Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 2570 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева, З. И. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок / З. И. Мустафаева, М. И. Антонюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 638-640. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41525/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье обосновывается важность проведения прогулки в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования познавательной активности детей на прогулке. Отмечается необходимость планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Освещаются вопросы учета возрастных особенностей дошкольников при проведении прогулки.

Ключевые слова: прогулка, познавательная активность, дети дошкольного возраста, основные виды активности, наблюдение, опыты, экскурсия

Актуальной задачей нашего времениявляется владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она — важное условие и средство познания. Формированиепознавательных интересов и познавательных действий ребёнком в различных видах деятельности является одним из принциповдошкольного образования и закреплено в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [1].

В соответствии со спецификой развития, дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. В данном периоде задача взрослых заключается в поддержании, развитии и стимулировании данного стремления.

При организации педагогического процесса следует учитывать, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка, и стимулирует успешность его развития. Вместе с тем необходимо помнить, что не каждая деятельность является развивающей. Эффективность развития ребенка прежде всего зависит, от освоения ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развитию ребенка способствует соответствие деятельности его возможностям, увлечениям, потребностям в разные возрастные периоды.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослых и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, выбирать необходимые средства и методы, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки [2].

В педагогических исследованиях, особенности развития познавательной активности дошкольников отражены в работах Д. Б. Годовиковой, С. А. Козловой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Е. А. Лобановой, Н. Н. Поддьякова, В. В. Щетининой и т. д.

Огромную роль в развитии познавательной активности старших дошкольников играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Ее осуществление происходит в основном на прогулках и во вторую половину дня. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

В процессе прогулки возможно создание уникальных условий для всестороннего развития ребенка. Дошкольник удовлетворяет потребность в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Получает новые яркие впечатления в процессе разнообразных игр.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня [2].

При организации прогулок, сцелью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие». Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления: расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений [1].

В практике работы дошкольных учреждений используют следующие виды прогулок:

– Типовая — максимально свободная деятельность детей.

– Комбинирование: целеваяпрогулкаи свободная деятельность.

– Прогулка — экскурсия — поход.

– Спортивные эстафеты.

Прогулка включает в себя следующие составные части: наблюдение, рассматривание;трудовая деятельность детей;подвижные игры;индивидуальная работа с детьми;самостоятельная деятельность детей [4].

Известно, что наиболее эффективно процесс приобретения знаний происходит во время самостоятельной деятельности детей. Посредством организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и стимулировать в ребёнке интерес к исследованиям, помочь ему приобрести опыт исследовательской деятельности, развивать восприятие, мышление, речь.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен периодически уточнять и закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

Специфической особенностью восприятия дошкольников является то, что наблюдательность как качество личности отсутствует, или развито в недостаточной степени. Для успешного решения этой проблемы приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь — это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к моментам которые остались незамеченными ребенком.

Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: птичка щебечет, мотоцикл шумит и т. д. Фаза активного внимания ребенка старшего дошкольного возраста составляет около 10 минут. Поэтому наблюдения должны быть интересными, познавательными и в пределах фазы активного восприятия.

С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам воспитатель должен личным примером вызывать у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Путем постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниям собственного мнения.

Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям может осуществляться в связи с периодической сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Наблюдения за явлениями природы животными, растениями, насекомыми и птицами должны сменяться знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жизнью улицы.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и делать выводы, понимать взаимозависимость природных объектов, заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.

Для успешного достижения поставленной цели воспитателю необходимо задействовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, задавать наводящие и провокационные вопросы, помогать устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой и систематически использовать дидактические и подвижные игры [5].

Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития, предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.). Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным средством ознакомления детей с миром окружающей природы.

В ходе организации опытов с природными материалами в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников на прогулке дети лучше познают окружающий мир. Все это стимулирует их искать ответы на вопросы обращаясь за помощью ко взрослым, познавательной литературе, детским энциклопедиям, Интернету.

Особое внимание, при планировании экспериментальной деятельности на прогулке по ознакомлению дошкольников с явлениями природы необходимо обращать на сезонность. Также должны быть созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Эффективной формой стимулирования познавательной активности старших дошкольников являются экскурсии по территории детского сада и за его пределами. Они организуются с целью развития исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе.На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы./ Ред. Т. В. Цветкова. — М.: Сфера, 2016. — 96с.
  2. СанПин 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.
  3. Микерина, А. С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А. С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — Челябинск. — № 4, 2011. — С. 103–106.
  4. Организацияпрогулки в ДОУ: Методическиерекомендации для воспитателей дошкольныхучреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. е. А. Донченко. –Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. — 66 с.
  5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2011. -126с.
  6. Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 02. — ART 76027. — 0,5 п. л. — [электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. — ISSN 2304–120X.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, наблюдение, прогулка, дошкольный возраст, познавательно-исследовательская деятельность, явление природы, детский сад, исследовательская деятельность, познавательная активность.


Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями.

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей...

Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, дошкольное образование, прогулка, средний дошкольный возраст.

Исходя из этого, важно понимать, познавательно-исследовательское развитие детей дошкольного возраста является не...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

ребенок, деятельность экспериментирования, окружающий мир, среда обитания, операция анализа, накопление фонда, чувственное восприятие, исследовательская деятельность, детская жизнь, знание.

Развитие познавательной активности детей старшего...

в. Развивать умение выделять главное. г. Стимулировать проявление наблюдательности, познавательного интереса, умение сравнивать

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

- формировать представления детей об окружающем мире; - развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, познавательно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность...

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями.

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей...

Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, дошкольное образование, прогулка, средний дошкольный возраст.

Исходя из этого, важно понимать, познавательно-исследовательское развитие детей дошкольного возраста является не...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

ребенок, деятельность экспериментирования, окружающий мир, среда обитания, операция анализа, накопление фонда, чувственное восприятие, исследовательская деятельность, детская жизнь, знание.

Развитие познавательной активности детей старшего...

в. Развивать умение выделять главное. г. Стимулировать проявление наблюдательности, познавательного интереса, умение сравнивать

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

- формировать представления детей об окружающем мире; - развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, познавательно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность...

Задать вопрос