Актуальность проблемы принятия управленческих решений в педагогической науке и практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 3895 раз

Библиографическое описание:

Нечаева, О. А. Актуальность проблемы принятия управленческих решений в педагогической науке и практике / О. А. Нечаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43995/ (дата обращения: 02.05.2024).



В современном управлении образовательным учреждением проблема эффективной организации процесса принятия управленческого решения приобретает особую актуальность. Изучив вопрос теории и практики на примерах исследований НИУ ВШЭ, работе реальных учебных заведений, проанализировав тему управления в рамках теории менеджмента по Файолю, стоит признать актуальность проблемы и факт необходимости дополнительных исследований и наработок по данному вопросу.

Очевидно, что успех любой организации во многом зависит от качества принимаемых решений, т. к. эффективный анализ управленческих решений позволит в будущем учесть существующие ошибки, а также усовершенствовать структуру управления для достижения наиболее оптимального результата деятельности предприятия. Образовательная организация, как и любое предприятие требует грамотного и качественного управления, и именно поэтому важно изучить, насколько эффективно осуществляется ее руководство, как производится поиск оптимальной модели управления, способствующей решению конкретных управленческих задач.

Управление — это единый процесс, представленный разными управленческими работниками и органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления.

Многие менеджеры придерживаются девиза Анри Файоля: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». Эти слова одного из основоположников научного менеджмента формулируют основные функции управления, каждая из которых связана с принятием решений.

Файоль выделяет 5 функций, или типов задач менеджера, дающих основу для анализа работы современного управляющего:

1) Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2) Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3) Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.

4) Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

5) Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил. [3]

При этом основная роль отводится функциям планирования и организации, а остальные служат их дополнением и развитием.

Рассмотрим на практических примерах, как же осуществляются функции планирования и организации в современной образовательной организации.

Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого, завершающаяся принятием управленческого решения. В работе любого руководителя они тесно связаны. Прогнозировать сложно. Почему? Часто прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка. Нет сомнений, в том, что день следует за ночью. Однако, стоящие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз.

Если оценивать неопределенности в прогнозировании руководителем образовательной организации — незначительную роль берут на себя такие аспекты, как «неопределенность политической ситуации и перспектив социально-экономических изменений в стране или регионе» — потребность в получении образования сохранится при любом строе и экономической ситуации. Однако, к примеру, «неопределенность целей, интересов и поведения участников реализации проекта» целиком и полностью находится в зоне ответственности административно-управленческой команды образовательного учреждения.

Грамотному прогнозу в полной мере способствует навык принятия кадровых управленческих решений. К примеру, из интервью Е. Л. Рачевского, директора центра образования № 548 «Царицыно», занимающего в рейтинге школ Москвы 13 место за 2015–2016 г., узнаем, что вопрос кадровой политики в данном учебном заведении не стоит, учителя не стремятся к поиску альтернативных мест работы, что позволяет руководству практически полностью исключить риск «неопределенности поведения сотрудников» при планировании дальнейшей деятельности организации. [2]

Вторая основополагающая функция менеджмента по Файолю — «создание организационных структур», ее превосходно выразил великий полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Эффективность управления в армии выявляется самым жестким образом — если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу — он погибает вместе со своей командой». [3] Для среднестатистической образовательной организации ситуация несколько лучше, т. к. последствия не так критичны и очевидны. Однако грамотно построенная система организационной структуры является основой построения эффективной системы управления.

Именно в таких учебных заведениях в полной мере работает делегирование полномочий; команда расценивается, как залог успеха; в деятельности менеджеров переплетаются решения управленческих и профессиональных задач; имеют место реальные процедуры принятия управленческих решений. При подготовке документов действия менеджеров скоординированы и организованы.

Нововведения, которые пронизывают все сферы внутришкольного управления, свидетельствуют об актуальности проблемы. Независимо от исторического периода процесс управления школой не может осуществляться стихийно, без наличия у руководителей школы профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, без изменения методов организации деятельности всех членов педагогического коллектива и оптимального использования их индивидуального и коллективного потенциала. Что же происходит на самом деле?

В исследовании НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» отмечается что, как и раньше Российские директора большую часть рабочего времени тратят на административную работу и управление школой — 53 % времени. Деятельность, связанная с учебным планом и преподаванием, составляет 15 %, взаимодействие с учащимися — 10 %, взаимодействие с родителями и опекунами — 11 %, взаимодействие с местными региональными сообществами — 7 % [1]

А в докладе Альмы Харрис (Prof. Alma Harris), президента Всемирной ассоциации изучения эффективных школ (ICSEI), посвященному изучению лидерских качеств директоров школ в разных странах, в рамках конференции НИУ ВШЭ говорилось о том, что в Великобритании, так же, как и в России, большинство сотрудников образовательной организации крайне редко обращаются за помощью непосредственно к руководителю образовательной организации, предпочитая коллег-специалистов. [5]

Очевидно, что в подобных условиях сложно рассуждать о новых тенденциях и стилях руководства, а также о новшествах в принятии управленческих решений, касающихся педагогического состава, о принципиально новой кадровой политике. А развитие системы наставничества, коучинг и вовсе представляется далекой и несбыточной перспективой.

Управленческое решение является одним из элементов системы управления в образовательном учреждении, а умение подготовить и принять его занимает центральное место в перечне профессиональных умений руководителя. Реализация на практике личностных возможностей каждого члена педагогического коллектива в процессе принятия управленческого решения становится ключевой задачей. Постепенно к пониманию этого факта приходят многие образовательные организации.

Например, в Муниципальном бюджетном общеобразовательное учреждении «Михайловская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области разработана программа «Педагогические кадры», где в качестве основных задач выделены: совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения и развитие коллектива единомышленников, что в перспективе позволит достичь следующих результатов — повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников школы; максимально полного удовлетворения потребности образовательного учреждения в педагогических кадрах; создания условий для сохранения педагогического контингента. Внедрение и развитие подобных программ позволяет верить, что большинство школ готово двигаться в этом же направлении. [4]

Однако НИУ ВШЭ в своем докладе, опираясь на данные международного исследования преподавания и обучения TALIS утверждает, что с увеличением стажа и опыта работы директора меньше делегируют полномочия. Почти половина директоров принимают решения самостоятельно, и говорить об эффективном использовании потенциала коллектива при принятии управленческого решения в настоящий момент по большей части не приходится.

Что же в итоге? Несмотря на то, что рассмотрена лишь незначительная область управленческой деятельности, где применима острая необходимость в грамотных управленческих решениях, есть понимание, что со времен Файоля актуальность вопроса грамотного управления, последовательной разработки необходимых действий, позволяющей достигнуть желаемого, путем принятия стратегически верного управленческого решения не только не изжила себя, но и приобрела еще более острую форму и необходимость.

Даже с учетом того, что проблема принятия управленческих решений широко представлена в отечественной и зарубежной литературе (Литвак Б. Г., Моррис У., Френсис Д. М., Конаржевский Ю. А., Кричевский В. Ю., Шамова Т. И.) прослеживается явное противоречие между возросшими потребностями в повышении качества принимаемых управленческих решений школьными руководителями и недостаточном количестве теоретических исследований и практических разработок в педагогическом менеджменте по оптимизации данной деятельности.

Литература:

  1. Директор Российской школы между вчера и завтра / А. А. Каспржак //Электрон. дан. Режим доступа URL: http://ioe.hse.ru/cdle/webinars1 (дата обращения 27.05.2017)
  2. Какие проблемы у Рачевского / Е.Терешатова // Директор школы:/электрон. журн. — Режим доступа к журн. URL: http://direktor.ru/interview.htm?id=20(дата обращения 27.05.2017)
  3. Основные функции управления. Лекция 2 / А.Орлов //Электрон. дан. Режим доступа URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/547/403/lecture/9271 (дата обращения 27.05.2017)
  4. Программа Педагогические кадры Михайловская СОШ //Электрон. дан. Режим доступа URL: http://mich-direktor.ucoz.ru/programm/programma_pedkadry.doc (дата обращения 27.05.2017)
  5. 7 System Leadership Study Presentation.pptx/ Alma Harris //Электрон. дан. Режим доступа URL: http://ioe.hse.ru/cdle/webinars1 (дата обращения 27.05.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, управленческое решение, образовательная организация, решение, ICSEI, TALIS, актуальность проблемы, кадровая политика, педагогический коллектив, полная мера.


Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

кадровую политику школы

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический персонал, персонал школы, управление, педагогическое условие управления, образовательное учреждение, позитивный психологический климат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности. Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в...

Стратегия развития образовательного учреждения

Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление...

Анализ состояния управленческого персонала...

Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%) Результаты проводимых международных исследований TALIS показали...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Решение имеющихся проблем организации образовательного процесса основано на современной модернизации профессионального

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала образовательной организации включает следующие этапы

Похожие статьи. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Условия повышения эффективности управления...

Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного...

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении. Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации...

Система управления персоналом образовательного учреждения

кадровую политику школы

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический персонал, персонал школы, управление, педагогическое условие управления, образовательное учреждение, позитивный психологический климат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности. Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в...

Стратегия развития образовательного учреждения

Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление...

Анализ состояния управленческого персонала...

Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%) Результаты проводимых международных исследований TALIS показали...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Решение имеющихся проблем организации образовательного процесса основано на современной модернизации профессионального

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала образовательной организации включает следующие этапы

Похожие статьи. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Условия повышения эффективности управления...

Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного...

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении. Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации...

Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

кадровую политику школы

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический персонал, персонал школы, управление, педагогическое условие управления, образовательное учреждение, позитивный психологический климат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности. Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в...

Стратегия развития образовательного учреждения

Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление...

Анализ состояния управленческого персонала...

Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%) Результаты проводимых международных исследований TALIS показали...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Решение имеющихся проблем организации образовательного процесса основано на современной модернизации профессионального

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала образовательной организации включает следующие этапы

Похожие статьи. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Условия повышения эффективности управления...

Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного...

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении. Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации...

Система управления персоналом образовательного учреждения

кадровую политику школы

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический персонал, персонал школы, управление, педагогическое условие управления, образовательное учреждение, позитивный психологический климат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности. Некоторые аспекты проблемы проектирования педагогических технологий в системе подготовки педагогических кадров в...

Стратегия развития образовательного учреждения

Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

Сущностные особенности управления современной...

Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление...

Анализ состояния управленческого персонала...

Рис. 4. Распределение управленческого персонала профессиональных образовательных организаций по наличию квалификационной категории, (%) Результаты проводимых международных исследований TALIS показали...

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

Решение имеющихся проблем организации образовательного процесса основано на современной модернизации профессионального

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала образовательной организации включает следующие этапы

Похожие статьи. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Условия повышения эффективности управления...

Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим

Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной...

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного...

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении. Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации...

Задать вопрос