Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 3316 раз

Библиографическое описание:

Удалова, Е. П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников / Е. П. Удалова, Е. Н. Кокурина, Е. А. Лихоманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42118/ (дата обращения: 26.04.2024).



Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Начало обучения в ВУЗе — один из наиболее сложный и ответственный момент в жизни человека. Поступление в университет для многих эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении на человека влияет комплекс факторов: новый коллектив, новые педагоги, новые требования, изменение режима, для некоторых студентов — переезд от родителей и новые обязанности. [1, с. 110]

Результаты анкетирования студентов первого курса показывают, что у подростков при переходе в высшее учебное заведение возникают эмоциональные всплески на почве смены привычной социальной группы, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: «личность-общество», «студент-преподаватель», «группа-студент», проявляется чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности. Причиной данных отклонений является неполная адаптация молодого человека, находящегося в процессе перехода к взрослой жизни, к условиям нового учебного заведения.

В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации молодежи. Роль физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности также признается специалистами физической культуры. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.

Анализ исследуемого вопроса показал, что на процесс адаптации студентов влияют многочисленные факторы. Помимо учебной нагрузки, сказываются: экологическое влияние (большие объемы времени перед экраном компьютерного монитора, нахождение в плохо проветриваемом помещении, скученность на местах занятий и т. д.), проблемы межличностных отношений в быту и в учебной группе, постоянный дефицит времени, низкая двигательная активность, нарушение режима питания и сна. Совокупность этих факторов вызывает перенапряжение физической и психической сферы студента, что может вести к переутомлению и дезадаптации. Итогом такого процесса является снижение успеваемости и ухудшение здоровья.

По мнению ряда авторов, адаптация — одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для первокурсников, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения и связана с изменением социального статуса молодого человека.

Важно отметить, что в процессе физкультурной деятельности студент вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между успехами студентов в физической культуре и его социальным статусом, так как при хороших показателях он приобретает авторитет. Физкультурная деятельность включает студентов во множество социальных отношений, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в среде учебного заведения. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития человека; между объективно возрастающими требованиями общества к преподавателю как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. [2, с. 159]

Положительная роль в процессе адаптации студентов к обучению в вузе заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения студентов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре; секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные праздники в рамках недели факультетов), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности.

К основным условиям эффективности адаптации человека в процессе физических занятий можно отнести:

  1. Достижение соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей личности учащегося.
  2. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
  3. Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.
  4. Формирование адекватного самоанализа и самооценки первокурсников.
  5. Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.

Адаптация, при таком подходе предполагает, что человек имеет возможность развиваться в соответствующем темпе, в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в вузе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве среди студентов.

Цели адаптации:

  1. создании благоприятных условий для самореализации личности учащегося, приспосабливая его к новым и меняющимся требованиям;
  2. создание модели саморазвивающейся системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.

Такое взаимное приспособление образовательной системы к подростку, а подростка к требованиям системы и входит в понятие «адаптация».

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития учащегося в условиях адаптации, можно отнести: социальная направленность;

  1. адекватность самооценки;
  2. уровень физического развития и физической подготовленности;
  3. наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах;
  4. соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) выбранному направлению обучения, психологической совместимости с преподавателями, и в частности с преподавателями кафедры физического воспитания, а так же со своей студенческой группой.

Адаптация первокурсников — сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, потребности, интересы, психологию студенчества, духовный мир. Это активное творческое приспособление первокурсников к условиям высшей школы. Происходящие изменения личности студента связаны с преодолением трудностей, в том числе отсутствие навыков саморегулирования. Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, беспокойству, тревоге, психической усталости, ослаблению мышления, памяти. Функции физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Его влияние проявляется в формировании эстетических вкусов, духовной культуры, норм и принципов здорового образа жизни. Физическое воспитание обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, оказывает положительное влияние на качество учебного труда, работоспособность, способствует повышению эффективности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе. [4, с. 114]

Перед преподавателями физической культуры стоит важная педагогическая проблема — определить средства и методы использование разнообразных физических упражнений и систему мероприятий оздоровительного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебных обязанностей, а также достижение физического совершенства.

Литература:

  1. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, т.16, № 5, с. 104–115.
  2. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. — М., 2013. — 300 с.
  3. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
  4. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. / под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, адаптация, высшая школа, молодой человек, полная мера, процесс, социальный статус, учебное заведение.


Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович. Рубрика: Образование и обучение. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Социальные функции физической культуры и спорта

Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2008. Олимпийский вестник. № 2 (420), 24 января 2002 г. С. 10–11. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический потенциал человека, спорт человек, учащаяся молодежь.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Основные термины (генерируются автоматически): курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов.

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая...

физическая культура, физическое воспитание, учебное заведение страны, заведение, спорт, Российская Федерация, устранение недостатков, неспециальное физкультурное образование, направление работы, том.

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Физическая культура может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

3. Масляков А. В., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе. Как показали опросы, в подавляющем большинстве студенты положительно относятся к данному виду деятельности и не отрицают...

Оптимизация образовательного процесса по физическому...

физическая культура, спортивная деятельность, спортивно-ориентированное физическое воспитание, студент, учебно-тренировочный процесс, умственная работоспособность...

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность, молодой организм, внешняя среда, повышение уровня.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович. Рубрика: Образование и обучение. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Социальные функции физической культуры и спорта

Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2008. Олимпийский вестник. № 2 (420), 24 января 2002 г. С. 10–11. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, физический потенциал человека, спорт человек, учащаяся молодежь.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

Основные термины (генерируются автоматически): курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов.

Организация особенностей преподавания предмета «Физическая...

физическая культура, физическое воспитание, учебное заведение страны, заведение, спорт, Российская Федерация, устранение недостатков, неспециальное физкультурное образование, направление работы, том.

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Физическая культура может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

3. Масляков А. В., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе. Как показали опросы, в подавляющем большинстве студенты положительно относятся к данному виду деятельности и не отрицают...

Оптимизация образовательного процесса по физическому...

физическая культура, спортивная деятельность, спортивно-ориентированное физическое воспитание, студент, учебно-тренировочный процесс, умственная работоспособность...

Задать вопрос