Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 24.05.2017

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Кордуба, С. Б. Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак / С. Б. Кордуба, Саеди Али Джаббар Дешер Ал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43671/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья 63 Конституции Ирака 2005 г. устанавливает, что федеральная исполнительная власть состоит из Президента Республики и Совета министров, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законом.

В современных государствах исполнительную власть осуществляют государственные органы, на которые возлагается исполнение конституции, законов, международных договоров, иных нормативных правовых актов. В большинстве государств система исполнительной власти возглавляется двумя высшими органами — главой государства и главой правительства. Это так называемая бицефальная (двуглавая) структура [1, с. 687]. Подобную модель мы видим и в Ираке.

Президент Республики Ирак. Президент Республики Ирак — это глава государства. Глава государства — это «конституционный орган и одновременно, как правило, высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны» [2, с. 362].

Глава государства возглавляет государство, юридически занимает первое место в механизме государства, возглавляет весь государственный аппарат, представляет государство в сфере международных отношений.

А. И. Черкасов отмечает, что «будучи верховным представителем нации, глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями, посланиями к нации, действует от имени страны на международной арене. Подобные представительские функции чаще всего реализуются главой государства самостоятельно, поскольку они имеют в значительной степени личностный характер» [3, с. 95].

Президент Ирака является символом национального единства; он олицетворяет суверенитет страны, гарантирует приверженность Конституции, защиту независимости Ирака, единства и безопасности его территории в соответствии с законом.

Президент Ирака занимает свою должность в течение четырех лет и может быть переизбран не более чем еще на один срок.

Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требованиям: быть иракцем но рождению, родители которого иракцы; отвечать условиям избираемости и быть не моложе 40 лет; обладать хорошей репутацией, политическим опытом, отличаться добросовестностью, честностью, справедливостью и преданностью родине; не быть обвиненным в преступлении, затрагивающем вопросы морали.

А. А. Мишин отмечал, что «глава государства в парламентской республике, как правило, избирается парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента» [4, с. 94]. Такой же принцип действует и в современном Ираке.

Президент Республики Ирак избирается Советом представителей (нижней палатой парламента) из числа кандидатов на этот пост большинством в две трети голосов.

Согласно Конституции Ирака 2005 г. Президент Ирака осуществляет следующие полномочия: 1) предоставляет специальное помилование по рекомендации Премьер-министра, за исключением лиц, обвиненных по частным искам, а также лиц, обвиняемых в международных преступлениях, терроризме, финансовой или административной коррупции или преступлении против прав личности; 2) подписывает международные договоры и соглашения после одобрения их Советом представителей не позднее 15 дней со дня их поступления; 3) подписывает и издает законы, принятые Советом представителей; законы должны быть подписаны не позднее 15 дней со дня их получения; 4) созывает вновь избранный Совет представителей на сессию в период не позднее 15 дней со дня утверждения результатов выборов или в других случаях, определяемых Конституцией; 5) награждает орденами или знаками отличия по рекомендации Премьер-министра и в соответствии с законом; 6) осуществляет аккредитацию послов; 7) издает президентские декреты; 8) утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами; 9) осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и торжественных мероприятий; 10) с согласия Совета представителей назначает Премьер-министра и министров.

Что касается формирования Совета министров, то здесь справедливо утверждение А. И. Черкасова о том, что «в парламентарных странах глава государства чаще всего может назначить лишь такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства» [3, с. 98–99].

Исполнение Президентом Республики своих полномочий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий Совета представителей.

Президент Ирака продолжает осуществлять свои полномочия до завершения выборов нового состава Совета представителей и проведения его первого заседания. Избрание нового Президента проводится в течение 30 дней со дня первого заседания Совета.

Президент Республики имеет право представить письменное заявление об отставке Председателю Совета представителей, которое вступает в силу через семь дней после его передачи в Совет представителей.

Если по какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным, проводятся выборы нового Президента, который осуществляет свои полномочия до завершения срока полномочий действовавшего Президента.

Когда по какой-либо причине пост Президента Ирака оказывается вакантным, в том числе в период его отсутствия, его замещает один из трех Вице-президентов. В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует Вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей.

Совет представителей должен избрать нового Президента Ирака в период, не превышающий 30 дней с момента появления вакансии.

Подчеркнем, что в парламентской республике, которой является в настоящее время Ирак, роль Президента вторична по сравнению с ролью Премьер-министра (главы Правительства).

С. Ю. Кашкин, определяя место президента в парламентской республике, пишет: «вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента…» [1, с. 394].

В настоящее время Президентом Ирака является Мухаммед Фуад Масум Хаврами (с 24 июля 2014 г.) — иракский и курдский политический деятель, первый Премьер-министр Иракского Курдистана (с 4.07.1992 г. по 26.04.1996 г.).

Совет министров Республики Ирак. Центральным органом федеральной исполнительной власти в Ираке является Совет министров (Правительство), состоящий из Премьер-министра и министров. Совет министров (Правительство Ирака) является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, отвечающим за реализацию конституции и законов, и осуществляющим руководство всей исполнительной деятельностью в государстве.

Процедура формирования Совета министров характерна для парламентских республик. В парламентской республике правительство формируется парламентским путем из членов партии, располагающей большинством в нижней палате парламента. Участие главы государства — президента — в формировании правительства носит чисто номинальный характер [4, с. 93–94].

В Ираке Президент Республики предлагает кандидату, выдвинутому парламентским большинством, сформировать Совет министров в течение 15 дней с даты избрания Президента Республики.

Премьер-министр должен отвечать тем же требованиям, что и Президент Республики. Он должен иметь диплом об окончании колледжа или его эквивалент и быть не моложе 35 лет.

Назначенный Премьер-министр предъявляет кандидатуры членов Совета министров (кандидатуры министров) и свою правительственную программу Совету представителей. Считается, что он получил вотум доверия Совета представителей, если кандидатура каждого из представленных им министров одобрена поименно, а его правительственная программа утверждена абсолютным большинством голосов.

Премьер-министр несет ответственность за общую политику государства, является Главнокомандующим Вооруженными силами, руководит работой Совета министров и председательствует на его заседаниях. Премьер-министр имеет право отстранять от должности министров с согласия Совета представителей. Поскольку по форме правления Ирак является парламентской республикой, Премьер-министр фактически является первым лицом в государстве.

В соответствии со ст. 77 и некоторыми другими статья Конституции Совет министров осуществляет следующие полномочия: 1) планирует и осуществляет общую политику государства и общие государственные планы; контролирует работу министерств и ведомств, не входящих в состав министерств; 2) вносит законопроекты; 3) издает правила, инструкции и принимает решения по исполнению законов; 4) осуществляет подготовку проекта государственного бюджета, заключительного финансового отчета и планов развития; 5) представляет проект государственного бюджета и заключительный финансовый отчет в Совет представителей для одобрения; 6) представляет для одобрения в Совет представителей кандидатуры на должности заместителей министров, послов и других должностных лиц со специальным рангом; начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослужащих в должности командующего дивизией и выше; директора национальной разведывательной службы и руководителей учреждений безопасности; 7) проводит переговоры по международным договорам и соглашениям, подписывает их или поручает подписание этих документов уполномоченным лицам.

Президент Республики занимает пост действующего Премьер-министра в случае вакантности этого поста по какой-либо причине. Президент Республики в этом случае обязан назвать кандидатуру другого Премьер-министра не позднее 15 дней со дня появления вакансии.

Конституция Ирака устанавливает, что Премьер-министр и министры несут коллективную и персональную ответственность перед Советом представителей. В этом проявляется главный признак парламентской республики — правительство несет политическую ответственность перед парламентом или его нижней палатой [1, с. 395].

В настоящее время Премьер-министром Ирака является Хайдер Джавад Аль-Абади (с 10 августа 2014 г.) — иракский государственный и общественный деятель. Член правящей Партии исламского призыва.

Министерства Республики Ирак. Согласно ст. 83 Конституции Ирака 2005 г. структура министерств, их функции, обязанности и полномочия министров регулируются законом.

Министерство — это орган специализированного управления; практически во всех странах в основании публичной администрации находится министерская система, которая строится, как правило, с учетом отраслевого и программно-целевого принципов, с тем, чтобы охватить важнейшие сферы государственного управления и основные направления общественного развития [5, с. 11].

Министерства планируют и организуют работу соответствующей отрасли управления, руководят подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями. Во главе министерства стоит министр, который руководит работой вверенного ему центрального органа исполнительной власти.

В настоящее время в системе федеральной исполнительной власти Ирака функционируют Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство нефти, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство туризма и археологии, Министерство по делам миграции, Министерство труда, Министерство сельского хозяйства, Министерство по делам женщин, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство высшего образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство по правам человека, Министерство строительства, Министерство связи, Министерство культуры, Министерство электроэнергетики, Министерство водных ресурсов и др.

В компетенцию Министерства юстиции, в частности, входит управление пенитенциарными учреждениями, в которых содержатся осужденные лица, Министерство внутренних дел отвечает за содержание лиц, заключенных под стражу, на этапе предварительного расследования и суда [6].

Литература:

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл, и отв. ред. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007.
  2. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
  3. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013.
  5. Министерства и ведомства: учебное пособие / под ред. А. Н. Козырина и Е. К. Глушко. М.: Норма, 2012.
  6. Багреева Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): Ирак, президент Республики, глава государства, парламентская республика, Президент Ирака, Совет представителей, исполнительная власть, Конституция Ирака, Совет министров, какая-либо причина.


Похожие статьи

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Исторические предпосылки и тенденции внешней политики...

Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы.

выбор Совета представителей по новой конституции. Ввиду того, что при назначении Бозаргона отмечалось об его не принадлежности к какой-либо партии, тем не менее, сформированный...

Характеристика правового статуса главы государства

Б) Глава государства входит в исполнительную ветвь власти и возглавляет её (президентские республики).

В парламентарных республике и монархии, во многих полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха...

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Социально-экономические преобразования президента...

Социально-экономические преобразования президента А.Х. аль-Бакра в Ираке (1970-е гг.)

С приходом к власти партии баасистов в Ираке 17 июля 1968 г. начались масштабные

2. Зеваров Ф. Социально — экономические преобразования в Иракской Республике (1958–1976).

Правовые основы внешней политики и защиты национальных...

Несмотря на депортацию Имама в Ирак, протесты продолжались, мечет превратились в центры исламских просветителей

Некоторая часть задач исполнительной власти, ответственность за которой несет президент республики, связана с внешнеполитической сферой.

Особенности системы государственного управления Республики...

Глава государстваПрезидент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент.

Особенности системы государственного управления Республики...

президент Республики, конституция, Совет министров, Президент, исполнительная власть, Конгресс, Национальная Система Обороны, общее число членов Конгресса, Национальная Полиция, Национальный конгресс.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Исторические предпосылки и тенденции внешней политики...

Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы.

выбор Совета представителей по новой конституции. Ввиду того, что при назначении Бозаргона отмечалось об его не принадлежности к какой-либо партии, тем не менее, сформированный...

Характеристика правового статуса главы государства

Б) Глава государства входит в исполнительную ветвь власти и возглавляет её (президентские республики).

В парламентарных республике и монархии, во многих полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха...

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Социально-экономические преобразования президента...

Социально-экономические преобразования президента А.Х. аль-Бакра в Ираке (1970-е гг.)

С приходом к власти партии баасистов в Ираке 17 июля 1968 г. начались масштабные

2. Зеваров Ф. Социально — экономические преобразования в Иракской Республике (1958–1976).

Правовые основы внешней политики и защиты национальных...

Несмотря на депортацию Имама в Ирак, протесты продолжались, мечет превратились в центры исламских просветителей

Некоторая часть задач исполнительной власти, ответственность за которой несет президент республики, связана с внешнеполитической сферой.

Особенности системы государственного управления Республики...

Глава государстваПрезидент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент.

Особенности системы государственного управления Республики...

президент Республики, конституция, Совет министров, Президент, исполнительная власть, Конгресс, Национальная Система Обороны, общее число членов Конгресса, Национальная Полиция, Национальный конгресс.

Похожие статьи

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Исторические предпосылки и тенденции внешней политики...

Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы.

выбор Совета представителей по новой конституции. Ввиду того, что при назначении Бозаргона отмечалось об его не принадлежности к какой-либо партии, тем не менее, сформированный...

Характеристика правового статуса главы государства

Б) Глава государства входит в исполнительную ветвь власти и возглавляет её (президентские республики).

В парламентарных республике и монархии, во многих полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха...

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Социально-экономические преобразования президента...

Социально-экономические преобразования президента А.Х. аль-Бакра в Ираке (1970-е гг.)

С приходом к власти партии баасистов в Ираке 17 июля 1968 г. начались масштабные

2. Зеваров Ф. Социально — экономические преобразования в Иракской Республике (1958–1976).

Правовые основы внешней политики и защиты национальных...

Несмотря на депортацию Имама в Ирак, протесты продолжались, мечет превратились в центры исламских просветителей

Некоторая часть задач исполнительной власти, ответственность за которой несет президент республики, связана с внешнеполитической сферой.

Особенности системы государственного управления Республики...

Глава государстваПрезидент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент.

Особенности системы государственного управления Республики...

президент Республики, конституция, Совет министров, Президент, исполнительная власть, Конгресс, Национальная Система Обороны, общее число членов Конгресса, Национальная Полиция, Национальный конгресс.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Исторические предпосылки и тенденции внешней политики...

Исламская Республика Иран, власть, национальные интересы.

выбор Совета представителей по новой конституции. Ввиду того, что при назначении Бозаргона отмечалось об его не принадлежности к какой-либо партии, тем не менее, сформированный...

Характеристика правового статуса главы государства

Б) Глава государства входит в исполнительную ветвь власти и возглавляет её (президентские республики).

В парламентарных республике и монархии, во многих полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха...

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Социально-экономические преобразования президента...

Социально-экономические преобразования президента А.Х. аль-Бакра в Ираке (1970-е гг.)

С приходом к власти партии баасистов в Ираке 17 июля 1968 г. начались масштабные

2. Зеваров Ф. Социально — экономические преобразования в Иракской Республике (1958–1976).

Правовые основы внешней политики и защиты национальных...

Несмотря на депортацию Имама в Ирак, протесты продолжались, мечет превратились в центры исламских просветителей

Некоторая часть задач исполнительной власти, ответственность за которой несет президент республики, связана с внешнеполитической сферой.

Особенности системы государственного управления Республики...

Глава государстваПрезидент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент.

Особенности системы государственного управления Республики...

президент Республики, конституция, Совет министров, Президент, исполнительная власть, Конгресс, Национальная Система Обороны, общее число членов Конгресса, Национальная Полиция, Национальный конгресс.

Задать вопрос