Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка / А. В. Малинкина, Г. Ш. Арифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44901/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена раскрытию влияния характера детско-родительских отношений на развитие одаренности ребенка. Анализируется сущность и основные параметры детско-родительских отношений, позитивно влияющих на формирование одаренности.

Тhe аrticle is devoted to the influence of the nature of the parent-child relationship on the development of giftedness of the child. Analyzes the nature and basic parameters of parent — child relationships, positively influencing the formation of giftedness.

Роль семьи и детско-родительских отношений в развитии одаренности детей представляет важную проблему и, в настоящее время, изучена недостаточно. Признавая важность семьи как «поддерживающего ресурса» [3] для одаренного ребенка, исследователи показывают множество конструктивных и деструктивных факторов детско-родительских отношений, неоднозначно влияющих на характер развития.

Целью данной статьи является изучение конкретных параметров детско-родительских отношений, определяющих динамику развития одаренности ребенка.

Для достижения цели необходимо четко обозначить основные понятия, прежде всего, сущность одарённости ребенка. В психологии развития — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4].

Детско-родительские отношения подразумевают под собой разные виды взаимодействия по передаче и формированию социально-культурного опыта, воспитанию ребенка в развивающей среде. Для формирования базиса развития одаренности детско-родительские отношения должны обладать рядом характеристик, благодаря которым становится возможным эффективное взаимодействие природных задатков и социальной среды. Основные параметры детско-родительских отношений, их виды и качество представлены в таблице 1.

Таблица 1

Название параметра

Их виды, качественная характеристика

  1. способ воздействия родителей на детей

Ведущие способы:

− акселерация как форсированное обучение;

− амплификация- развитие через обогащение наиболее значимыми формами деятельности и т. д.

  1. Позиция родителей относительно процесса развития

Виды:

− Активная- активное участие в процессе развития одаренности;

− Пассивная-отстранение от участия.

  1. Эмоциональные составляющие процесса развития и воспитания

Виды:

− Эмоциональное принятие как безусловная любовь к ребенку вне зависимости от его достижений.

− Эмоциональное отвержение- недовольство ребенком и игнорирование его потребностей.

  1. Стили руководства поведением ребенка

Гиперопека- повышенный контроль, повышенное внимание.

Демократический стиль – высокий уровень взаимного доверия, вера в успех ребенка

Помимо перечисленных в таблице параметров, внимания заслуживают и такие факторы детско-родительских отношений как: социальное положение семьи, взаимоотношения между родителями, поддержка развития детских способностей. Компетентность родителя как первого «наставника» одаренного ребенка должна включать знания о характерных личностных особенностях таких детей, наиболее важными из которых могут быть: нонконформизм, завышенная или заниженная самооценка, сверхчувствительность, эгоцентризм и другие. В зависимости от характера отношений в семье данные характеристики будут способствовать гармоничному развитию или повышению состояния невротизации ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к важным характеристикам детско-родительских отношений, позитивно влияющим на развитие одаренности ребенка можно отнести:

− активную родительскую позицию и поддержку в сочетании с воздействием посредством амплификации;

− «развивающую близость» [2] – как характеристику сплоченности семьи одаренного ребенка, создающую условия для гармоничного, всестороннего развития личности (не только в учебе, но и в социальном взаимодействии и общении);

− наличие истинной заботы о ребенке, позволяющей учитывать потребности и возможности его половозрастных особенностей; проявлять безусловное позитивное принятие и любовь вне зависимости от успешности и т. д.

Литература:

  1. Денисенкова Н. С. Сопряжённость детско-родительских отношений и развития познавательных способностей дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 4. С. 3–8.
  2. Гаврилова И. Н. Учебная неуспешность одарённых детей как следствие дисгармоничных семейных отношений // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1423–1427.
  3. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование, 2007, № 3. – С. 88.
  4. Кузнецова А. Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — С. 188–191.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, отношение, процесс развития, развитие одаренности ребенка.


Похожие статьи

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Выявление и развитие одаренных детей. Авторы: Васютина Ирина Валериевна, Попова Елизавета Валерьевна, Фоломеева Людмила

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

Ключевые слова: одаренные дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые условия обучения.

Программы для одаренных детей не могут быть похожими, стандартными. Ведь каждый ребенок одарен по-своему.

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Развитие одаренности в процессе обучения математике.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс.

Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Выявление и развитие одаренных детей. Авторы: Васютина Ирина Валериевна, Попова Елизавета Валерьевна, Фоломеева Людмила

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

Ключевые слова: одаренные дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые условия обучения.

Программы для одаренных детей не могут быть похожими, стандартными. Ведь каждый ребенок одарен по-своему.

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Развитие одаренности в процессе обучения математике.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс.

Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Похожие статьи

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Выявление и развитие одаренных детей. Авторы: Васютина Ирина Валериевна, Попова Елизавета Валерьевна, Фоломеева Людмила

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

Ключевые слова: одаренные дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые условия обучения.

Программы для одаренных детей не могут быть похожими, стандартными. Ведь каждый ребенок одарен по-своему.

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Развитие одаренности в процессе обучения математике.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс.

Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике...

Выявление и развитие одаренных детей. Авторы: Васютина Ирина Валериевна, Попова Елизавета Валерьевна, Фоломеева Людмила

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

Ключевые слова: одаренные дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые условия обучения.

Программы для одаренных детей не могут быть похожими, стандартными. Ведь каждый ребенок одарен по-своему.

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством...

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.

Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

Развитие одаренности в процессе обучения математике.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс.

Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования...

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей...

Задать вопрос