Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 11629 раз

Библиографическое описание:

Милорава, А. Р. Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России / А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41909/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ.

Ключевые слова: СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание

На сегодняшний день СМИ имеют важнейшее значение для политической системы общества и играют одну из ключевых ролей в формировании политического сознания граждан. Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

В мае 2016 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему: «К каким СМИ россияне чаще всего обращаются за новостями о событиях в стране и мире». Результаты были следующие: наиболее предпочитаемым источником является телевидение, однако его популярность снижается (62 % в 2015 г., 57 % в 2016 г.), второе место занимают интернет-ресурсы и, к слову, их популярность увеличивается с каждым годом (22 % в 2015 г., 27 % в 2016 г.), что касается радио, газет и журналов, то это менее востребованные средства массовой информации, к ним обращаются примерно 3 % опрошенных. Следует отметить уровень доверия граждан к СМИ, и здесь лидирующие положение снова занимает телевидение (53 % респондентов больше доверяет телевизионным сюжетам). [1]

К основным функциям СМИ относятся:

  1. Информационная функция. Её суть заключается в освещении средствами массовой информации событий, происходящих как в отдельной стране, так и в мире. Информация не только передается населению, но также оценивается и комментируется экспертами.
  2. СМИ выступает средством политической социализации. С их помощью население усваивает политические нормы и ценности; образцы и модели политического поведения.
  3. Функция представления различных общественных интересов и мнений, взглядов на политические события.
  4. Функция формирования общественного мнения — одна из важнейших функций СМИ. Оно формируется, например, под влиянием политических лидеров, экспертов в области политики, которых мы ежедневно видим на экранах телевизоров в выпусках новостей, ток-шоу и других телепередачах.
  5. Функция критики и контроля. Она позволяет гражданам анализировать и оценивать события, действия органов/представителей власти. Однако в современном обществе люди предпочитают усваивать уже готовую проанализированную информацию. Этот факт создает условия для различного рода манипуляций политическим сознанием граждан. Огромное количество россиян, не обладая высоким уровнем политических и правовых знаний, потребляет не объективную, а «нужную» для различных субъектов власти информацию. Эта особенность позволяет СМИ в буквальном смысле управлять массовым сознанием населения.
  6. Мобилизационная функция. Суть заключается в побуждении средствами массовой информации к определенным политическим действиям. Ярким примером может служить недавно вышедший фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального о недвижимости премьер-министра России Дмитрия Медведева. За считанные дни фильм набрал более десяти миллионов просмотров на YouTube и побудил к конкретным политическим действиям — по всей России прошли митинги против коррупции.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с истинной информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация, особенно это касается Интернет-ресурсов. Нередко на различных сайтах осуществляется так называемый «информационный вброс», то есть публикация ложной информации с целью получения какой-либо выгоды. Часто такие публикации даже не имеют автора, однако часть населения усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности.

В процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Следует отметить, что СМИ умело создают информационные поводы в интересах различных общественно-политических сил и расставляют нужные акценты политической реальности. В современной России актуальны проблемы в области экономики и социальной сфере, об этом нам говорят данные опроса ВЦИОМ, проведенного в октябре 2016 года на тему «какие проблемы россияне считают наиболее значимыми в масштабах страны и как оценивают состояние различных сфер экономики и других секторов».Низкие зарплаты (15 %) и экономические трудности (14 %) возглавляют рейтинг проблем страны. В ТОП-5 также входят инфляция (12 %) и безработица (12 %).Втечение 2016 года фиксируется рост озабоченности проблемами здравоохранения — эта проблема второй держится на третьей строчке народного рейтинга. [2] Однако на современных политических телепередачах, таких как «Место встречи», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и др. освещают не актуальные проблемы внутриполитического характера, а события внешней политики, тем самым СМИ отвлекают граждан и контролируют их политическое сознание.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные СМИ, формирующие политическое сознание населения, становятся стержнем политического процесса. Деятельности СМИ осуществляется по заданной политической линии. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, так как они являются проводником между властью и обществом.

Литература:

  1. ВЦИОМ. Режим доступа: // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679
  2. ВЦИОМ. Режим доступа: // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115901
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, общественное мнение, политическая система, политический, политическое сознание, роль СМИ, современное общество, функция СМИ.


Ключевые слова

СМИ, роль СМИ, функции СМИ, политическое сознание

Похожие статьи

Политические функции средств массовой информации

функция СМИ, гражданское общество, картина мира, массовая информация, получение информации, событие, общественное мнение, контрольная функция, информативная функция, общественное сознание.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, общественное мнение, общественное сознание, СМИ, средство, украинский, Украина, Россия, общественный интерес

СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

Анализируются функции СМИ и политического процесса.

Ключевые слова: СМИ, политика, информация, политический процесс, медийный процесс. В современном Российском государстве политический процесс не стал более управляемым.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

В статье рассматривается взаимодействие средств массовой информации и государства в современной России. Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Средства массовой информации в сопровождении...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Средства массовой информации в современном политическом...

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Характеристика общественно-политической прессы как типа...

Общественно-политическая пресса является главным источником экономической информации для большей части населения страны, формирует экономическое сознание и помогает принять экономические решения.

Средства массовой информации как средство формирования...

Политические стереотипы — это образцы, шаблоны, которые формируют мнение человека о действиях и образах государств на политическом пространстве.

Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, массовое сознание, СМИ, массовая информация...

Похожие статьи

Политические функции средств массовой информации

функция СМИ, гражданское общество, картина мира, массовая информация, получение информации, событие, общественное мнение, контрольная функция, информативная функция, общественное сознание.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, общественное мнение, общественное сознание, СМИ, средство, украинский, Украина, Россия, общественный интерес

СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

Анализируются функции СМИ и политического процесса.

Ключевые слова: СМИ, политика, информация, политический процесс, медийный процесс. В современном Российском государстве политический процесс не стал более управляемым.

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках...

В статье рассматривается взаимодействие средств массовой информации и государства в современной России. Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Средства массовой информации в сопровождении...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Средства массовой информации в современном политическом...

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Характеристика общественно-политической прессы как типа...

Общественно-политическая пресса является главным источником экономической информации для большей части населения страны, формирует экономическое сознание и помогает принять экономические решения.

Средства массовой информации как средство формирования...

Политические стереотипы — это образцы, шаблоны, которые формируют мнение человека о действиях и образах государств на политическом пространстве.

Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, массовое сознание, СМИ, массовая информация...

Задать вопрос