Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2048 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Т. А. Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема / Т. А. Федорова, И. Н. Оловникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 662-664. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41536/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность, формирование интереса к миру профессий

Интерес по определению толкового словаря С. И. Ожегова — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [8].

По словарю Д. Н. Ушакова, интерес — это внимание, возбуждаемое по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким [12].

Психологический словарь толкует понятие «интерес» эмоциональным состоянием, связанным с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется как побуждение к деятельности [6].

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей деятельности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [6].

Психолого-педагогический смысл понятия «интерес» отражает значимые процессы для младших школьников — от внимания и восприятия до совокупности, и выражается в потребностях личности. По определению педагогов-психологов «познавательный интерес» — это основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психологического образования, так и эмоционально-волевых процессов. По мнению А. Н. Леонтьева, познавательный интерес у школьников процесс не легкий, так как включается в общую линию их развития [15].

По определению Л. С. Выготского, «естественным двигателем» детского поведения, «выражением инстинктивного стремления» является «познавательный интерес», так как он указывает на то, что деятельность ребенка совпадает с его потребностями» [15].

С точки зрения Г. И. Щукиной, «избирательная направленность, обращенная к познанию, ее предметной стороне и самому процессу овладения является познавательным интересом» [14].

Н. Г. Морозова определяет, что важной личностной характеристикой школьника является познавательный интерес или мотив, так как он способствует увеличению познавательно-эмоционального отношения к учению». По словам автора, познавательный интерес — отражение сложных процессов в мотивационной сфере деятельности [7].

Выявление психолого-педагогической сущности формирования интереса младших школьников к миру профессий следует начать с определения сущности понятий, которые составляют основу проблемы исследования. Для формирования интереса к миру профессий младших школьников следует начать с профессионального просвещения (знакомства), а затем определять склонности учащихся к определенному роду профессий. При работе по профессиональному просвещению, более важным является формирование у младших школьников интереса к профессиям. Усвоение и переработка полученной информации о профессии в процессе обучения приводит к получению школьником устойчивого положительного отношения к профессиям [10].

По определению Н. С. Пряжникова, обеспечение гарантий в выборе профессии; достижение баланса между профессиональными интересами и психофизиологическими особенностями личности; прогнозирования профессиональной успешности; содействие непрерывному росту профессионализма личности являются целями осуществления профориентационной работы [10].

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как ролевая игра, которая заполняет эту потребность [11].

По словам Резапкиной Г. В.: «У ранней профориентации достаточно сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы — ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать. Противники представляют себе школьников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые, которые озабочены судьбами отечественной экономики» [11].

Резапкина Г. В. утверждает: «Путь представлений о мире профессий начинается с 2-х, 3-х лет и продолжается до 10–12 лет. В данный период времени у детей закладываются знания о профессиях путем «проигрывания» действий профессионалов, подражая взрослым в ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин». Как считает автор, в начальной школе следует проводить профориентационную работу, используя задачи программы и методики адекватно возрастным особенностям. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, используя различные виды игр, мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни. Данные приемы будут помощниками в формировании интереса к миру профессий» [11].

По словам Резапкиной Г.В: «Психологическая диагностика — наиболее сложная часть профориентационной работы. Если проводить диагностику, то аккуратно, в игровой форме, и только в случае, если она встроена в занятия на знакомство с миром профессий, воспитывая при этом универсальные профессиональные качества и трудовые навыки» [3].

Е. А. Климов считает, что разнообразие трудовой деятельности человека, является основным и важным звеном социальной адаптации ребенка и утверждает, что формировать интерес к миру труда следует с первого года обучения в школе [3].

С. Н. Чистякова утверждает, что основная цель пропедевтики — это формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности. Достижение данной цели формирует следующие задачи: формирование осознанного представления о профессиях и деятельности; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

По мнению А. Д. Копытова, формирование интереса и представления детей о профессиях и труде, учитывая склонности и индивидуальные особенности являются основной задачей учителя начальных классов Учитель должен формировать интерес к будущей профессии для того, чтобы интерес перерастал в склонность и увлеченность [4].

Кочетов А. И. утверждает, что школа и учителя не располагают методиками безошибочно выявить способности и склонности учащихся к определенной профессии. Поэтому о способностях и склонностях младших школьников к определенным профессиям судят по успехам в учении и участию в общественной работе [5].

По мнению А. И. Кочетова знакомство ребенка с разнообразными видами профессий не только развивает кругозор, но и может способствовать раннему проявлению и конкретизацию его интересов и склонностей по отношению к профессии [5].

Основными задачами формирования интереса к профессиям в начальной школе являются: формирование любви и положительного отношения к труду; понимания роли в жизни общества; развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения. Е. Н. Землянской предлагается включать в структуру уроков начальной школы профориентационную игровую деятельность, которая позволяет разнообразить уроки и сделать их эмоционально-окрашенными [2].

Таким образом, рассмотрев проблемы формирования интереса младших школьников к миру профессий, можно отметить, что согласно возрастным особенностям основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда и положительного отношения к труду. Формирование интереса младших школьников к миру профессий развивает кругозор и способствует раннему проявлению его интересов и склонностей к определенному профессиональному виду деятельности.

Литература:

  1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориенталогия: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
  2. Землянская Е. Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы. / Землянская Е. Н. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 123 с.
  3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А. Д. Копытов. Томск, 1993. — 80 с.
  5. Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006. — 160 с.
  6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.
  9. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  10. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
  11. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М., 2005. — 208 с.
  12. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. — М.: изд. АСТ. — 2004.
  13. Чистякова С. Н. Рассказы о профессиях: книга для чтения по предмету «Технология». — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  15. Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122–124.
Основные термины (генерируются автоматически): мир профессий, формирование интереса, познавательный интерес, профориентационная работа, интерес, начальная школа, познавательная деятельность, профессия, школьник, положительное отношение.


Ключевые слова

интерес, познавательная деятельность, познавательный интерес, формирование интереса к миру профессий

Похожие статьи

Формирование интереса к учебной деятельности

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности...

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г.

М.: Просвещение, 1979 г. Журнал «Начальная школа», статья «Привитие учащимся интереса к учебным занятиям», № 3, 1995 год.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Учебно-познавательный интерес кновому учебному материалу.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьник, учебная деятельность, профессия, учащийся, ребенок, группа, составитель текста, профессиональная деятельность, решение.

Формирование профессионального самоопределения...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения...

профориентационная работа, профессиональная ориентация, трудовое обучение, профессия типа, профессия, класс, мир профессий, профориентационный материал, начальная школа...

Похожие статьи

Формирование интереса к учебной деятельности

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности...

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Профессиональный интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г.

М.: Просвещение, 1979 г. Журнал «Начальная школа», статья «Привитие учащимся интереса к учебным занятиям», № 3, 1995 год.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Фактором успешного обучения и развития личности школьника является познавательный...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Учебно-познавательный интерес кновому учебному материалу.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьник, учебная деятельность, профессия, учащийся, ребенок, группа, составитель текста, профессиональная деятельность, решение.

Формирование профессионального самоопределения...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения...

профориентационная работа, профессиональная ориентация, трудовое обучение, профессия типа, профессия, класс, мир профессий, профориентационный материал, начальная школа...

Задать вопрос