Марс российский и апостол Петр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Дворянова, А. А. Марс российский и апостол Петр / А. А. Дворянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 688-691. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41140/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье сопоставляются названия кораблей русского военного флота с поэтическими именами, указывающими в пьесах школьных театров на образ Петра I. Высказывается предположение о том, что эти имена (Марс, апостол Петр) не только в пьесах школьных театров, но и в названиях кораблей соотносятся с образом царя-реформатора.

Ключевые слова: аллегория, барокко, имя собственное, названия кораблей, Петр I, пьесы школьных театров, Марс, апостол Петр

Реформы Петра I коснулись всех сторон жизни России. Петр I стремился создать мощное государство, для этого он активно занимался преобразованием страны. К достижениям Петра I относится создание регулярного флота, строительство которого имело важное значение для России: флот был важен для развития морской торговли, он был необходим в войнах с Турцией и Швецией.

Особое внимание уделялось наименованиям кораблей, которые должны были отображать политическую ситуацию, пропагандировать важные события и прославлять Петра I и успехи государства. Ю. М. Попов пишет: «Прямо именем Петра Великого при его жизни не было названо ни одного корабля, но были аллегорические образы, чьи названия использовались для наименования кораблей и ассоциировались у современников именно с личностью Петра» [7, с. 39].

Подобные ассоциации были характерны для барокко. Отличительной особенностью барочной культуры петровской эпохи является аллегорическое использование античных и христианских (библейских) образов в различных формах искусства, в том числе и в школьном театре, который появился также при Петре I. Пьесы школьных театров должны были выполнять не только нравственно-воспитательную, но и пропагандистскую функцию. В сюжетах, в основном взятых из Библии, иносказательно отображались события, относящиеся и к современности (прежде всего война со Швецией). Как и в названиях кораблей, именем Петра в пьесах напрямую ни один из персонажей не был назван, но они легко отождествлялись с русским царем в сознании людей (речь идет о следующих поэтических именах: Марс российский, апостол Петр, царь Езекия, Давид, Иисус Навин, Ревность росская) [8].

Имена каких персонажей, представляющих Петра I в пьесах школьных театров, можно соотнести с названиями кораблей русского военного флота? На наш взгляд, такими именами являются Марс и апостол Петр (в своей работе мы используем справочники Ф. Ф. Веселаго и А. А Чернышева [2; 13]).

Образ Марса встречается достаточно часто в пьесах, но только в двух — «Страшное изображение втораго пришествия» и «Торжество мира православного» — он указывает на русского царя. В остальных произведениях Марс является второстепенным персонажем. Например, в пьесе «Ревность православия» Марс вместе с Мужеством сопровождает Иисуса Навина (т. е. Петра I), а в пьесе «Слава российская» и «Слава печальная» Марс и другие персонажи прославляют подвиги и достижения Петра.

Основная функция Марса как мифологического персонажа — олицетворение войны, военной силы [4, т. 2, с. 119–120]. Как пишет Дж. Холл, «его жестокий и агрессивный характер сделал его ненавистным почти для всех… Он не слишком популярная фигура в искусстве, за исключением сюжетов, в которых воинственный дух смиряется любовью» [14, с. 350]. Тем не менее образ Марса активно используется в пьесах. Более того, этот образ активно эксплуатируется и в других видах искусства петровского времени.

Так, при возвращении Петра в Москву после взятия Азова у Каменного моста были сооружены Триумфальные ворота, свод которых поддерживался двумя огромными статуями: Геркулеса (с надписью над ним «Геркулесовою крепостью») и Марса (с надписью «Марсовою храбростью»), при этом Марс олицетворял военные успехи на суше, а Геркулес — на море [1, с. 370].

Новым явлением культуры стали фейерверки и иллюминации. Во время фейерверка 1 января 1704 г. использовались резные аллегорические фигуры, среди которых был и Марс [5, с. 205–206].

Имя Марса активно используется, так сказать, «в быту» Петром I и его приближенными. Так, в письмах царя к А. А. Виниусу и Ф. М. Апраксину упоминаются «Марсовый ладан» (при наречении фрегата «Св. апостол Павел»), «Марсова потеха» (о Кожуховском походе), «Марсово ярмо» и «Марсов плуг» (в последних двух случаях речь идет о походе на Азов в 1695 г.) [6, с. 22, 29, 48, 51].

Также образ Марса употребляется и в других жанрах литературы первой четверти XVIII в. Например, в новолатинской поэзии. Во время торжественного триумфального входа Петра Великого в Москву в 1721 г. звучала приветственная «песнь», в которой царь (точнее, уже император) сравнивался с Марсом: «Лицо Марса, но без марсова гнева». Далее в этой же песне: «Некогда под твоим предводительством отправился вооруженный Марс, отравленными стрелами и луком ǁ Ужасный для шведа, и заслуженное поражение врагу нанес» [3, с. 230–231]. Другой пример — это «песнь», которой приветствовали Петра Великого, возвратившегося с победой с Каспийского моря 18 декабря 1722 года: «…благородный Марс острым мечом прогонял тучи врагов, обширные раздвинув отечеству тяжкими деяниями берега» [3, с. 235].

Имя Марса используется в сочетании с уточняющим эпитетом «российский» (реже — «роксоланский»). В отличие от библейских имен, которые были известны русскому народу и не требовали никаких пояснений, имя Марса не было столь популярным. Поэтому его «русифицировали» при помощи прилагательного «российский», чтобы оно ассоциировалось с образом Петра I в сознании людей. Во времена Петра в иных случаях «русификация» «чужих» мифологических образов производилась через использование русского «аналога». Иноязычное имя собственное переводилось на русский язык. Так, имя «Фортуна» было переведено как «Счастье» [10, с. 44].

Лексема «Марс» в качестве корабельного имени в русском военном флоте встречается крайне редко, хотя оно и стало в России одним из первых названий, образованных от имен античных богов и героев. Речь идет об одном из кораблей Потешной флотилии [13, т. 1, с. 14]. Выбор имени римского (а не древнегреческого) божества для наименования «потешного» судна, вероятно, обусловлен преклонением царя-реформатора перед имперским Римом, который служил образцом силы и мощи для создаваемой «Новой России» [9, с. 127; 11, с. 154]. Существование этого корабельного имени подтверждается свидетельством Лефорта, сподвижника Петра I [1, с. 144]. Кроме данного примера использования имени «Марс», нужно также указать на одноименный бомбардирский корабль, который был заложен в Кронштадте в 1771 г. (разобран в 1780 г.).

В отличие от Марса, в честь апостола Петра корабли в отечественном флоте называли заметно чаще. Апостол Петр был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Его имя было одним из самых почитаемых русским царем: «Первое место среди небесных покровителей Петра занимал святой первоверховный апостол Петр, в честь которого и был назван родившийся 30 мая 1672 года будущий царь» [7, с. 40].

В новой официальной мифологии «создается цепочка символов с государственным значением, в основе которых лежит образ апостола Петра, переносящийся на образ Петра-императора» [12, с. 136]. Это можно проследить и в топониме «Санкт-Петербург», и в названиях кораблей. Образ апостола Петра активно использовался в искусстве времен Петра Великого. Так, «Метафорическое сближение Петра I и Петра Апостола, … использовано и для деревянного барельефа над воротами Петропавловской крепости…» [5, с. 200].

Образ апостола Петра используется в пьесах «Царство мира» (1702 г.) и «Торжество мира православного» (1703 г.) [8]. При этом наблюдаются варианты сочетания имени с «уточняющими» словами: «апостол Петр», «святой Петр», но чаще всего — «Петр святый». Особо отметим прямое замещение апостола Петра Марсом в «Торжестве мира православного»: в первых двух действиях представлен св. Петр, в третьем — Марс российский, в эпилоге — вновь апостол Петр, точнее — «Генеуш Петра святаго» (вариативность Марс/Петр связана и с сочетаниями, в состав которых входит лексема «Генеуш»: «Генеуш Марса российскаго (или — роксоланскаго)» и «Генеуш Петра святаго»).

Чаще всего в названиях кораблей встречается вариант «Святой Петр», речь идет о следующих кораблях: линейный корабль (спущен на воду в 1720 г.); фрегат (1710 г.); галера (1704 г.); гекбот (1723 г.); яхта, на которой царь плавал по Белому морю в 1693 и 1694 гг.; галиот, который взяли у шведов при завоевании Нарвы 9 августа 1704 г. Многие из этих судов участвовали в Северной войне. Например, фрегат «Святой Петр» захватывал в Северном море шведские корабли, на его счету много подвигов [13, т. 1, с. 188]; галиот вместе с другими судами доставлял провиант и другие грузы на суда эскадры и в приморские крепости [13, т. 2, с. 337]. Много кораблей было названо именем апостола Петра и после смерти русского царя.

Другие варианты наименований: а) к указанным примерам (схема «прил. «святой» + сущ. «Петр») можно добавить словосочетание, содержащее конструкцию с родительным падежом (шмак «Святого Петра», 1703 г.); б) сущ. «апостол» + сущ. «Петр»: корабль «Апостол Петр» (1696 г.), возможно и иное расположение компонентов словосочетания: фрегат «Петр Апостол» (относится к послепетровскому времени — спущен на воду в 1788 г.); в) прил. «святой» + сущ. «апостол» + сущ. «Петр»: яхта «Святого Апостола Петра» (1705 г., конструкция с родительным падежом).

Итак, образы Марса и апостола Петра в пьесах «Царство мира», «Страшное изображение втораго пришествия» и «Торжество мира православного» вызывали в сознании людей ассоциации с Петром I, совершенно естественно утверждать, что и в названиях кораблей они могли выполнять ту же функцию. При этом лексема «Марс» как имя корабля широкого распространения не получила, а различные варианты наименования в честь апостола Петра были востребованы и популярны не только при жизни царя-реформатора, но и в последующие эпохи.

Литература:

  1. Богословский, М М. Петр I. Материалы для биографии: в 5 т. — Т. 1. Детство. Юность. Азовские походы. 1672–1697. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 497 с.
  2. Веселаго, Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. — СПб., 1872. — 797 с.
  3. Либуркин, Д. Л. Русская новолатинская поэзия: материалы к истории: XVII — первая половина XVIII века. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 278 с.
  4. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  5. Морозов, А. А. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // XVIII век. — Л.: Наука, 1974. — Сб. 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века / под ред. Г. П. Макогоненко, Г. Н. Моисеевой. — С. 184–226.
  6. Письма и бумаги императора Петра Великого. — СПб.: Государственная типография, 1887. — Т. 1. (1688–1701). — 996 с.
  7. Попов, Ю. М. Северный орел распростер крылья свои на Босфор и на Балтику // Военно-исторический журнал. — 2001. — № 7. — С. 39–40.
  8. Пьесы школьных театров Москвы / под ред. А. С. Демина. — М.: Наука, 1974. — 584 с.
  9. Региональная лингвистика (Крайний Северо-Восток России): учеб. пособие / под ред. А. А. Соколянского. — Магадан: СВГУ, 2016. — 219 с.
  10. Семенов, А. И. Брауншвейгское «Счастие» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. — 2014. — № 21. — С. 42–45.
  11. Семенов, А. И. Охотская «Фортуна» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. — 2012. — № 17. Спецвыпуск. — С. 152–155.
  12. Успенский, Б. А. Избранные труды: в 3 т. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996–1997. — Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 1996. — 608 с.
  13. Чернышев, А. А. Российский парусный флот: справочник в 2 т. М.: Воениздат, 1997–2002.
  14. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / пер с англ. А. Майкапара. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004. — 655 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Марс, апостол, корабль, Великое, имя, образ Марса, пьеса, имя Марса, образ апостола, русский военный флот.


Ключевые слова

имя собственное, барокко, аллегория, названия кораблей, Петр I, пьесы школьных театров, Марс, апостол Петр

Похожие статьи

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

[4, с. 37] Таким образом, возможно, что Муссолини вновь отправил военные силы Италии по своей инициативе и с той же корыстной целью и

После чего, уже совсем потрепанный флот должен был предстать во всей боевой готовности и в рамках Русской кампании.

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс

Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если он наберет 16,7 км/с, то за 70 суток.

По сути это просто ракетный лифт. Таким образом, проблема решена: большая тяжелая ракета разогнана с разумным расходом топлива, а люди не участвовали в этом...

Версаль и Петергоф. Легенды и история

В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма.

28) 9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

Об особенностях оперы испанского Барокко («Пурпур розы» Хуана...

Таким образом, возникает конфликт на уроне противопоставления любви и ревности, одно из этих чувств дарует счастье, другое — разрушает его.

На войне они столь же страстны и одержимы как Адонис и Венера. Именно поэтому в военных сценах Марса и Белоны не только...

Тетрадекаэдр: разработка жилого модуля на Марсе для 3D печати

В этот момент Марс всего в пятидесяти пяти миллионах километров от Земли. В это время люди и посылают свои корабли.

Таким образом, чтобы попасть в дом, нужно будет сначала открыть внешний шлюз, закрыть его, дождаться, когда атмосфера внешнего помещения придет в норму...

«Аэлита» А.Н. Толстого: мастерство психологического пейзажа

Именно здесь, в холодном космическом пространстве Марса, душа Лося вновь наполняется любовью.

Обыгрывая символическое содержание данного образа, Толстой каждый раз наполняет его новыми

Переписка Л. Н. Толстого и Великого Князя Николая Михайловича.

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.

Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс

Таким образом, мы можем сказать, что архитектура — это летопись в камне, дань моде и времени.

Эта загадочная пентаграмма | «Молодой

Последователи Пифагора назвали пентаграмму Гигиея по имени древнегреческой богини здоровья и

Таким образом, календарь-прогноз Горбаня — это таблица из колонок

В 2016 год господствовала планета Марс по вечному календарю по методике Я.Брюса (Приложение 3).

Похожие статьи

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском...

[4, с. 37] Таким образом, возможно, что Муссолини вновь отправил военные силы Италии по своей инициативе и с той же корыстной целью и

После чего, уже совсем потрепанный флот должен был предстать во всей боевой готовности и в рамках Русской кампании.

О возможных схемах пилотируемой экспедиции на Марс

Со скоростью 12 км/с корабль долетит до Марса за 144 дня, а если он наберет 16,7 км/с, то за 70 суток.

По сути это просто ракетный лифт. Таким образом, проблема решена: большая тяжелая ракета разогнана с разумным расходом топлива, а люди не участвовали в этом...

Версаль и Петергоф. Легенды и история

В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма.

28) 9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

Об особенностях оперы испанского Барокко («Пурпур розы» Хуана...

Таким образом, возникает конфликт на уроне противопоставления любви и ревности, одно из этих чувств дарует счастье, другое — разрушает его.

На войне они столь же страстны и одержимы как Адонис и Венера. Именно поэтому в военных сценах Марса и Белоны не только...

Тетрадекаэдр: разработка жилого модуля на Марсе для 3D печати

В этот момент Марс всего в пятидесяти пяти миллионах километров от Земли. В это время люди и посылают свои корабли.

Таким образом, чтобы попасть в дом, нужно будет сначала открыть внешний шлюз, закрыть его, дождаться, когда атмосфера внешнего помещения придет в норму...

«Аэлита» А.Н. Толстого: мастерство психологического пейзажа

Именно здесь, в холодном космическом пространстве Марса, душа Лося вновь наполняется любовью.

Обыгрывая символическое содержание данного образа, Толстой каждый раз наполняет его новыми

Переписка Л. Н. Толстого и Великого Князя Николая Михайловича.

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.

Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс

Таким образом, мы можем сказать, что архитектура — это летопись в камне, дань моде и времени.

Эта загадочная пентаграмма | «Молодой

Последователи Пифагора назвали пентаграмму Гигиея по имени древнегреческой богини здоровья и

Таким образом, календарь-прогноз Горбаня — это таблица из колонок

В 2016 год господствовала планета Марс по вечному календарю по методике Я.Брюса (Приложение 3).

Задать вопрос