Особенности компьютерной зависимости у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 5472 раза

Библиографическое описание:

Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43642/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3].

На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн — игры помогают развивать воображение. К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.

Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. По мнению А. Е. Войскуновского, неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической [4].

В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость.

Наиболее выражено неблагоприятное влияние компьютерной зависимости на социальные качества младшего школьника, такие как дружелюбие, желание общаться, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности появляется необъяснимая агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2].

Подчинение «всемирной паутине» и видеоиграм, у младших школьников можно отнести к проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, способны положительно повлиять на ребёнка, чтобы предотвратить компьютерную зависимость.

Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1].

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].

А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]:

– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;

– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;

– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др.

Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам.

Таким образом, большинство исследователей рассматривают в качестве критериев диагностики компьютерной зависимости у младших школьников, появившиеся негативные качества личности (агрессивность, необщительность, некритичность к своему поведению и высказываниям) и поведенческие особенности, которые не способствуют социализации ребенка (пренебрежение учебой, семейными обязанностями и нормам личной гигиены). При наличии нескольких критериев у ребенка, можно диагностировать компьютерную зависимость.

Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все суррогаты, связанные с дружескими отношениями, но так необходимые в этом возрасте. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить.

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером.

Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка.

Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах.

Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит от родителей и педагогов, окружающих ребенка. В первую очередь родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.

Литература:

  1. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика.- Днепропетровск: Пороги.- 2006.- 196 с.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». — 2004.
  3. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
  4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
  5. Аветисова А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, младший школьник, школьник, виртуальная реальность, ребенок, зависимость, Интернет, младший школьный возраст, социализация ребенка.


Ключевые слова

зависимость, интернет-зависимость, компьютерная зависимость, признаки компьютерной зависимости

Похожие статьи

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Похожие статьи

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

Влияние виртуальной реальности на подростков

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

Задать вопрос