Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Рузметова, З. Н. Из опыта проведения заключительных занятий спецкурсов по литературе / З. Н. Рузметова, Райхон Раззакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 648-649. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40877/ (дата обращения: 29.04.2024).



В течение нескольких лет на отделении славянской филологии читались спецкурсы, посвященные изучению творчества отдельных поэтов, представляющих разные направления и течения в литературе — символизм, акмеизм, имажинизм, новокрестьянскую поэзию и др. В частности изучалось творчество Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Клюева и др. В конце курса нами проводились заключительные занятия, которые обобщают изученное и приводят в систему полученные студентами знания.

Несмотря на то, что такие занятия отличаются нестандартной формой проведения, т. е. прежде всего оригинальностью и новизной, в деятельности студентов наблюдается определенная схожесть, идентичность. Поэтому в структуре этих занятий наблюдается много общего. Рассмотрим примерный план таких занятий.

  1. Вступительное слово ведущего;
  2. сообщения студентов на следующие темы:

а. биография поэта;

б. периодизация его творчества;

в. начало творческого пути;

г. выступление по одному какому- либо произведению поэта (история создания, прообразы, композиция);

  1. литературное чтение;
  2. постановка сцен из произведений;
  3. исполнение песен и романсов на стихи поэта;
  4. викторина по творчеству поэта;
  5. заключительное слово преподавателя.

Указанная последовательность занятий может быть изменена, некоторые пункты могут быть опущены, однако содержание остается таким же.

Одно из таких занятий было посвящено С.Есенину — поэту драматической судьбы, чей жизненный и творческий путь был очень краток: первую книгу своих стихотворений он опубликовал в 1915 году, а в 1925 году его уже не стало. Что характерно, он принадлежит к числу самых читаемых, но к сожалению, малоизученных поэтов.

Занятие началось с вступительного слова ведущего и затем рассказ продолжался по таблице:

Периодизация творчества Сергея Есенина (по П. Ф. Юшину)

  1. Ранний период (1910–1916);

а. Спас-клепиковский период (1910-1912);

б. московский период (1913-1914);

в. петербургский период (1915–1916);

  1. Второй период (1917–1923);

а. Есенин и «скифство» (1917-1919)

б. Есенин и «имижинизм» (1919–1922)

в. роль зарубежной поездки в творческой эволюции поэта (1922-1923).

  1. Третий период (1924–1925).

После окончания Спас-клепиковской церковно — учительской школы, летом 1912 года Есенин прибывает в Москву, где ему было очень тяжело. Вместо литературных занятий приходилось каждодневно думать о куске хлеба. В письмах к родным и друзьям он пишет, что рухнули все надежды на столицу, что «жизнь — это пустая и глупая шутка» и т. д.

Душевная неустроенность отразилась и в стихотворениях этого времени:

Грустно... Душевные муки

Сердце терзают и рвут

Времени скучные звуки

Мне и вздохнуть не дают

Плюс ко всему стихи поэта ни одна редакция не печатала. И только в последний год пребывания в Москве, в 1914 г. он смог опубликовать несколько стихотворений в детских журналах «Мирок» и «Проталинка». Поэтому он решает попытать счастья в столице и в марте 1915 г. Уезжает в Петроград, где знакомится с Блоком. Он направляет Есенина к С.Городецкому, при помощи которого поэт получает возможность печататься в наиболее известных тогда столичных журналах: «Русская мысль», «Голос жизни», «Огонек», «Новый журнал», «Нива» и др. Имя поэта становится общеизвестным.

Песни и романсы на стихи Есенина широко известны. Более 100 вокальных произведений на стихи поэта созданы профессиональными композиторами. Особенно любимы романсы. Что означает романс? В чем его своеобразие?

Родиной романса является Испания. Именно там в XII-XVI вв. в творчестве странствующих певцов-сказителей (хугларов) утвердился необычный песенный жанр, исполняющийся под гитару одним (реже двумя) солистом. Первые произведения такого рода отличались балладно — героическим содержанием.

Они представляли собой как бы фрагменты эпических поэм, в которых на родном языке рассказывалось о выдающихся событиях национальной истории (отсюда и пошло название «романс» т. е. народный, национальный»). Позднее сближаясь с народно — бытовой и придворной поэзией, романс обогатился чертами интимной, любовной лирики. Это сделало его исключительно популярным не только на родине, но и во всей Европе. В XVIII веке романс из Франции попал в Россию, где несколько изменилась его тематика и поэтическая структура. Став чисто лирической пьесой, он соединил в себе признаки таких жанровых разновидностей, как литературная песня, баллада, элегия, баркарола и др.

Под гитару исполняются романсы «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» и др.

Занятия завершаются викториной. Вот некоторые вопросы викторины:

  1. Кто был прототипом образа Анны в поэме «Анна Снегина»?
  2. Кому посвящено стихотворение «Я красивых таких не видел…»?
  3. Был ли Есенин на военной службе? Расскажите кем и как служил?
  4. Посетил ли Есенин Персию? Расскажите историю создания цикла стихов «Персидские мотивы».

Опыт показывает, что подготовка и проведение таких занятий особенно активизирует студентов, вызывает в них интерес, а всё это помогает в свою очередь развивать их творческую деятельность, приучает к самостоятельности в получении новых знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, стих поэта, XII-XVI, вступительное слово ведущего, Москва, романс, творческий путь.


Похожие статьи

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

На занятии прозвучало очень много стихов поэта и песен на его стихи в исполнении

Он начался с песни «Не желаю, не зову, не плачу», после чего я сказала краткое вступительное слово

Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на...

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

— Время и место рождения жанра кантаты (рубеж XVIXVII веков, Италия).

В отличие от других его произведений, где основой литературного текста были стихи великих поэтов, «Курские песни» созданы на

«Жизненный и творческий путь Г. В. Свиридова». Тест № 1.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Символы России — наши главные слова, Герб, Гимн, и Флаг — вот ценность нашей жизни, Президент, Конституция, Кремль и Москва, — все это связано с нашей Отчизной!

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения!

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века | Статья в журнале...

Кроме того, в начале своего творческого пути большинство его современников считали его выходцем из чужой культуры.

Цель вступительного слова учителя не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том

1900–1910» произведений поэта увидел свет в Москве.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

– Разучивание музыкально-литературного материала (песен, стихов о Родине, отрывков из былин).

Когда порой нет силы на жизненном пути, К твоей, Русь, материнской, я припаду груди

Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем...

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

А ведь Москва — литературная столица, здесь огромное количество домов, памятников, улиц

В поисках путей решения обозначенной выше проблемы мы поставили перед собой цель

Включили в текст цитаты. Подобрали материалы для вступительного слова и заключения...

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Этой же особенностью обладали народно-церковные действа и «вертепы» XVIXVII вв

Достаточно вспомнить его знакомство с великим князем Константином Константиновичем Романовым (К.Р.), с которым он вел переписку и на стихи которого писал романсы.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Ведущий. Вдохновляла Сталинградская битва и поэтов. В битве на Волге действительность открыла перед ними слова: мужество, самопожертвование, благородство человеческих характеров. Поэзия о войне развивалась в двух направлениях: стихи из окопов и тема памяти...

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

В каждом стихотворении о пути, дороге, горах, автор будто вскликивает: «Я тоже путник твой!»

В строках одного из стихотворений Ю. И. Визбора «Прощай, Москва, созвездие дорог…», мы можем заметить, как синий цвет в совокупности с другими словами...

Похожие статьи

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

На занятии прозвучало очень много стихов поэта и песен на его стихи в исполнении

Он начался с песни «Не желаю, не зову, не плачу», после чего я сказала краткое вступительное слово

Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на...

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

— Время и место рождения жанра кантаты (рубеж XVIXVII веков, Италия).

В отличие от других его произведений, где основой литературного текста были стихи великих поэтов, «Курские песни» созданы на

«Жизненный и творческий путь Г. В. Свиридова». Тест № 1.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Символы России — наши главные слова, Герб, Гимн, и Флаг — вот ценность нашей жизни, Президент, Конституция, Кремль и Москва, — все это связано с нашей Отчизной!

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения!

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века | Статья в журнале...

Кроме того, в начале своего творческого пути большинство его современников считали его выходцем из чужой культуры.

Цель вступительного слова учителя не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том

1900–1910» произведений поэта увидел свет в Москве.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

– Разучивание музыкально-литературного материала (песен, стихов о Родине, отрывков из былин).

Когда порой нет силы на жизненном пути, К твоей, Русь, материнской, я припаду груди

Вед: Наше занятие недаром началось с задушевной песни. Сегодня мы с вами будем...

Опыт создания виртуальной экскурсии «Москва Л. Н. Толстого»

А ведь Москва — литературная столица, здесь огромное количество домов, памятников, улиц

В поисках путей решения обозначенной выше проблемы мы поставили перед собой цель

Включили в текст цитаты. Подобрали материалы для вступительного слова и заключения...

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Этой же особенностью обладали народно-церковные действа и «вертепы» XVIXVII вв

Достаточно вспомнить его знакомство с великим князем Константином Константиновичем Романовым (К.Р.), с которым он вел переписку и на стихи которого писал романсы.

Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой...»

Ведущий. Вдохновляла Сталинградская битва и поэтов. В битве на Волге действительность открыла перед ними слова: мужество, самопожертвование, благородство человеческих характеров. Поэзия о войне развивалась в двух направлениях: стихи из окопов и тема памяти...

Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной...

В каждом стихотворении о пути, дороге, горах, автор будто вскликивает: «Я тоже путник твой!»

В строках одного из стихотворений Ю. И. Визбора «Прощай, Москва, созвездие дорог…», мы можем заметить, как синий цвет в совокупности с другими словами...

Задать вопрос