Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 09.07.2017

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Мирная, Р. Р. Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании / Р. Р. Мирная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45070/ (дата обращения: 28.04.2024).



В современном музыкальном образовании с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения особое значение приобретают инновационные технологии фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся — электронное портфолио.

Термин «портфолио» известен с 80-х гг. XX века. Такая идея возникла в Соединённых Штатах Америки и получила широкое распространение в европейских странах, а также в Японии. В Российской педагогике о «портфолио» заговорили позднее.

Традиционное портфолио (папка, портфель с документами) представляет собой тщательно подобранную коллекцию работ, а также наиболее значимых результатов, целью которой является демонстрация личных достижений учащегося. Как правило, большинством исследователей выделяются три основных типа портфолио: «портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (результаты творческих конкурсов, олимпиад и др.); портфолио работ — собрание различных творческих, проектных или научно-исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (текстовые описания работ, пояснительные записки, графическая визуализация проектов); портфолио отзывов — оценка достижений обучающегося, проделанный анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности (отзывы, резюме, характеристики)» [4].

Электронный портфель (также известный как eportfolio, цифровой портфель или онлайновый портфель) является набором электронных доказательств, собранных и управляемых пользователем, обычно в сети. Такое электронное доказательство может включать входные тексты, электронные файлы, изображения, мультимедиа, записи в блоге и гиперссылки. Можно рассматривать электронное портфолио как тип изучения записей, которые представляют фактические свидетельства достижений пользователя.

В образовании электронный портфель — это набор учебных и/или научно-исследовательских (творческих) работ студента, который может усовершенствовать изучение, обеспечив организованность обучающегося, архивацию и визуализацию результатов на электронном носителе. Электронный формат позволяет преподавателю оценивать студенческие портфели через Интернет, CD-ROM, DVD или zip-диск. Студенческий электронный портфель в дальнейшем может использоваться возможными работодателями.

Электронные портфели стали популярной альтернативой бумажным портфелям, потому что они обеспечивают возможность рассмотреть, передать и дать обратную связь асинхронным способом. Кроме того, студенты могут самостоятельно размышлять над своей работой, которая придаёт большую значимость создания электронного портфеля.

Электронное портфолио — есть электронный эквивалент бумажных документов, представленный файлами на магнитном носителе. Альтернативой электронного портфолио может стать индивидуальный сайт пользователя. Так, например, педагогами дополнительного образования часто используется личный сайт, содержащий в себе всю информацию о педагоге для проведения аттестации на квалификационные категории, объявлению ему поощрений и представлению к различным наградам и премиям, участию в конкурсах для получения грантов (Республиканский грант на поощрение лучших работников дополнительного образования РТ) и др.

Механизмы формирования электронного портфолио в высшем образовании должны соответствовать уровню оснащённости техническими средствами вуза, уровню подготовленности студентов в области информационно-коммуникационных технологий и должны проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами. Создание Э-портфолио способствует критическому мышлению и поддерживает разработку технологических навыков грамотности. Обучающиеся вынуждены размышлять над тем, что они изучили и как они планируют улучшить своё будущее.

Студенческие электронные портфели всё больше и больше используются в различных дисциплинах, таких как математика, бизнес, архитектура и др. Многие университеты и школы в настоящее время работают над тем, чтобы студенты получали мультимедийную практику и опыт работы с электронными портфелями в меру своих возможностей.

В компетентностной подготовке бакалавров направления «Музыкальное искусство эстрады» (профиль «Эстрадно-джазовое пение») многофункциональным инструментом оптимизации процесса является метод электронного портфолио.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению «Музыкальное искусство эстрады» «информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» [3, с.17]. Э-портфолио — эффективная возможность представления проделанной работы к заочной оценке личных достижений студента.

Как правило, электронное портфолио музыканта выполняет ряд функций: диагностическая — фиксирует рост и изменения за период обучения, целеполагания — поддерживает образовательные цели, мотивационная — поощряет результаты и достижения студента, содержательная — раскрывает полный спектр выполняемых работ, развивающая — обеспечивает непрерывность образовательного процесса от года к году, рейтинговая — представляет диапазон навыков и умений.

Метод Э-портфолио в музыкальном образовании помогает решать важные педагогические задачи (поддержка и стимулирование учебной мотивации студентов; поощрение активности, самостоятельности, расширение возможностей самообучения; формирование умений планирования учебной деятельности; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности и др.) и является современной эффективной формой оценивания.

Э-портфолио может использоваться для презентаций личного опыта пользователя. Это может усилить глубину и широту взаимосвязей между другими учреждениями (в случае перевода из одного учреждения в другое); внутри самого заведения (может использоваться научными сотрудниками по всему циклу дисциплин образовательной программы); между образовательной организацией и заказчиками (работодателями, при приёме на работу), тем самым обеспечит эффективное средство для укрепления общей образовательной деятельности и приверженности своей миссии.

Э-портфолио бакалавра направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады» включает в себя электронные копии дипломов различных конкурсов-фестивалей, сертификаты, благодарственные письма, рецензии и отзывы по практикам и научным работам студента, афиши концертных выступлений, результаты спортивных достижений, аудио и видео-файлы концертных выступлений, а также информационный листок, в котором содержатся обязательные данные (ФИО студента, дата рождения, информация по учебной, научной, культурно-творческой и общественной деятельности, опыт работы и др.). Данный информационный портфель «даст» будущему работодателю развёрнутую характеристику потенциального сотрудника и практическую оценку его мастерства по соответствующей отрасли.

Основная профессиональная образовательная программа «Музыкальное искусство эстрады» ориентированная на научно-исследовательский и педагогический виды деятельности (академический бакалавриат) формирует у обучающихся особые профессиональные компетенции, включаемые в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата, таких как: способность применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации использования информации (ПК-30); способность планировать образовательный процесс, осуществлять методическую работу … (ПК-27) и др. Анализируя ориентированность образовательной программы, прихожу к выводу, что применение метода электронного портфолио, позволит в полной мере сформировать способность планировать и применять методы поиска, отбора и систематизации информации в электронной образовательной среде.

Таким образом, в современной образовательной среде метод Э-портфолио по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» рассматривается как наиболее функциональный способ оценки творческой, учебной и научно-исследовательской деятельности студента, который повышает его компетентностный рост, активизирует мотивацию и оптимизирует способности самостоятельного планирования деятельности студента, что в целом благоприятно влияет на весь образовательный процесс.

Литература:

  1. Новикова Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. — 2006. — № 2. — с.48–56.
  2. Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом // Молодой учёный. — 2012. — № 12. — с.526–528.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (уровень бакалавриата) № 1009 от 11.08.2016г.
  4. Явгильдина З. М., Мишина А. В. Метод портфолио в процессе компетентностной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство» // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 6–7 декабря 2012г.) / Отв.ред.З. М. Явгильдина, Д. Ф. Хайрутдинова. — Казань: Изд-во «Отечество», 2013. — с.280–286.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное портфолио, образовательный процесс, электронный портфель, CD-ROM, DVD, дополнительное образование, метод Э-портфолио, образовательная программа, опыт работы, портфель.


Похожие статьи

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ

Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании.

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolioпортфель, папка для документов → англ

«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта...)

Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру

Из опыта работы. Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

— 73с. 2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе.

3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Литература: 1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто

6. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных...

Возможности использования электронного портфолио как...

Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

В связи с переходом на личностно-ориентированное обучение, на профильное обучение и вступление школ во ФГОС все больше и больше возрастает необходимость использования современных методов оценивания качества и уровня образования.

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ

Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании.

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolioпортфель, папка для документов → англ

«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта...)

Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру

Из опыта работы. Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

— 73с. 2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе.

3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Литература: 1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто

6. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных...

Возможности использования электронного портфолио как...

Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

В связи с переходом на личностно-ориентированное обучение, на профильное обучение и вступление школ во ФГОС все больше и больше возрастает необходимость использования современных методов оценивания качества и уровня образования.

Похожие статьи

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ

Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании.

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolioпортфель, папка для документов → англ

«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта...)

Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру

Из опыта работы. Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

— 73с. 2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе.

3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Литература: 1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто

6. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных...

Возможности использования электронного портфолио как...

Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

В связи с переходом на личностно-ориентированное обучение, на профильное обучение и вступление школ во ФГОС все больше и больше возрастает необходимость использования современных методов оценивания качества и уровня образования.

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология...

Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ

Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании.

Портфолио как современная образовательная технология...

«Портфо́лио (итал. portfolioпортфель, папка для документов → англ

«Портфолио достижений» включает в себя успешные работы, достигнутые в разных

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]...

Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

Портфолио как здоровьесберегающая технология (из опыта...)

Электронное портфолио учащихся нашего класса имеет следующую структуру

Из опыта работы. Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса.

Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных...

Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

— 73с. 2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе.

3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова...

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]

Литература: 1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто

6. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных...

Возможности использования электронного портфолио как...

Как мы видим, использование электронного портфолио в образовательном процессе требует тщательно разработанной методологии, которая позволила бы сбалансировать его слабые и сильные стороны...

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

В связи с переходом на личностно-ориентированное обучение, на профильное обучение и вступление школ во ФГОС все больше и больше возрастает необходимость использования современных методов оценивания качества и уровня образования.

Задать вопрос