Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Шкатова, Е. А. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Шкатова, А. В. Шкурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 625-627. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41201/ (дата обращения: 29.04.2024).



Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический метод. В ходе исследуемой работы были апробированы результаты и сделаны соответствующие выводы для разработки логопедической работы для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, дети 5–6 лет, развитие пространственных представлений

В дошкольном учреждении, у каждого отдельного ребенка 5–6лет, различный темп усвоения теоретических и практических знаний. От того, насколько хорошо воспитатели, учителя-логопеды, психологи и другие работники учреждения подготовят ребенка к школьному учреждению, зависит будущее дошкольника. Смогут ли взрослые, имеющие педагогическое образование, развить способности ребенка, развить интерес к игровой, а в последствие и к учебной деятельности.

В развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Одним из довольно распространенных речевых дефектов и наиболее тяжёлых является общее недоразвитие речи. Состояние нарушения характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, имеет стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционно-логопедической работы. Эффективность коррекционно-логопедической работы будет зависеть от умения правильно оценивать структуру речевого дефекта, и степень выраженности нарушений, включающих в неё компонентов речевой системы.

Большой интерес представляют работы Р. Е. Левиной, в которых используется «системно-логопедический подход к анализу речевых нарушений у дошкольников. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости» [1, с.77].

Пространственные представления имеют большое значение для всех сторон деятельности человека, включая различные стороны взаимодействия его с действительностью. В философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается и отмечается роль освоения социального и предметного пространства, в построении или создании ребенком целостной картины мира, понимании своего места в нём. Всестороннее развитие ребенка неосуществимо без включения развития у него способности к ориентировке в пространстве.

«Дезориентировка в пространстве — это одна из причин, которая вызывает затруднения в овладении детьми навыками рисования, лепки, вырезания картинок, и последующим овладении чтением и письмом. В связи с этим считается актуальным развитие у детей 5–6 лет реальных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и довольно прочных навыков ориентировки в пространстве» — по мнению Н. И. Панова [2, с. 258].

В. А. Ковшиковым, Т. А. Фотековой научно и экспериментально доказано, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается определённое своеобразие мыслительной деятельности, проявляющиеся в трудностях овладения анализом, синтезом, в том числе и пространственным сравнением, классификацией снижением уровня обобщений, недостаточным умением в построении умозаключений по аналогии.

Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, экспериментально и практически выявлено, что дети 5–6 лет с общим недоразвитием речи с трудом устанавливают причинно-следственные связи, в частности, на уровне пространственно-временных ориентировок. Причина этого, по мнению исследователей, в том, что у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи затруднено понимание сложной словесной инструкции, вследствие того, что она сложна как по смысловому содержанию, так и по грамматическому оформлению. По данным исследования авторов, это объясняется комплексным воздействием ряда факторов: расстройствами перцептивного уровня восприятия, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, трудностью понимания сложных лексико-грамматических конструкций.

Становится понятным, что одним из проявлений нарушений познавательной деятельности у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи является несформированностью вербально-логического мышления, что в значительной степени обусловлено нарушением семантической стороны речи, проявляющимся, прежде всего, в нарушении понимания значения слова и в задержке формирования слова, как понятия.

Таким образом, существует тесная взаимосвязь вышеописанных функций нарушения речи. У детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи с большим трудом можно развить серию движений (общемоторные, артикуляционные, пальцевые), которые необходимы для формирования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке. У дошкольников выражены трудности воспроизведения двигательного задания по пространственно-временным параметрам.

Л. С. Цветкова сообщает, что у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, возникают трудности в определении сторон пространства (особенности правой и левой). Констатируются: несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами, что свидетельствует о недоразвитии вербального уровня развития пространственных представлений, неустойчивость. «Отмечаются разрывы между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов, прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико-пространственных нарушений» [1, с.75].

Общее речевое недоразвитие не позволяют ребенку в полноценной мере сформировать навыки пространственного ориентирования и вербализировать их в речевой среде.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи может быть более эффективной, если в коррекционно-логопедической работе будет применяться специально разработанная система коррекционно-развивающих заданий. Система занятий построена с учетом общих принципов коррекционно-педагогической работы. Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике.

Весьма эффективным коррекционным приемом на данном этапе будет проведение с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевых игр с речевым сопровождением, где снимается «зажим», напряжение, появляется доверчивость, желание общаться. Такие игры, как ««Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?»» — составленные А. В. Семинович [3, с.83].

Таким образом, для детей 5–6 лет, необходимо разработать систему логопедических занятий по развитию пространственных представлений.

Развитие пространственных представлений реализуется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, а также вне их — игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение пространственным представлениям на специальных занятиях является одной из главных задач.

В основе развития пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи — развития пространственных представлений.

«Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к развитию пространственных представлений у детей.

Как отмечал А. Ю. Петренко «коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений ребенка» [4, с. 76].

Система коррекционно-логопедических занятий:

Цель: предложенная система коррекционных занятий с использованием средств сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию пространственных представлений и формированию связного речевого высказывания у детей с нарушением речи.

Основная задача коррекционного воздействия на детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни с правильной последовательностью временных характеристик и логики.

Предлагаемая система занятий поможет педагогам выстроить работу с детьми с нарушением речи системно, в определенном логическом порядке. Однако использование предложенного материала предполагает, что педагоги могут вносить в него свои изменения, ориентируясь на детей, с которыми они работают и, исходя из собственных интересов и уровня подготовки.

Система коррекционно-логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи, реализовывалась в три этапа:

– Первый этап коррекционной работы (подготовительный) — налаживание социальных связей детей, установление эмоциональных контактов.

– Второй этап коррекционной работы (основной) — развитие пространственных представлений в специально организованной коррекционно-логопедической деятельности.

– Третий этап коррекционной работы (заключительный) — включение коммуникативных способностей в свободную, игровую, познавательную, творческую деятельность.

«В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать развитие наглядно-образного мышления» для этого был использован в коррекционно-логопедической работе с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи альбом, созданный В. М. Минаевой [5, с.41].

Для систематизации и внедрения сюжетно-ролевых игр были изучены работы таких авторов как В. И. Селиверстова и В. В. Гоголевой [6, с.38].

Таким образом, работа должна быть направлена на развитие интереса к сюжетно-ролевым играм и развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развивать логическое мышление и сообразительность. Коррекционно-логопедическая работа способствует развитию пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии./Р. Е. Левина. — М., 2008. — 153с.
  2. Данильян, О.Г., Панов Н. И. Современный словарь по общественным наукам/ О. Г. Данильян. — М., 2009. — 528с.
  3. Гантимурова, О.П., Павалаки, И. Ф. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи //А. Р. Лурия и психология XXI века. Вторая международная конференция. — М.: МГУ, 2002. -С. 32–33.
  4. Петренко, А. Ю. Особенности коммуникативно-познавательных способностей детей с общим недоразвитием речи / А. Ю. Петренко.// www.Logoped.ru. — 2011.- № 4. — С.75–78.
  5. Минаева В. М. Альбом «Все работы хороши» Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры./ В. М. Минаева. — М.: Аркти, 2013. — 85с.
  6. Гоголева, В. В. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет/ В.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, коррекционно-логопедическая работа, представление, развитие, коррекционная работа, коммуникативный подход, нарушение речи, речевая система, система занятий.


Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика. На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Алалия. Основные направления и содержание...

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. В качестве причин, приводящих к возникновению алалии...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР).

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика. На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при...

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей.

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Алалия. Основные направления и содержание...

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. В качестве причин, приводящих к возникновению алалии...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних...

) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи

Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР).

Задать вопрос