Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий / С. И. Огородник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40950/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных учреждений. Особо подчеркивается, что волонтерство студентов потом принимает форму социально значимых проектов. Так же в статье описаны проблемы участия студентов в волонтерской деятельности.

Ключевые слова: студенты, волонтерская деятельность, волонтер, проект, помогающая профессия, нуждающиеся

В настоящее время в связи с тем, что государство не может оказать всем нуждающимся гражданам помощь, то волонтерская деятельность становится очень актуальным и важным аспектом социальной сферы.

Ведь под волонтерством принято понимать деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг нуждающимся людям, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности. К волонтерам не относят люди, которые находятся на стажировке, на практике или работают бесплатно для получения профессиональных навыков. К сожалению, юридического определения термина «волонтер» пока не существует. Но, данный вид деятельности в России существует уже давно, под названиями «вспомошествие», «благотворительность», «добровольчество», «социальная активность»… Но только в конце 80-х годов термин «волонтер» стал употребляться в России.

На сегодняшнее время волонтерство начинает контролироваться высшими органами и регулироваться государственными законодательным актами. Еще в 1995 году был принят Государственной думой закон о волонтерской деятельности «Об общественных объединениях». В том же году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако нет такого государственного законодательного документа, который определял бы права волонтеров и защищал их жизнь и достоинство при выполнении общественно значимой деятельности.

Сейчас государство готово оказывать показывать помощь организациям по развитию волонтерской деятельности, поэтому организует конкурсы проектов некоммерческих организаций, где участвует большое количество волонтерских проектов.

Часто организовываются волонтерские группы или объединения на базах образовательных учреждений: школах, сузах, вузах. Таким образом, школьники и студенты имеют возможность на практике применить полученные знания и воспитать в себе толерантное отношение к нуждающимся людям. Особенно важно воспитывать в себе толерантность, эмпатию, сопереживание студентам помогающих профессий. К ним относятся студенты, обучающиеся по специальностям гуманитарной направленности: «Социальная педагогика», «Психология», «Психология служебной деятельности», «Психология образования», «Педагогика и психология», «Социальная работа» и т. д.

Участие в волонтерской деятельности и выполнение практических заданий не только в период учебной практики способствует формированию профессионально важных качеств, практических умений и навыков.

Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» появилась практически с начала образования факультета.

В 2001–2002 гг. преподавателями психолого-педагогического факультета и сотрудниками общественной организации «Педагогическое общество» (г. Арзамас) был реализован на базе детского дома проект «Детский дом — добрый дом» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям — сиротам в России».

Все направления работы осуществлялись с помощью студентов- волонтёров, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Они участвовали в организации досуга детей, в приготовлении школьных домашних заданий, спортивных играх, в кружковой работе, в посещении воспитанниками учреждений культуры вне Детского дома и др. Волонтеры — студенты в непосредственном общении с воспитанниками и в совместной с ними деятельности формировали у них адаптивный социальный опыт [1, с. 12].

И уже с декабря 2002 года началось тесное сотрудничество психолого-педагогического факультета с Арзамасской воспитательной колонией, которое в январе 2003 года переросло в проект с названием «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных», выигравший на конкурсе «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Renal Reform International (Международная тюремная реформа). Студенты-волонтеры, обучающиеся по специальностям: «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология» являлись активными участниками всех направлений проекта: работали соведущими в тренингах, помогали психологам в проведении диагностики личностных особенностей воспитанников и составляли индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ, помогали воспитанникам в подготовке домашних заданий, в организации досуговых, спортивных, познавательных и других мероприятий, в которых сами же и участвовали со своими подшефными [2, с. 250].

Но и до настоящего времени студенты осуществляют волонтерскую деятельность в Арзамасской воспитательной колонии с несовершеннолетними осужденными, которая заключается в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий, психологических тренингов на адаптацию подростков к выходу на свободу. Среди волонтеров и юноши, и девушки, что усиливает эффект подражания и идентификации с социально успешным сверстником, а также обратной связи со сверстниками своего и противоположного пола.

С января 2008 года студенты-волонтеры приняли участие в детском в Гуманитарном проекте для воспитанников детских приютов при монастырях на базе школы — интерната для мальчиков при Троице — Сергиевой Лавре в с. Топорково, Сергиево — Посадского района, Московской области. Волонтеры работали с воспитанниками Николаевского Георгиевского женского монастыря с. Абабково, Нижегородской области, школы — интерната для мальчиков при Троице-Сергиевой Лавре с.Топорково, Сергиево — Посадского района, детского дома слепо-глухих детей Московской области, Женского монастыря г. Углича, Центра социального помощи детям — приют г. Арзамаса. Студенты-волонтеры проводили с детьми спортивные и развлекательные мероприятия, участвовали в подготовке театрализованных постановок, проводили с детьми игры, помогали организовывать экскурсионные поездки детей, были тьюторами при подготовке домашних заданий по школьному курсу. После проекта студенты продолжили сотрудничество с монастырями, которые воспитывают детей-сирот.

С 2012 года студенты-волонтеры изъявили желание сотрудничать с детскими садами города Арзамаса. Администрация детских садов были рады такой помощи в воспитании и обучении детей. В муниципальных образовательных учреждениях волонтеры участвовали в утренниках и праздниках; помогали воспитателям подготавливать мероприятия и оформлять прогулочную территорию; сами подготавливали и проводили театрализованные представления для детей. Деятельность волонтеров имеет большое значение для воспитателей, старшего воспитателя и музыкального руководителя. Студенты имеют свободное время, во время которого могут качественно подготовиться к мероприятиям, в отличие от воспитателей. К тому же, приход волонтеров, всегда является для детей праздником [2, с. 251].

Волонтерская деятельность в детских садах проводится и сейчас, но количество данных учреждений, где проводится волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета, с каждым годом увеличивается.

И хотя ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» в 2013 году был упразднен и на его месте стал действовать ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал, но волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета расширяется и обогащается новыми социальными связями.

В г.Арзамас 15 февраля 2017 года был открыт гуманитарный склад благочиний города Арзамаса и Арзамасского района. Гуманитарный склад начал работу в рамках проекта «Отрада и утешение» — победителя грантового конкурса по открытию церковных гуманитарных складов, проводимого Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Данное учреждение открыто для обслуживания социально незащищенных слоев населения: многодетные семьи, малоимущих людей, пожилых людей… На склад принимаются новые вещи и вещи бывшие в употреблении, а также с приходов поступают продукты питания. Любой нуждающейся может прийти в социальный центр «Отрада и утешение» благочиний города Арзамаса и Арзамасского района и воспользоваться продукцией гуманитарного склада. Но данное учреждение нуждалось в волонтерской деятельности и администрация благочиния решила обратиться за помощью к людям, которые могли бы стать волонтерами. Психолого-педагогический факультет, имеющий большой опыт в организации волонтерской деятельности быстро откликнулся. И уже на открытии склада работали волонтеры.

Волонтерами на данном мероприятии были студенты 1 курса профиля «Психология и социальная педагогика» психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, под руководством старшего преподавателя кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Огородник С. И.

В благочинии проводится большая социальная работа по деятельности с семьями «группы риска», малоимущими, многодетными… А на психолого-педагогическом факультете как раз обучают будущих специалистов помогающих профессий: социальных работников, социальных педагогов и психологов. Позднее к студентам профиля «Психология и социальная педагогика» присоединились студенты специальности «Психология служебной деятельности».

В настоящее время волонтеры работают три дня в неделю и занимаются: приемом одежды, сортировкой, развешиванием, приемом населения, оформлением заказом, подбором вещей…

В МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», г. Арзамас студенты — волонтеры помогают проводить педагогу-психологу коррекционные занятия, социально-психологические тренинги, культурно — массовые мероприятия, психологическую диагностику…

Однако, не смотря на положительные тенденции развития волонтерской деятельности, существует ряд проблем:

  1. не у всех студентов есть желание участвовать в волонтерской деятельности, только 20 % студентов готовы безвозмездно помогать нуждающимся;
  2. студенты имеют возможность заниматься волонтерской деятельностью только в свободное от учебы время, поэтому приходится индивидуально с каждым волонтером составлять маршрут его деятельности;
  3. некоторые родители студентов, которые хотели бы заниматься волонтерской деятельностью, не понимают значимость этой работы и даже запрещают своим детям ездить в такие учреждения как «Арзамасская воспитательная колония», Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;
  4. на старших курсах студенты делают попытки устроить личную жизнь, некоторые студенты даже уже обзаводятся собственными семьями и у студентов уже не остается времени на волонтерскую деятельность.

Несмотря на это, добровольческая деятельность по своей сути и назначению являет собой неиссякаемый источник и ресурс нравственности, выступая реальной альтернативой потребительской, корыстной формы жизнедеятельности для молодежи.

Литература:

  1. Акутина С. П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов // Современные исследования социальных проблем, 2012.- № 9. — С.12–17.
  2. Огородник С. И. Развитие профессионально — важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе. // Организация и содержание современного обучения в России. Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014 г., Чебоксары) / Гл. ред Нечаев М. П. — Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. — 422 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская деятельность, психолого-педагогический факультет, студент, VIII, волонтер, Россия, арзамас, Арзамасский филиал, Арзамасская воспитательная колония, Арзамасский государственный институт.


Ключевые слова

студенты, проект, волонтерская деятельность, волонтер, помогающая профессия, нуждающиеся

Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

С 2001 года на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского целенаправленно осуществляется деятельность студентов-волонтеров, в частности в контексте проектной деятельности [1].

Арзамасский филиал Нижегородского государственного...

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, улица Карла Маркса, 36

Сайт

Волонтерская деятельность студентов...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, арзамас, психолого-педагогический факультет, Центральная...

Международное сотрудничество естественно-географического...

Сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ и кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета. Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Рассмотрена деятельность одной из волонтерских организаций г. Арзамаса по

Мирук А. В. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков

2015 г.) / Под ред. Т. Т. Щелиной, Т. В. Калининой; Арзамасский филиал ННГУ — Арзамас: Арзамасский...

История становления кафедры физической культуры...

20 декабря 2017 кафедра физической культуры Арзамасского филиала ННГУ отмечает 55 лет. Именно в этот день в 1962 году Приказом Министерства Просвещения РСФСР №5-390 в Арзамасском педагогическом институте имени А.П. Гайдара...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

Многолетние дружеские отношения связывают Арзамасскую колонию для несовершеннолетних с АФ ННГУ, а раннее Арзамасский педагогический институт.

Группа подготовленных студентов-волонтёров психолого-педагогического факультета (по...

Арзамасская воспитательная колония ГУФСИН России по...

Арзамасская воспитательная колония ГУФСИН России по Нижегородской области

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, посёлок Высокая Гора

Сайт

Огородник Светлана Ивановна — Информация об авторе

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

С 2001 года на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского целенаправленно осуществляется деятельность студентов-волонтеров, в частности в контексте проектной деятельности [1].

Арзамасский филиал Нижегородского государственного...

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, улица Карла Маркса, 36

Сайт

Волонтерская деятельность студентов...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, арзамас, психолого-педагогический факультет, Центральная...

Международное сотрудничество естественно-географического...

Сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ и кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета. Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Профилактика девиантного поведения молодежи через...

Рассмотрена деятельность одной из волонтерских организаций г. Арзамаса по

Мирук А. В. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков

2015 г.) / Под ред. Т. Т. Щелиной, Т. В. Калининой; Арзамасский филиал ННГУ — Арзамас: Арзамасский...

История становления кафедры физической культуры...

20 декабря 2017 кафедра физической культуры Арзамасского филиала ННГУ отмечает 55 лет. Именно в этот день в 1962 году Приказом Министерства Просвещения РСФСР №5-390 в Арзамасском педагогическом институте имени А.П. Гайдара...

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних...

Многолетние дружеские отношения связывают Арзамасскую колонию для несовершеннолетних с АФ ННГУ, а раннее Арзамасский педагогический институт.

Группа подготовленных студентов-волонтёров психолого-педагогического факультета (по...

Арзамасская воспитательная колония ГУФСИН России по...

Арзамасская воспитательная колония ГУФСИН России по Нижегородской области

Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, посёлок Высокая Гора

Сайт

Огородник Светлана Ивановна — Информация об авторе

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Задать вопрос