Подготовка врачей общей практики к формированию у населения основ здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садуллаева, Х. А. Подготовка врачей общей практики к формированию у населения основ здорового образа жизни / Х. А. Садуллаева, С. А. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23.2 (157.2). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44483/ (дата обращения: 26.04.2024).



Одной из важнейших задач врача общей практики является работа по формированию у населения основ здорового образа жизни. Каждый человек должен иметь хотя бы минимально необходимые знания о том, что может сделать сам человек для сохранения своего здоровья, т.е. иметь понятие о здоровом образе жизни, основных его элементах и содержании каждого из этих элементов.

Ключевые слова: врач общей практики, население, здоровый образ жизни, вредные привычки.

One of the most important tasks of doctors of general practice is to develop the foundations of a healthy lifestyle among the population. Everyone should have at least the minimum necessary knowledge of what a person can do to preserve one's health, that is, have the concept of a healthy lifestyle, its basic elements and the content of each of these elements.

Keywords: doctors of general practice, a population, a healthy lifestyle, bad habits.

Человек во многом преуспел в своих начинаниях, но на смену одним бедам пришли другие. В частности, развитие медицины позволило если и не уничтожить, то, во всяком случае, резко сократить заболеваемость такими болезнями, как чума, холера, проказа, другими инфекционными заболеваниями, бывшими бичом человечества на протяжении многих веков. Однако на смену этим болезням пришли другие, которые, не будучи заразными, тем не менее, получили широкое распространение и на сегодняшний день являются главными не только в заболеваемости, но и в смертности населения – это неспецифические заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистая патология, травмы, онкологические заболевания, нарушения обменных процессов, психоневрологические расстройства и пр. [2, 5]. Вероятность их возникновения, конечно, напрямую связана с объективными условиями жизни людей (социально – экономическим благополучием общества, уровнем медицинской помощи, политической стабильностью и др.), но прежде всего эти болезни – следствие недооценки человеком своего отношения к собственному здоровью [1, 3].

Образ жизни человека, его санитарная грамотность, умение управлять собой, своим телом и в конечном итоге – своим здоровьем, являются важнейшим условием сохранения здоровья, физической и психической активности, увеличения продолжительности жизни. Иными словами, здоровье каждого конкретного человека зависит, прежде всего, от образа жизни и сознательного отношения к нему самого человека, личности [4]. В этой связи следует сказать, что в основе здорового образа жизни лежит знание каждым человеком тех факторов, которые способны так или иначе воздействовать на организм, и уметь использовать их во благо, а не во вред. Без сомнения, существует много факторов окружающей среды объективного характера, неподвластных одному человеку. Но вместе с тем, гигиенически грамотный человек способен создать для себя среду обитания, позволяющую обеспечить здоровье и долголетие.

Каждому человеку подвластна регуляция таких факторов, как питание, режим дня, условий труда и отдыха, гигиены тела, одежды, жилища, закаливания и физической культуры, отказ от вредных привычек, создание благоприятного психологического климата в семье и на работе, оптимизация взаимоотношений людей и др. Только тогда, когда правильная оценка роли этих факторов, и умение использовать их во благо собственного здоровья станет частью общей культуры каждого человека, мы можем ожидать снижения уровня наиболее распространенных сейчас заболеваний. В связи со сказанным необходимо подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни людей – это одна из важнейших задач здравоохранения в любой стране. Не случайно, в «Законе РУз «Об охране здоровья граждан» в ст. 2 одной из задач всех звеньев медицинской службы названа задача «формирования здорового образа жизни граждан». В работе врача общей практики (ВОП) повседневная разъяснительная, санитарно-просветительная работа должна быть одним из основных элементов его деятельности.

Одной из важнейших задач врача общей практики является работа по формированию у населения основ здорового образа жизни. Каждый человек должен иметь хотя бы минимально необходимые знания о том, что может сделать сам человек для сохранения своего здоровья, т.е. иметь понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ), основных его элементах и содержании каждого из этих элементов.

ВОП должен знать, что формирование у населения соответствующих знаний и чувства ответственности за собственное здоровье должны стать элементом его повседневной работы. Наиболее благодатным контингентом населения, хорошо усваивающим основы ЗОЖ, являются дети и подростки, поэтому детские и подростковые контингенты должны быть основными контингентами для работы ВОП в этом направлении. Такая работа может быть проведена в виде собеседования, уроков здоровья, наглядных занятий, вечеров вопросов и ответов и пр. Доверительные встречи с детьми и подростками дают даже более ощутимый эффект, чем фильмы или иная видеопродукция, в которой нет важнейшего элемента – возможности взаимных контактов и обратной связи.

При проведении работы с детьми и подростками необходимо помнить о следующих ее основных принципах:

-информация должна касаться того или иного элемента ЗОЖ;

-информация должна быть доступной для соответствующего контингента;

-работа должна быть проведена так, чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в обсуждение, заставить поверить, что рассматриваемый элемент ЗОЖ действительно поможет сохранить здоровье.

Первым этапом подготовки к работе с детьми и подростками должен быть подбор соответствующих материалов по теме и адаптация их к планируемому контингенту. Для этого могут быть использованы учебники, материалы санитарного просвещения, оригинальные статьи. В настоящее время материалы такого рода можно найти в сети Интернет, однако к таким материалам следует отнестись с некоторой настороженностью, ибо нередко они внесены в Интернет людьми, далекими от медицины, и могут содержать информацию, не соответствующую официально принятым в медицине положениям.

Собранные материалы необходимо изложить доступным для детей языком, сохранив при этом их основной смысл, позволяющий достаточно полно охарактеризовать тот или иной элемент ЗОЖ. В такой информации должны быть освещены:

-понятие о рассматриваемом элементе ЗОЖ;

-роль этого элемента для сохранения здоровья человека;

-важнейшие гигиенические требования к рассматриваемому элементу ЗОЖ.

Материалы должны быть рассчитаны на достаточно короткий промежуток времени, т.к. особенности нервной системы детей таковы, что при более длительном контакте дети отвлекаются, переключаются на другие дела, и эффективность работы.

Итак, основными составляющими ЗОЖ являются:

-рациональное питание;

-правильный режим дня;

-закаливание и занятия физической культурой;

-соблюдение требований гигиены тела, одежды, обуви;

-гигиена жилища;

-благоприятные условия труда и отдыха;

-отказ от вредных привычек;

-создание благоприятного психологического климата в семье и на работе;

-оптимизация взаимоотношений людей.

Задачами ВОП в отношении элементов ЗОЖ является работа по формированию у населения навыков личной гигиены. Такую работу нужно начинать с детского возраста, поэтому в детских дошкольных учреждениях, школах необходимо проведение с детьми занятий, посвященных ознакомлению и обучению детей навыкам личной гигиены, касающихся гигиены тела, зубов и полости рта, волос, одежды, обуви: значение этих факторов для сохранения здоровья, средства ухода и их использование.

Отказ от вредных привычек является еще одним из важнейших элементов ЗОЖ. В этой работе активная роль принадлежит медицинским работникам и, прежде всего, ВОП, непосредственно контактирующим с людьми в лечебно-профилактических учреждениях, в семьях, в организованных коллективах. Нужно помнить, что работа в этом плане должна быть очень убедительной, наглядной. Необходимо заставить каждого задуматься о возможных последствиях пагубного влияния вредных привычек и помочь людям в их преодолении.

В отношении элементов ЗОЖ необходимо также отметить, что вредные привычки – это не только курение, потребление алкоголя или наркотиков. Вредные привычки могут касаться и других моментов, например, злоупотребление газированными напитками, привычка к недостаточному сну, отсутствию завтрака, отдыху только на диване и т.д. Поэтому при работе ВОП с людьми следует обращать внимание на любые вредные привычки и разъяснять их пагубность с позиций негативного влияния на здоровье.

Литература:

  1. Гигиена с основами экологии. Под ред. Мельниченко П.И. – М., 2010. – 751 с.
  2. Малле Тохвер. О превенции в практике семейного врача/врача общей практики. Эстонский центр воспитания здоровья, 2002.
  3. Национальные клинические рекомендации. Всероссийское научное общество кардиологов, 2009.
  4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. – М., 2006.
  5. Профилактика через первичное здравоохранение. Рекомендации для улучшения качества работы. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. – Копенгаген, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, общая практика, работа, элемент, привычка, рассматриваемый элемент, собственное здоровье, благоприятный психологический климат, личная гигиена, сам человек.


Похожие статьи

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Таким образом, здоровье человека зависит не только от усилий государства и местных властей, но и от уровня личной культуры каждого, от стиля жизни, который носит

В этом смысле человек — субъект и результат своей собственной деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Психологические аспекты отношения человека к своему...

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

Образ жизни может быть здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Таким образом, здоровье человека зависит не только от усилий государства и местных властей, но и от уровня личной культуры каждого, от стиля жизни, который носит

В этом смысле человек — субъект и результат своей собственной деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Психологические аспекты отношения человека к своему...

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

Образ жизни может быть здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

Похожие статьи

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Таким образом, здоровье человека зависит не только от усилий государства и местных властей, но и от уровня личной культуры каждого, от стиля жизни, который носит

В этом смысле человек — субъект и результат своей собственной деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Психологические аспекты отношения человека к своему...

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

Образ жизни может быть здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

Становление ценностей здорового образа жизни у детей...

Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку [1].

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе.

Социально-психологический климат в организации и его влияние...

Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания наиболее благоприятного образа жизни людей.

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Таким образом, здоровье человека зависит не только от усилий государства и местных властей, но и от уровня личной культуры каждого, от стиля жизни, который носит

В этом смысле человек — субъект и результат своей собственной деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены

Психологические аспекты отношения человека к своему...

Широко известна зависимость здоровья от образа жизни человека (определяет здоровье на 50-55%), наследственности (15-20

Отношение к здоровью – один из элементов самоохранительного поведения. Многие авторы выделяют в отношении к здоровью три...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

Образ жизни может быть здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

Задать вопрос