Агрессия и пути ее предупреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 1908 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, А. В. Агрессия и пути ее предупреждения / А. В. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41135/ (дата обращения: 29.04.2024).



Исследование агрессии человека имеет актуальность не только для психологов и философов, но и для юристов, поэтому неслучайно, что для студентов-правоведов предусмотрен курс юридической психологии, позволяющий заглянуть в сущность психики человека, понять глубинные мотивы поведения лиц, совершающих преступления.

Очень часто агрессивное поведение является одновременно и преступным, поэтому, представляется важным понимание причин агрессивного поведения. В связи с этим сразу возникает вопрос о природе агрессии. Врожденное ли это свойство человека, или человек в процессе социализации усваивает формы агрессивного поведения.

Согласно эволюционно генетическому подходу, агрессия человека рассматривается как условие выживания и адаптации индивида. Внутривидовая агрессия признается целесообразным инстинктом, выработанным и закрепленным в процессе эволюции. Агрессия — это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида, и поэтому таким же инстинктом, как и все остальные. Кроме того, фрустрация агрессивного инстинкта заставляет страдать каждого человека цивилизации, делает всех в той или иной мере психопатами [1; с. 244–245].

По мнению З. Фрейда, не находящая выхода вовне агрессия, будучи вытесненной, ведет к тяжелым повреждениям и невротизации [2; с.365].

Кроме того, психоаналитический подход исходит из прямой связи между агрессивностью и активностью. Агрессия человека, если он учитывает требования социума, позволяет ему успешно справляться с мелкими и крупными препятствиями, постоянно возникающими на его пути.

Такие ученые как А. Басс, Д. Зилменн, У. Хартуп и другие связывают существование и столь широкое распространение агрессии в условиях современного общества с теми важными функциями, которые она здесь выполняет, позволяя людям с наименьшими затратами реализовывать их цели и желания. «Хотя агрессия и не инстинкт — считает Д. Зилменн, — она выполняет важную инструментальную функцию и обладает, кроме того, еще и полезностью». Или как заметил другой американский психолог А. Басс, «агрессия окупается» [3; с.361].

В то же время важным для понимания человеческой агрессии являются исследование Э. Фромма. Так, Э. Фромм в структуре, определенной им модели агрессии, различает доброкачественную и злокачественную агрессию. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов индивида. Злокачественная агрессия не является адаптивной; не связана с сохранением жизни и не является защитой от нападения или угрозы, т. е. не сопряжена с защитой витальных интересов. Происхождение злокачественной агрессии обусловлено специфическими человеческими страстями, которые коренятся в характере. В данном случае, автор под характером понимает потребности, вытекающие из особенностей и условий человеческого существования [4; с.25].

Сдерживание крайних форм проявления инстинктивной агрессии, а тем более злокачественной агрессии — одна из самых важных задач, стоящих перед обществом. Если события 30-летней давности, связанные с окончанием «холодной войны», давали повод надеяться о возможности поворота к ненасильственному миру, то события последних лет, особенно связанные с «Исламским государством», а также с ростом терроризма в мире вызывают обоснованную тревогу. Какие же способы сдерживания агрессии предлагаются в научной литературе, и какие сложности при этом возникают.

Некоторые исследователи, в том числе А. Бандура, считают, что поведение подвергается контролю только через технику, включающую научение. Поскольку, согласно этой позиции, она является обучаемой формой поведения и как таковая открыта для непосредственного воздействия, уровень ее может быть уменьшен через ряд соответствующих процедур и прежде всего посредством удаление условий, направленных на ее подкрепление [5].

Традиционно одним из ведущих способов сдерживания агрессии считается наказание. В то же время, общераспространенным мнением является, что никогда в России карательная система не имела успеха.

Представляется, что в научной литературе отмечен пересмотр значения и роли вышеуказанного способа сдерживания агрессии — наказания. Исследования обращают внимание на недостаточную эффективность этого метода. Получены также результаты, свидетельствующие о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению тем поведенческим реакциям, против которых оно по сути дела используется. Иначе говоря, влияние его на агрессивное человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и опосредованно рядом факторов. Так, в исследованиях Л. Эрона было установлено, что наказание содействует снижению агрессии только у тех мальчиков, которые сильно идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии же такой идентификации оно, наоборот стойко ассоциируется с агрессией [6; с.192].

Данные исследования можно соотнести с работами криминологов, которые используют для исследования Методику многостороннего исследования личности (ММИЛ). Так, в профиле ММИЛ убийц, который во многом совпадает с профилем, свойственным общему психологическому портрету личности преступников, отмечено снижение по шкале 5, характеризующей выраженность традиционно мужских или женских черт характера.

Кроме того, тесную связь между родительскими действиями и проявлениями детской враждебности подтверждают также исследования У. Хартупа и Я. Де Вита. «Наказание, — считают они, — способствуют проявлению агрессивных побуждений в детской активности вне той ситуации, в которой оно имело место, а его сдерживающие эффекты действуют в пределах очень узкого круга обстоятельств» [7; с.298].

Наиболее популярным в начале 80–х годов оказались так называемые когнитивные стратегии, а также попытки контроля при помощи различных физиологических манипуляций. Смысл «когнитивной техники» кратко сводится к следующему. Спровоцированная тем или иным способом, агрессия может быть подвержена позитивной коррекции посредством существенного изменения в представлениях потерпевшего о мотивах поведения агрессора. [8; с.38].

Что касается физиологических форм и средств контроля, то они основываются на той предпосылке, что и у животных, и у человека имеются нервно-эндокринные системы, которые будучи активизированы, вызывают враждебное, насильственное поведение. Следовательно, агрессивные реакции можно устранить с помощью хирургического, фармакологического вмешательства [8; с.38].

Начиная примерно с конца 50–х годов такие методики считаются на западе вполне приемлемыми для лечения пациентов с выраженными симптомами насильственного поведения; постепенно они находят непосредственное практическое применение. Как пишут В. Марк и Ф. Эрвин — авторы работы «Насилие и мозг», результаты их исследовательской и клинической работы свидетельствуют о том, что «разрушение небольших фокальных областей лимбической системы приводят к устранению опасного поведения у убийц и насильников» [9].

Характеризуя в целом физиологические методы и средства контроля, следует отметить, что сама возможность их применения имеет сугубо медицинский характер и каждый раз ей должны предшествовать тщательный профессиональный диагноз и терапия. Вряд ли можно говорить о массовом внедрении этих методов с целью решения тех или иных социальных вопросов. [8; с.39].

В связи с использованием физиологических методов и средств контроля рассмотрим профилактику преступного поведения педофилов с помощью биомедицины. Так, в российском законодательстве введена такая мера, как химическая кастрация, которая представляет собой введение медрокиспрогестерона, подавляющего действие мужского полового гормона [10].

В то же время данная антиандрогенная терапия носит длительный характер, в некоторых случаях она должна сопровождать человека всю жизнь. Соответственно необходимо решать вопрос, кто именно будет осуществлять данную процедуру. Во-вторых, укол только одного препарата также не является решением проблемы. Зарубежный опыт показывает, что введение антиандрогенных препаратов сопровождается психотерапией, направленной на корректировку поведения, а также приемов препаратов, снижающих побочные эффекты. В-третьих, возникает вопрос о финансировании химической кастрации. Стоимость химической кастрации с учетом ее длительности весьма высока. Российское законодательство, введя химическую кастрацию, все указанные проблемные вопросы обошло стороной. Отметим, что во многих субъектах Российской Федерации химическая кастрация оценивается как что-то из области экзотики [10].

Осознавая тот факт, что большая часть агрессивно — насильственных действий усваивается извне и носит по преимуществу инструментальный характер, а следовательно, не подвержено контролю посредством физиологических манипуляций, исследователи обращаются к поиску более универсальных и эффективных сдерживающих стратегий. Многие из этих стратегий строятся с учетом принципов функционирования обучаемого поведения, включая и воздействие на внутренние импульсы, нейтрализующие враждебность. Особенно популярной и перспективной темой ряда исследований становится методика, известная под названием «несовместимых ответов» [8; 39].

В основу этой стратегии положен давно устоявшийся в психологии принцип, согласно которому организм не способен в одно и то же время переживать два качественно противоположных эмоциональны состояния или же реагировать на одну и ту же ситуацию одновременно двумя несовместимыми по своей природе ответами. Отсюда следует, что любые стимулы или условия, способные вызвать реакции или эмоциональные состояния, несовместимые с гневом и агрессией, могут быть эффективно использованы с целью их предотвращения [11].

Представляется, что одним из важнейших препятствий на пути реализации агрессии вовне является способность к сопереживанию. И здесь необходимо согласиться с Т. Г. Румянцевой, что степень сопереживания зависит не только от внешних факторов, которыми в данном случае является близость людей, степень их сходства и подобия, но и внутренней способностью личности к сопереживанию, которая целенаправленно формируется в процессе ее становления [8; с. 39].

В данном контексте нельзя не упомянуть исследования Ю. М. Антоняна, в которых отражена его последовательная научная концепция, суть которой в том, что одной из главных причин преступного поведения является эмоциональное отвержение детей своими родителями, холодное, формальное отношение к нуждам детей.

Таким образом, невозможно переоценить важность заботы и понимания в семье, которые является своеобразной «прививкой» от проявления агрессивного поведения, а особенно от преступной агрессии.

Что касается юмора, то уже давно на уровне обыденных наблюдений замечена его способность разряжать самые напряженные в эмоциональном плане ситуации. Кроме того, юмор, сатира могут быть средством, замещающим враждебные импульсы, то есть возможно выражение агрессивного поведения только в словесной форме.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что нет универсальных средств для сдерживания агрессии, и в каждом конкретном случае должны применяться соответствующие подходы и методы.

Литература:

  1. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
  2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989.
  3. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.
  4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М: Республика, 1994.
  5. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // Geen R. G., Donnerstein E. I. (eds.) Aggression: Theoretical and methodological issues. V. 1. N. Y.: Academic Press, 1983.
  6. Growing up to be violent: A longitudinal study of the development of aggression / Lefkowitz M. M. et al. N. Y., 1977.
  7. Hartup W., de Wit I. The development of aggression // Hartup W., de Wit I. (eds.) Origins of aggression. The Hague, 1978.
  8. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль// Вопросы психологии.- 1992. № 5–6.
  9. Mark V., Ervin F. Violence and the brain. N. Y., 1970.
  10. Биомедицинское право в России и за рубежом: монография / Г. Б. Романовский, Н. Н. Тарусина, А. А. Мохов и др. М.: Проспект, 2015. 368 с.
  11. Baron R. The control of human aggression. A strategy based on incompatible responces // Aggression. Theoretical and empirical reviews. 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, химическая кастрация, злокачественная агрессия, агрессия, агрессия человека, средство контроля, насильственное поведение, научная литература, российское законодательство, сохранение жизни.


Похожие статьи

Агрессивное поведение современных подростков

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст.

Косвенная агрессия — совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни...

Детская агрессия – результат становления характера

агрессия, причинение вреда, агрессивное поведение, общественное сознание, прямая агрессия, фрустрация, агрессивный потенциал, естественное состояние, подобное поведение, человеческая природа.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение.

Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников. Первый источник – это семья, которая обеспечивает ребенка различными моделями поведения.

Исследование агрессивности военнослужащих срочной службы...

Первый вид — доброкачественная агрессия, которая служит делу выживания человека и

Другой вид представляет злокачественная агрессия — деструктивность и жестокость

Если же агрессивность в повседневной жизни проявляется не в обычных условиях, а только при...

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

Агрессия как поведение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Таким образом, по мнению психологов, агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку.

К вопросу о насилии как научном понятии | Статья в журнале...

Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг.

Очень часто в литературе термин «насилие» заменяют термином «агрессия», они хоть и имеют

насилие, направленное на себя, подразделяется на суицидальное поведение и на причинение...

Особенности агрессивного поведения подростков

В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков...

В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда другим. Типы агрессии выделяются на основании ее направленности, интенсивности, форм проявления. Агрессивное поведение возникает как...

Возможности снижения агрессии с помощью тренингов

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.

В жизни агрессия может быть: доброкачественной и злокачественной.

Похожие статьи

Агрессивное поведение современных подростков

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст.

Косвенная агрессия — совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни...

Детская агрессия – результат становления характера

агрессия, причинение вреда, агрессивное поведение, общественное сознание, прямая агрессия, фрустрация, агрессивный потенциал, естественное состояние, подобное поведение, человеческая природа.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение.

Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников. Первый источник – это семья, которая обеспечивает ребенка различными моделями поведения.

Исследование агрессивности военнослужащих срочной службы...

Первый вид — доброкачественная агрессия, которая служит делу выживания человека и

Другой вид представляет злокачественная агрессия — деструктивность и жестокость

Если же агрессивность в повседневной жизни проявляется не в обычных условиях, а только при...

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

Агрессия как поведение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Таким образом, по мнению психологов, агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку.

К вопросу о насилии как научном понятии | Статья в журнале...

Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг.

Очень часто в литературе термин «насилие» заменяют термином «агрессия», они хоть и имеют

насилие, направленное на себя, подразделяется на суицидальное поведение и на причинение...

Особенности агрессивного поведения подростков

В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков.

Особенности агрессивного поведения подростков...

В литературе агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда другим. Типы агрессии выделяются на основании ее направленности, интенсивности, форм проявления. Агрессивное поведение возникает как...

Возможности снижения агрессии с помощью тренингов

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.

В жизни агрессия может быть: доброкачественной и злокачественной.

Задать вопрос