О понятии «общение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.06.2017

Статья просмотрена: 2447 раз

Библиографическое описание:

Семчук, Е. В. О понятии «общение» / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44857/ (дата обращения: 26.04.2024).



На раннем этапе развития культуры общественное сознание, воплощавшееся в древнейших мифах и в первобытной художественной деятельности, еще не было способно выделять отношения человека к человеку как самостоятельную проблему. Объясняется это не только конкретно-образным, нетеоретическим характером данного типа сознания, но и тем, что внимание первобытного человека было устремлено на отношение к природе и управляющему ею и им самим миру «духов», тотемов, божественных персонажей, а отношение людей друг к другу не фиксировалось как сколько-нибудь существенное, специфическое, требующее специального осмысления. Главным героем первобытного искусства был вообще не человек, а зверь и что древнейшие культуры имели зооморфный характер, а сами люди не различались один от другого как неповторимые личности, напротив, в индивиде видели представителя рода, племени, общины; «Я» растворялось в «Мы» и потому отношения «Я» и «Другого» еще не становились проблемой, требующей осмысления.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени. Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения.

В советскую науку проблема общения вошла в 1920-е г. г., но первоначально на достаточно узком научном пространстве — в лингвистике, литературоведении и эстетике. В 1923 г. Л. П. Якубинский опубликовал статью «О диалогической речи», в которой доказывал, что язык следует изучать в контексте общения людей, ибо характер речи находится в прямой зависимости от «условий общения», от «формы общения» и от 2Цели общения». Отсюда — различие двух основных речевых форм: диалогической и монологической, причем автор статьи подчеркивал их неравноправность.

Б. Г. Ананьев признал общение одним из трех основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Примечательно, что сама триада ведущих видов деятельности была выделена в советской психологии еще в 1930-е г. г. Л. С. Выготским, но в ней значилось не общение, а конкретная его форма — игра. Б. Г. Ананьев существенно расширил представление об этом «третьем» виде деятельности, определив его как общение людей.

Особенно активно в советской науке 1970–80-х г. г. исследовались эстетический и художественный аспекты общения. В этот период общение играет особую роль.

Существует немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает; а бывает и так, что в самой науке термин употребляется в разных значениях. Это относится и к понятию «общение».

В обыденном, повседневном употреблении оно имеет широкий смысл, обозначая все формы непосредственных контактов между людьми; по определению толкового словаря: «Общение — взаимные отношения, деловая, дружеская связь».

А. А. Леонтьев в 1970х годах разработал теоретическую концепцию общения как развитие его теории речевой деятельности. Понятие общения выступает как системообразующее понятие, одна из ключевых категорий не только современной психологии, но и других наук о человеке. Оно обозначает «систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающее взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфическаие средства, прежде всего язык».

А. А. Леонтьев критикует западные подходы, сводящие общение к технической стороне и уходящие от постановки общих вопросов о природе этого явления.

По мнению А. А. Леонтьева, за вопросом, является ли общение деятельностью, может стоять двоякая постановка проблемы: «1) является ли общение качественно особым видом социальной деятельности наряду с производственной, духовной, эстетической и т. п.; 2) может ли общение выступать в роли самостоятельной молярной единицы деятельности» [8, c. 235].

В первом смысле общение является одним из видов деятельности. «Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность…; важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. И, если понимать общение как деятельность, … аксиомой являются, во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другим целям; наличие специфического мотива); во-вторых, его результативность — мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения» [там же, с.27].

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его не определяли) в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека ка «общественного человека» (Маркс), невозможен без общения; если его роль в этом процессе в нормальных условиях несколько замаскирована, то, скажем, при обучении слепоглухонемых она выступает с особенной ясностью. По существу, невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, развитие и функционирование человеческой личности (не говоря уже о взаимоотношениях личности и общества), не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и не анализируя его конкретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях.

Литература:

  1. А. А. Леонтьев «Психология общения» 1974г.
  2. Мещеряков А. И. Развитие средств общения у слепоглухонемых детей//Вопросы философии.1971г. № 8
  3. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Автореферат..М., 1971г.
  4. Панферов В. Н. Психология общения// Вопросы философии.1971г. № 7.С.126.
  5. Каган М. С. Мир общения. — Мю, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): общение, Ананьев, вид деятельности, советская наука, человеческая личность.


Похожие статьи

К вопросу о системном описании психики человека

Применяя пентабазис, Ганзен создает макроструктурное психологическое описание человека на основе выделенных Борисом Герасимовичем Ананьевым четырех основных макрохарактеристик человека (человек как индивид, субъект (деятельности), личность...

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких

Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания».

4-е издание / Б. Г. Ананьев.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Каждая наука, исходя из сложившейся специфики научных подходов к процессу познания

Психологический подход (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, Б. Г. Ананьев, Э

Они являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

общение, ситуация, процесс общения, вид общения, человеческое общение, совместная деятельность, сложившаяся ситуация, психологическая наука, полноценное формирование, развитие личности.

Системная детерминация развития личности: основные ориентиры

Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность»

Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду

Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и...

Сущность и содержание принципа единства сознания...

— М.: Наука, 1989. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность–М.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, сознание, принцип единства сознания, личность, образ, советская психология, процесс, принцип, общая психология...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных областей науки.

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Исследование стремлений к творчеству: личностный подход

Б.Г. Ананьев связывает творчество с общей структурой личности, провозглашая необходимость общего развития, которое должно осуществляться путем взаимодействия познания и общения [1]. Он называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [2]. С точки...

К вопросу о системном описании психики человека

Применяя пентабазис, Ганзен создает макроструктурное психологическое описание человека на основе выделенных Борисом Герасимовичем Ананьевым четырех основных макрохарактеристик человека (человек как индивид, субъект (деятельности), личность...

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких

Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания».

4-е издание / Б. Г. Ананьев.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Каждая наука, исходя из сложившейся специфики научных подходов к процессу познания

Психологический подход (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, Б. Г. Ананьев, Э

Они являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

общение, ситуация, процесс общения, вид общения, человеческое общение, совместная деятельность, сложившаяся ситуация, психологическая наука, полноценное формирование, развитие личности.

Системная детерминация развития личности: основные ориентиры

Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность»

Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду

Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и...

Сущность и содержание принципа единства сознания...

— М.: Наука, 1989. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность–М.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, сознание, принцип единства сознания, личность, образ, советская психология, процесс, принцип, общая психология...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных областей науки.

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Исследование стремлений к творчеству: личностный подход

Б.Г. Ананьев связывает творчество с общей структурой личности, провозглашая необходимость общего развития, которое должно осуществляться путем взаимодействия познания и общения [1]. Он называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [2]. С точки...

Похожие статьи

К вопросу о системном описании психики человека

Применяя пентабазис, Ганзен создает макроструктурное психологическое описание человека на основе выделенных Борисом Герасимовичем Ананьевым четырех основных макрохарактеристик человека (человек как индивид, субъект (деятельности), личность...

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких

Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания».

4-е издание / Б. Г. Ананьев.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Каждая наука, исходя из сложившейся специфики научных подходов к процессу познания

Психологический подход (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, Б. Г. Ананьев, Э

Они являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

общение, ситуация, процесс общения, вид общения, человеческое общение, совместная деятельность, сложившаяся ситуация, психологическая наука, полноценное формирование, развитие личности.

Системная детерминация развития личности: основные ориентиры

Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность»

Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду

Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и...

Сущность и содержание принципа единства сознания...

— М.: Наука, 1989. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность–М.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, сознание, принцип единства сознания, личность, образ, советская психология, процесс, принцип, общая психология...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных областей науки.

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Исследование стремлений к творчеству: личностный подход

Б.Г. Ананьев связывает творчество с общей структурой личности, провозглашая необходимость общего развития, которое должно осуществляться путем взаимодействия познания и общения [1]. Он называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [2]. С точки...

К вопросу о системном описании психики человека

Применяя пентабазис, Ганзен создает макроструктурное психологическое описание человека на основе выделенных Борисом Герасимовичем Ананьевым четырех основных макрохарактеристик человека (человек как индивид, субъект (деятельности), личность...

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких

Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания».

4-е издание / Б. Г. Ананьев.

Активность как ценное качество самоопределяющейся личности

Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Каждая наука, исходя из сложившейся специфики научных подходов к процессу познания

Психологический подход (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, Б. Г. Ананьев, Э

Они являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным...

Актуальные проблемы психологии общения | Статья в журнале...

общение, ситуация, процесс общения, вид общения, человеческое общение, совместная деятельность, сложившаяся ситуация, психологическая наука, полноценное формирование, развитие личности.

Системная детерминация развития личности: основные ориентиры

Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность»

Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду

Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и...

Сущность и содержание принципа единства сознания...

— М.: Наука, 1989. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность–М.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, сознание, принцип единства сознания, личность, образ, советская психология, процесс, принцип, общая психология...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных областей науки.

Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев.

Исследование стремлений к творчеству: личностный подход

Б.Г. Ананьев связывает творчество с общей структурой личности, провозглашая необходимость общего развития, которое должно осуществляться путем взаимодействия познания и общения [1]. Он называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [2]. С точки...

Задать вопрос