Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 18.05.2017

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Рахманова, Ю. К. Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения / Ю. К. Рахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 459-460. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43396/ (дата обращения: 27.04.2024).



Встатье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: система образования, высшее образование, методика, инновационный подход, специальность, интерактивное задание, коммуникативный, профессиональная деятельность

«Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан, требования рыночной экономики диктуют системе образования необходимость в подготовке обществу самостоятельно мыслящих, интеллектуально мобильных, знающих, конкурентоспособных специалистов и инициативных людей. Реорганизация системы образования предопределяет необходимость внедрения в учебную практику новых информационных и педагогических технологий.

Современная методика преподавания русского языка направлена на подготовку студентов к самостоятельному выполнению различных коммуникативных задач, возникающих в процессе деятельности человека, поиску необходимой информации. Реализация инновационных подходов в обучении русскому языку в национальных вузах способствует активизации деятельности студентов, позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к языку, стимулирует их творческую активность и мышление, способствует расширению кругозора, речевой культуры, внедрению интеграционных процессов.

Преподавательская деятельность имеет свою специфику, свои цели. Для достижения этих целей преподаватель применяет различные приёмы обучения. Преподаватель проектирует занятие таким образом, что исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат, добивается поставленной цели. [2]

В процессе преподавания русского языка студентам, обучающимся по направлениям «Наземные транспортные системы и их эксплуатация», «Механизация сельского хозяйства», «Техника и технология оказания услуг» для решения коммуникативных задач студентам предлагаются такие тексты, как «Транспорт», «История создания тракторов и автомобилей», «Классификация автомобилей» и др. Для закрепления темы выполняется ряд заданий типа:

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Какие существуют виды транспорта?

2. Перечислите виды городского транспорта, имеющиеся в вашем городе.

3. Какие грузы перевозит железнодорожный транспорт?

4. Как перекачиваются нефть и газ?

5. Что является важнейшим резервом повышения эффективности использования автомобильного транспорта?

Задание 2. Составьте словосочетания ипредложения сданными словами: грузы, дороги, автомобили, грузоподъёмность, маршруты, ток, районы.

Задание 3. Дополните предложения:

  1. В ней изобретатель применил....
  2. В качестве двигателя....
  3. Для тракторов и автомобилей требовался....
  4. Ученик Ф. А. Блинова Я. В. Мамин создал....

Помимо лексической работы выполняется ряд разнообразных интерактивных заданий:

Выпишите в два столбика нейтральные слова и профессионализмы (Метод «Пинборд»).

Природа, механизм, окно, стамеска, шпиндель, любовь, шасси, книга, очки, скважина, агрегат, мотор, здание, дом, кузов, шпатель, газета, интеграл, шапка, комбайн. [4]

Успешно достижение цели занятия посредством ролевых игр:

1. Кто он по профессии? (игра-соревнование).

Студенты должны знать названия некоторых профессий на русском языке.

Задание. а) С помощью характерных движений покажите, как работает представитель какой-нибудь профессии; б) Отгадайте, какую профессию имеет в виду А.

  1. Кто лучше знает профессии? (игра-соревнование). Каждый по очереди называет профессии. Выигрывает тот, кто называет профессию последним.
  2. Где вы работаете? (игра-соревнование) — составление диалогов. Вопросы: — Где вы работаете? — Кто вы по профессии? — Кем вы работаете? [4]

Таким образом, применение новых педагогических технологий решает задачи коммуникативной направленности обучения, необходимости подготовки студентов к работе с литературой по избранной специальности, формирования навыков профессиональной деятельности. [3,5]

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. — М.: АРКТИ Глосса, 2000. — 165 с.
  2. Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология: теория и практика. Изд. мед. литературы имени Абу Али ибн Сино. Т., 2002.
  3. Протченко И. Ф., Бистрова Е. А., Баудер А. Я. Профессиональная направленность обучения русскому языку. — М.: Высшая школа, 1991. — 96 с.
  4. З. П. Аминова, Ю. К. Рахманова, С. И. Каргапольцева, Н. И. Шодманова. Учебное пособие по русскому языку. Карши, 2009. — 210 с.
  5. Фарсиянц Э. А. Обучение чтению специальных тестов учащихся национальных групп средних ПТУ Узбекистана. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Т.: 1990. — 246 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, задание, профессиональная деятельность, профессия, система образования.


Похожие статьи

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Авторы программы «Иностранный (русский) язык», говоря о языке специальности, используют две формулировки «учебно-научный» и «профессиональный» язык.

Послетекстовые задания направлены на развитие речевой и письменной деятельности студента.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Интенсификация обучения профессиональной иноязычной деятельности на основе коммуникативного метода к преподаванию иностранного языка специальности способствует мобильности при изучении профессии, а также успеху деятельности...

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Данная статья адресована молодым преподавателям русского языка учреждений начального и среднего специального образования с целью: помочь ввести в профессию студентов рабочих специальностей. Статья содержит перечень заданий по различным разделам русского языка.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

КЛК «Из истории профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык, деловая речь, Вид, текст...

Профессиональная направленность русского языка при...

предложение, будущая профессия, русский язык, слово, профессиональное общение, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, никелевый сплав, медицинская помощь...

Обучение переводу по специальности "русский язык..."

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Однако, в кругу обучения русскому языку ещё не сложилась такая полная система обучения переводу.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

По мнению Н. Д. Гальсковой, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать:  сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Авторы программы «Иностранный (русский) язык», говоря о языке специальности, используют две формулировки «учебно-научный» и «профессиональный» язык.

Послетекстовые задания направлены на развитие речевой и письменной деятельности студента.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Интенсификация обучения профессиональной иноязычной деятельности на основе коммуникативного метода к преподаванию иностранного языка специальности способствует мобильности при изучении профессии, а также успеху деятельности...

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Данная статья адресована молодым преподавателям русского языка учреждений начального и среднего специального образования с целью: помочь ввести в профессию студентов рабочих специальностей. Статья содержит перечень заданий по различным разделам русского языка.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

КЛК «Из истории профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык, деловая речь, Вид, текст...

Профессиональная направленность русского языка при...

предложение, будущая профессия, русский язык, слово, профессиональное общение, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, никелевый сплав, медицинская помощь...

Обучение переводу по специальности "русский язык..."

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Однако, в кругу обучения русскому языку ещё не сложилась такая полная система обучения переводу.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

По мнению Н. Д. Гальсковой, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать:  сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Похожие статьи

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Авторы программы «Иностранный (русский) язык», говоря о языке специальности, используют две формулировки «учебно-научный» и «профессиональный» язык.

Послетекстовые задания направлены на развитие речевой и письменной деятельности студента.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Интенсификация обучения профессиональной иноязычной деятельности на основе коммуникативного метода к преподаванию иностранного языка специальности способствует мобильности при изучении профессии, а также успеху деятельности...

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Данная статья адресована молодым преподавателям русского языка учреждений начального и среднего специального образования с целью: помочь ввести в профессию студентов рабочих специальностей. Статья содержит перечень заданий по различным разделам русского языка.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

КЛК «Из истории профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык, деловая речь, Вид, текст...

Профессиональная направленность русского языка при...

предложение, будущая профессия, русский язык, слово, профессиональное общение, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, никелевый сплав, медицинская помощь...

Обучение переводу по специальности "русский язык..."

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Однако, в кругу обучения русскому языку ещё не сложилась такая полная система обучения переводу.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

По мнению Н. Д. Гальсковой, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать:  сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Специфика обучения языку специальности на начальном этапе...

Авторы программы «Иностранный (русский) язык», говоря о языке специальности, используют две формулировки «учебно-научный» и «профессиональный» язык.

Послетекстовые задания направлены на развитие речевой и письменной деятельности студента.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Интенсификация обучения профессиональной иноязычной деятельности на основе коммуникативного метода к преподаванию иностранного языка специальности способствует мобильности при изучении профессии, а также успеху деятельности...

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Данная статья адресована молодым преподавателям русского языка учреждений начального и среднего специального образования с целью: помочь ввести в профессию студентов рабочих специальностей. Статья содержит перечень заданий по различным разделам русского языка.

Изучение профессионального русского языка как важнейшее...

КЛК «Из истории профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное общение, профессиональный русский язык, избранная специальность, профессиональная речь, речевая деятельность, русский язык, деловая речь, Вид, текст...

Профессиональная направленность русского языка при...

предложение, будущая профессия, русский язык, слово, профессиональное общение, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, никелевый сплав, медицинская помощь...

Обучение переводу по специальности "русский язык..."

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Однако, в кругу обучения русскому языку ещё не сложилась такая полная система обучения переводу.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

По мнению Н. Д. Гальсковой, в содержание обучения иностранному языку необходимо включать:  сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов

Изучение опыта в обучении профессионально...

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, обучение чтению, методика и современные технологии преподавания иностранных языков...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Задать вопрос