрофилактики, психотерапии ипсихокоррекции средствами игры удетей с ограниченными возможностями здоровья;

– обучение родителей (законных представителей), специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– проведение психопрофилактической ипсихокоррекционной работы с членами семьи детей с ограниченными возможностями здоровья;

проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);

– оказания содействия в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

– поддержание инициативы родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Основными формами работы Лекотеки

Достижение целей и задач Лекотеки происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий (продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей).

Групповую работу может проводить специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.

Индивидуальная работа специалистов: педагога психолога, учителя-дефектолога, учителя — логопеда с детьми может проводиться в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми может составлять не более одного часа. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалистов (педагога психолога, учителя — дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя и др.) на дом. Продолжительность таких визитов может составлять не более трех часов. Один час используется для занятий с ребенком, остальное время на консультирование родителей (законных представителей).

Для обследования семейных ситуаций, диагностики возможностей детей, анализа проделанной работы специалистам Лекотеки, допускается фиксирование индивидуальных и групповые занятий, консультаций на видеозапись. Целесообразность использования видеозаписи определяется самим специалистом и осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Диагностический игровой сеанс — представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном помещении. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностического игрового сеанса составляется сезонный план сопровождения семьи.

Во время терапевтического игрового сеанса (в пределах 30–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста Лекотеки с ребенком в присутствии родителей, а иногда — с их участием.

В групповом родительском тренинге участие принимается добровольно. Групповой родительский тренинг — это тренинг по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. При необходимости родителям предлагается участвовать в тренинге на основании результатов диагностического игрового сеанса.

Специалисты группы Лекотеки обязаны соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц, посещающих данную группу.

Организация работы лекотеки строится на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуального подхода.
  2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
  3. Принцип социального взаимодействия.
  4. Принцип междисциплинарного подхода.
  5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.

Основные методы лекотеки.

Игра является основным методом Лекотеки. Для привлечения воспитанников с ОВЗ и детей — инвалидов в активную игровую деятельность для обучения и развития необходимы определенные вспомогательные средства. Материальная база Лекотеки должна быть разнообразной и включать в себя следующее:

– игрушки для развития ручных навыков, тактильного, слухового восприятия, развития речи и языка, мышления;

– игрушки для развития социально-эмоционального развития, игры с водой, песком;

– музыкальные игрушки;

– компьютерные игры;

– оборудование для детей с нарушениями движений, для развития общей подвижности, средства для невербальной коммуникации.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» необходимо оснастить образовательную организацию специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей сОВЗ (пандусные съезды, лифты для подъема и спуска, система противопожарной сигнализации и оповещения, тактильные таблички и т. д.). Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо создать особую предметно-развивающую среду, которая обеспечит положительное коррекционно-развивающее воздействие.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, диагностический игровой сеанс, представитель, групповой родительский тренинг, дошкольное образование, педагог психолога, принцип, присутствие родителей, Российская Федерация.


Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам...

Организация работы консультативного пункта для оказания...

консультативный пункт, ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, консультационный пункт, детский сад, дошкольное учреждение, первичная консультация, социальное поведение.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, психологическая особенность семьи ребенка, особенность развития, III, участник, упражнение, Российская Федерация, внутренний круг, детский сад.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими

Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Факт появления ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей, и всех членов этой семьи, удручающе.

Им необходима квалифицированная помощь педагогов, медиков, психологов, социальных работников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения по месту жительства.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам...

Организация работы консультативного пункта для оказания...

консультативный пункт, ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, консультационный пункт, детский сад, дошкольное учреждение, первичная консультация, социальное поведение.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, психологическая особенность семьи ребенка, особенность развития, III, участник, упражнение, Российская Федерация, внутренний круг, детский сад.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими

Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Факт появления ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей, и всех членов этой семьи, удручающе.

Им необходима квалифицированная помощь педагогов, медиков, психологов, социальных работников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию.

Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам...

Организация работы консультативного пункта для оказания...

консультативный пункт, ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, консультационный пункт, детский сад, дошкольное учреждение, первичная консультация, социальное поведение.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, психологическая особенность семьи ребенка, особенность развития, III, участник, упражнение, Российская Федерация, внутренний круг, детский сад.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими

Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Факт появления ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей, и всех членов этой семьи, удручающе.

Им необходима квалифицированная помощь педагогов, медиков, психологов, социальных работников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения по месту жительства.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам...

Организация работы консультативного пункта для оказания...

консультативный пункт, ребенок, родитель, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, консультационный пункт, детский сад, дошкольное учреждение, первичная консультация, социальное поведение.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, психологическая особенность семьи ребенка, особенность развития, III, участник, упражнение, Российская Федерация, внутренний круг, детский сад.

Организация консультативной работы педагога-психолога...

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими

Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.

Тренинг как метод работы с родителями, воспитывающими...

Факт появления ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на родителей, и всех членов этой семьи, удручающе.

Им необходима квалифицированная помощь педагогов, медиков, психологов, социальных работников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

А на какую помощь и поддержку не только со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию.

Задать вопрос